Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному искусству.
Задачи:
- Знакомство с музеем музыкальной культуры имени Михаила Ивановича Глинки.
- Закреплять виды и названия музыкальных инструментов.
- Формировать у детей интерес к народной музыке, вызывать желание исполнять на музыкальных инструментах народные мелодии и петь частушки.
- Совершенствовать навыки игры в оркестре, развивать исполнительское мастерство.
- Формировать осознание своих эстетических эмоций в соответствии с характером музыкального произведения.
- Формировать у детей мотивацию к творческой активности через пение, музицирование и изобразительную деятельность.
- Воспитывать любовь и гордость за свой народ.
- Приобщать дошкольников к русской культуре; способствовать развитию эстетического вкуса.
- Расширять кругозор и пополнять словарный запас.
- Развивать словарь эстетических эмоций – детей, упражнять в умении подбирать точные слова для характеристики музыкальных произведений.
- Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, характерных признаках.
- Развивать умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формировать потребности в прекрасном.
- Формировать знания, навыки и умения составлять хохломской узор, выделять характерные элементы росписи. Учить составлять узор на шаблоне, заполнять его завитками и украшать ягодками, листьями; используя в работе определённые цвета (чёрный, красный, зелёный).
- Закреплять умение рисовать концом кисти и всей кистью (ягоды, листья), использовать ватные палочки для тычка.
Материалы и оборудование:
- экран, ноутбук, проектор;
- выставка музыкальных инструментов;
- шаблоны ложек;
- краски;
- кисти;
- ватные палочки;
- стаканы для воды;
- подставки для кисточки;
- тряпочки;
- демонстрационные образцы;
- шаблоны для оформления выставки, мольберт;
- указка, деревянная ложка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель встречает детей у входа в зал.
Музыкальный руководитель: Ребята представьте, что мы с вами пойдём в музей. Проходите.
Дети под музыку М.И. Глинки заходят в зал.
Музыкальный руководитель: Посмотрите мы с вами не одни, это тоже посетители музея. Давайте их поприветствуем.
Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель: А теперь повернитесь ко мне и послушайте, что я вам расскажу.
Слайд 1: - Мы с вами пришли в музей, который называется «Музей музыкальной культуры имени Михаила Ивановича Глинки.
Слайд 2: - Посмотрите на экран, это вестибюль музея М.И. Глинки, который написал много музыкальных произведений. И в его честь назвали музей музыкальных инструментов.
В музее находятся редкие музыкальные записи.
Слайд 3: - Большая коллекция музыкальных инструментов из разных стран. Слайды 4-10: - Посмотрите, какие инструменты вы видите на экране?
Ребята, давайте вспомним, какие виды музыкальных инструментов вы знаете?
Дети: Струнные, духовые, клавишные, ударные, народные.
Музыкальный руководитель: Какие, инструменты, которые здесь находятся, вам знакомы? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, как вы думаете, в зале каких музыкальных инструментов мы находимся?
Дети: Народных.
Музыкальный руководитель: Почему эти инструменты называются народными? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на стульчики. Послушайте внимательно р.н.п. «Я на горку шла» и потом вы мне ответите, какой характер у этого произведения и какие музыкальные инструменты вы услышали?
Звучит аудио запись р.н.п. «Я НА ГОРКУ ШЛА»
Музыкальный руководитель: Ребята, какой характер у этого произведения? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: А вы хотите стать народными музыкантами? Проходите, берите инструменты и вставайте полукругом.
Дети берут музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель: Мы с вами прослушали р.н.п. «Я на горку шла», а теперь давайте её сыграем.
Р.Н.П.: «Я НА ГОРКУ ШЛА» в исполнении детей
Музыкальный руководитель: Ребята хорошие вы музыканты, положите инструменты и присаживайтесь.
Воспитатель: Я тоже с ложкой пришла, хотела кашу попробовать, но кажется не туда попала. Ребята, какие вы молодцы, хорошо играли, а какие у вас инструменты. Разве на ложках играют, я думала, что ими только едят. Ложки такие красивые, расписные. Кто знает, как называется такая роспись?
Как волшебница Жар – птица
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица
Золотая… (хохлома)
Дети: Она называется хохломская.
Воспитатель: А сейчас посмотрите на экран и послушайте сказку о хохломе.
Слайд 11: - Давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок – умелец Избу построил,
Слайд 12: стол да лавку сделал,
Слайд 13: посуду деревянную вырезал.
Слайд 14: Варил себе кашу и птицам не забывал посыпать.
Слайд 15: Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и её угостил. Задела жар-птица золотым крылом чашу с кашей, стала чаша золотой. Когда Жар-птица улетела в благодарность перо подарила, и этим пером стал мужичок посуду расписывать.
Слайд 16: Взял он деревянную ложку и пером нарисовал на ней дорожку, да веточки.
Слайд 17: Так увлёкся мужичок, что не заметил, как солнышко стало садиться
Слайд 18: и перо в его руках покраснело, и добавил он тогда красных ягодок.
Слайд 19: Покатилась росинка по зелёной травинке,
Слайд 20: подхватил её мужичок, и набросал зелёные листочки.
Слайд 21: Совсем стемнело на опушке – всё стало чёрным казаться и даже перо.
Слайд 22: Тогда взмахнул он им и нанёс последние мазки; точки да прожилки.
Слайд 23: И так мужичок расписал всю посуду. Заснул он уставший. А утром просыпается, диву даётся, какая сказочная посуда у него получилась. И сияет так, будто перо Жар-птицы красу свою подарила. С тех пор и по сей день эту расписную посуду как называют? (ответы детей)
Воспитатель: А вы хотите стать настоящими мастерами – художниками хохломы? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, для нас в музее приготовили мастерскую. Тихонько проходите, присаживайтесь. Ребята, что у вас лежит на столах? (ложки) Но только на них нет узора, давайте их распишем. Для начала давайте вспомним, в какой последовательности мы будем наносить узор. Возьмите свои кисти, как мы берём кисть, около металлического наконечника и покажите, как вы будете рисовать. Нужно провести большой завиток снизу вверх (получается веточка). Затем с одной и другой стороны большого завитка рисуем маленькие завитки.
Воспитатель: Что ещё мы изображаем на веточке?
Дети: Ягоды.
Воспитатель: Ягоды, чем можно еще нарисовать кроме кисточки?
Дети: Ватной палочкой.
Воспитатель: Правильно, способом тычка. А листья как рисуем?
Дети: Приемом примакивания.
Воспитатель: Не забудьте на концах ягод дорисовать крапинки (точки). Приступайте к работе.
Дети расписывают ложки. Детей, кто расписал ложку, воспитатель подводит к выставке и вместе с ними украшает выставку готовой работой.
Воспитатель:
Ребята, я вижу вы устали.
Проходите не ленитесь и немножко разомнитесь.
Музыкальный руководитель:
Ну-ка, ложки разбирайте,
Петь частушки начинайте.
ЧАСТУШКИ
Хохлома так хохлома
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу,
Петуха и курицу.Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать.
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.Я вчера такое видел,
Не расскажешь никому.
Сидит заяц на берёзе
И рисует хохлому.Ах, Россия, ты Россия!
В каждом доме терема,
Всей земле на удивленье
Золотая хохлома!
Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку.
Вопросы воспитателя:
1) Ребята, а что вы сегодня расписывали?
2) Как вы думаете, всё у вас получилось?
3) А кем вы сегодня были?
4) Сейчас нам … скажет, какие элементы росписи использовал(ла) в своей работе?
5) Какие цвета вам понадобились для узора?
6) Что мы обычно делаем ложками?
Вопросы музыкального руководителя:
7) Как мы сегодня ещё использовали ложки?
Слайды 24-28: Хохломской росписью украшали не только ложки, но и другие музыкальные инструменты.
8) В каком зале мы с вами находимся?
9) Слайд 29: - А чьё имя носит этот музей?
10) Вам понравилась наша экскурсия?
Музыкальный руководитель: На этом наша экскурсия закончилась и нам пора возвращаться в детский сад.
Дети под музыку выходят из музыкального зала.