Интегрированное занятие «Мы живем в Москве» в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: ознакомление с культурно-историческим наследием и духовно-нравственное воспитание дошкольников; систематизация и закрепление в игровой форме представлений детей о стране, в которой живем, городе, районе, посредством ранее полученных знаний по развитию речи; ознакомлению с окружающим миром.

Задачи:

  • формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Кремле, Красной площади;
  • развивать внимание, словесно-логическое мышление, воображение;
  • расширять кругозор, развивать любознательность, воспитывать интерес к истории у дошкольников.

Программное содержание: Расширять представления детей о древней и современной Москве, познакомить с символами России, Москвы, Восточного административного округа, района Вешняки – флаг и герб. Уточнить знания детей о достопримечательностях родного города. Активизировать тематический словарь. Совершенствовать умение работать с бумагой. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение и творческую активность. Воспитывать умение слушать собеседника, выполнять задания совместно, помогая друг другу, радоваться достигнутым результатам. Поощрять творческую инициативу.

Дидактические материалы и оборудование: Наглядный материал: изображение Московского кремля, гербы России, Москвы, Восточного административного округа, района Вешняки. Мольберт деревянный, мольберт магнитный, магниты. Заготовки для создания герба семьи: картонные щиты различных форм и цветов, из цветной бумаги геральдические символы, клей, пластиковые салфетки. Столы, стулья. Мультимедийная система, аудиотехника, накопитель с записями музыки «Добрый день» слова В. Суслова, музыка Я. Дубравина, «Рассвет на Москве – реке» М.П. Мусоргского, «Военный марш» В. Свиридова, «Моя Россия» слова Н.Соловьевой, музыка Г. Струве, «Я шагаю по Москве» музыка А. Петрова, слова Г. Шпаликова, «Хорошо на московском просторе» музыка Т. Хренникова, слова В. Гусева.

Предварительная работа: знакомство с условиями жизни и бытом москвичей в древние времена, беседы о Москве, о государственных символах, о геральдике, изготовление из картона и цветной бумаги заготовок для герба семьи.

Ход занятия

Эмоциональный настрой на занятие. Дети выходят с лентами, встают врассыпную. Исполняют песню «Добрый день». Приветствие гостей.

Педагог-психолог: Дорогие ребята, мы с вами живем в стране, которая называется … (ответ детей – Россия). Сердце России – это наш город … (ответ детей – Москва).

А сердцем Москвы является Московский кремль. Для вас приготовлены изображения кремлей из разных городов России. Подскажите, ребята, какой кремль Московский (ответ детей)?

А здесь вы видите ещё несколько кремлей. Какой из них Московский (Ответы детей – все четыре: кремль с сосновыми стенами, дубовыми, белокаменными и из красного кирпича)? Первые стены были построены по приказу основателя Москвы Юрия Долгорукого, вторые Ивана Калиты, Третьи Дмитрия Донского, четвертые Ивана Третьего. Почему стены были построены в разное время из разных материалов? (Ответы детей)

Педагог-психолог: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы должны её отгадать.

Что за площадь есть в Москве
Там, где башня Спасская?
Эту площадь знают все,
Эта площадь … (ответ детей – Красная).

Педагог-психолог: Правильно – Красная. А всегда ли красная площадь так называлась? Сколько было названий у Красной площади и почему (ответы детей – три: Торг, Пожар, Красная)?

Педагог-психолог: Ребята, предлагаю вашему вниманию блиц-опрос (с использованием мультимедийной системы, дети указкой показывают правильный ответ).

  1. Какая группа цифр соответствует году основания Москвы?(1147)
  2. Сколько угловых башен у стен московского кремля?(3)
  3. Сколько башен с красными рубиновыми звездами?(5)
  4. Сколько башен с воротами у московского кремля?(4)

Педагог-психолог: Ребята, сейчас мы разделимся на три команды. Каждая команда получит свое задание. Необходимо помочь кремлевским башням, которые потеряли свои детали. У некоторых из них потерялись кремлевские звезды, у других – флажки – флюгеры. Некоторым башням нужно добавить ворота, а другим – круги у основания. (Дети на магнитной доске прикрепляют на верху изображения кремлевских башен звезды или флажки - флюгеры, а внизу – ворота или круги. Педагог-психолог проверяет правильность выполнения задания с помощью детей, озвучивая названия башен: Спасская, Боровицкая, Никольская, Троицкая башни с воротами и звездой, Водовзводная башня – со звездой и круглым основанием, Москворецкая и Угловая арсенальная башни с флажком-флюгером и круглым основанием.)

Педагог-психолог: Продолжим блиц – опрос (с использованием мультимедийной системы, дети указкой показывают правильный ответ).

  1. Отметьте Российский флаг.
  2. Отметьте флаг района Вешняки.
  3. Покажите флаг Москвы.
  4. Покажите флаг Восточного административного округа.

ФИЗМИНУТКА

Под музыку дети выполняют ритмические движения с флажками.

Педагог-психолог: Отдохнули? Тогда скажите мне, какими красивыми словами вы могли бы описать наш город? (Ответы детей – большая, огромная, красивая, белокаменная, прекрасная, разноцветная, веселая, великолепная, любимая, многолюдная, интересная, милая, хорошая, главная, великая, древняя, современная, шумная и т.д.)

А что в Москве можно делать? (Ответы детей – гулять, спать, учиться, работать, ходить в детский сад, гимназию, музеи, магазины, зоопарк, театры, храмы, парки, выставки, Останкинскую телебашню и т.д.)

Педагог-психолог: - Мы с вами уже знаем о том, что все города и страны имеют свой герб. На экране мы видим гербы. (Ответы детей – России, Москвы, Восточного округа, района Вешняки.) Герб имеет форму щита. Напомните мне, пожалуйста, какой формы бывают щиты? (Ответы детей - круглый, квадратный, ромбовый, прямоугольный и т.д.) На гербе всегда изображается что-то важное для города или страны. Герб также бывает и семейный.

Педагог-психолог: Ребята, присаживайтесь за столы. Мы с вами провели предварительную работу. Вы уже продумали, что вы хотите расположить на гербе своей семьи, как должен выглядеть щит. А теперь приступим к окончательному этапу, к его созданию. Перед вами лежат заготовки для создания герба семьи: картонные щиты, из цветной бумаги геральдические символы, клей. Все эти материалы вам помогут в изготовлении семейного герба.

(Педагог-психолог напоминает о том, что работу надо выполнять аккуратно, помогая друг, другу соблюдая правила поведения за столом при работе с клеем. В процессе выполнения работы педагог-психолог уточняет у детей: какие геральдические символы используются ими в работе и почему были выбраны эти символы для создания герба семьи.)

Педагог-психолог: Теперь у каждого из вас есть свой семейный герб. Это символ вашей семьи. Все гербы получились разными, потому что в каждой семье есть свои особенности, свои достоинства, которые олицетворяют основные черты вашего семейного рода.

Педагог-психолог: Мы хотели бы закончить наше занятие добрыми словами о Москве – стихотворением А.Барто (читают дети).

Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.

Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.

Река светилась пламенем,
Пожар здесь бушевал,
Но город белокаменный
Из пламени вставал.

Стоял велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат.

Педагог-психолог:

Всем спасибо! До свидания!