Мы все знаем, что в начале урока английского языка должна проводиться фонетическая зарядка. Очень часто для нее используются различные рифмовки и стихи. Однажды мне захотелось связать фонетическую зарядку с темой урока, и я стала подбирать соответствующие стихи в Интернете. Позднее я решила использовать стихи также как упражнение по технике чтения и для введения в урок. Например, мы читаем стихотворение, а потом анализируем его элементы, и я объясняю новый материал. Но оказалось не так-то просто подобрать стихи ко всем темам. Легко найти стихотворение по таким темам, как «Лето» или «Школа». Но если тема урока – «Возвратные местоимения»? Или бывало так: стихотворение есть, но для данного класса оно чересчур сложное. И тогда усталость от бесплодных поисков вынудила меня писать стихи самостоятельно. Я, конечно, не претендую на лавры поэтессы, это стихи чисто учебные, но я хочу ими поделиться: может быть, кому-нибудь пригодятся?
Итак, сначала представляю стихи для начальной школы.
1. Тема «Личные местоимения».
We are pupils,
They are pupils,
They are pupils, too.
We are pupils,
They are pupils…
What about you?
2. Следующее стихотворение можно использовать по темам «Артикли» и «Внешность».
I have got a kitten.
My kitten is very nice.
He has got a pink nose
And shining blue eyes.
The nose is always wet.
The kitten is always fed.
3. Тема “Future Simple Tense”.
The winter will be cold,
I will play in the snow.
I will go to Norway.
And where will you go?
4. Тема «Мы едем на пикник».
I want to have a picnic,
But it is cold today.
The weather will be better,
We’ll fly a kite and play.
5. Тема «Мой дом».
Let’s go to my house,
Let’s go today.
I’ll show you the rooms
Where we work and play.
Here is the kitchen
Where Mother cooks for me,
Here is the living room
Where we watch TV.
We have meals in the dining room,
It is big and fine.
And this room is my own room,
I love it, it is mine!
6. Тема «Предлоги места».
Who is sitting next to you?
This is my friend, her name is Sue.
And who is there,
Behind the armchair?
That’s Nick,
He is playing hide-and-seek.
7-8. Тема «Степени сравнения прилагательных».
7.
Tim is small,
But Nick is smaller.
Ben is tall,
But Jim is taller.
Tom is the tallest of them all,
So he is good at basketball.
8.
The zebra is tall, the giraffe is the tallest.
The mouse is small, but the bug is the smallest.
The rabbit is clean, but the cat is the cleanest.
My dog’s very thin, and, I think, he’s the thinnest!
(Моя собака – афганская борзая, и я объясняю детям, что они все очень худые, это свойство их породы).
9. Тема “Past Simple Tense”.
When I was four I played with the ball.
I thought it was big, but it was rather small.
The ball jumped and jumped and it ran so fast!
I ran after it but I lost it at last.
10. Тема «Указательные местоимения “this/that”.
This horse is very strong,
He can run so fast!
I ride him as long
As my holidays last.
And that horse is faster,
How often I see
Him winning the race
On the screen of TV!
He proudly walks,
And the golden cups shine…
But I love my Reddy
Because he is mine!
При работе над этим стихотворением я предлагаю детям объяснить разницу между лошадьми. Сначала они начинают говорить, что одна лошадь быстрее, а другая медленнее, потом – что одна живет в городе, а другая в деревне. Тогда я обращаю внимание детей на местоимения this и that. Если дети учили дома правило, они быстро понимают: одна лошадь рядом, а другую можно увидеть только по телевизору. Стихотворение также имеет воспитательное значение. Хозяину лошади его любимец дороже всех кубков!
Стихи для средней школы. Сочинять их было сложнее, т.к. темы стали глубже и требования выше. Дети, бывало, критиковали мои стихи. Поэтому в некоторых стихах для этого возраста есть философский смысл. Но тема урока все равно – прежде всего.
11. Тема «Возвратные местоимения».
A fragile girl in the African land
Can build a house herself,
But many European men
Can’t even make a shelf!
I can repair my bike myself
And make a model, too.
We do many things ourselves…
And what about you?
Здесь я рассказываю детям, что женщины из племени масаев действительно сами, в одиночку строят свои дома, это их обязанность.
12. Лексические единицы “house” и “home”.
I live not far from London,
My house is number six.
It’s very old and ugly
And built of yellow bricks.
But when my mum is here
I feel I am at home.
She feels it with her love,
And I’m not alone.
После анализа стихотворения дети начинают понимать разницу между house – зданием и home – домашним очагом.
13. Лексические единицы “change” и “exchange”.
Oh, look! Tim has changed a pin for a book!
And how about that? Ann has changed her beads for a cat!
I think the exchange isn’t fair:
The cat is changing her hair!
14-15. Тема «Берем интервью».
14.
I’ll do something new,
I’ll take an interview!
Lots of questions will I ask.
That will be a heavy task!
В этом стихотворении, как и в некоторых последующих, использована инверсия. Но это в стихах оправдано. Например, фраза из мультфильма “Muzzy” : “Off we go!”
15.
Questions, questions,
Lots of questions
I must answer in the lesson.
Let me ask a question, too:
Are my answers new for you?
У детей слово “question” всегда вызывает трудности. С помощью этих стихов можно заострить внимание ребят на этом слове.
16-17. Оборот “to be going to do something”
16.
I’m going to go
To Norway where there is snow.
I’m going to ski!
Would you like to join me?
Некоторые учителя опасаются фразы “I’m going to go”. Спешу успокоить: фраза эта имеет право на существование. В английском учебнике “Brilliant” (J. Perrett) один раздел так и называется: “I’m going to go”. А раз можно англичанам, то и нам, я думаю, тоже.
17.
Two teams are going to meet
And they are going to compete.
So, I’m going to take part
Because I think I’m really smart!
18. Тема «Present Continuous Tense”.
I’m singing, listen to me!
Children are dancing round the tree.
Snow is falling, clean and white.
We’re going to have fun tonight!
Здесь уместно объяснить детям разницу между уже изученным оборотом “to be going to do something” и Present Continuous Tense.
19-20. Тема “Present Perfect Tense”.
19.
I have washes my spoons and forks –
Now they are clean.
I have been to Paris –
Where have you been?
I have seen a tiger –
I can tell you about it.
I have eaten too much –
I am a little stout.
В стихотворении подчеркивается связь прошлого с настоящим.
20.
I have washed my spoons and forks –
He has washed them too.
He has given me some books –
I can show you!
I have bought some corn,
He has bought some bread,
We have fed the sparrows,
And now they are glad!
Как видно, стихотворение 20 напрямую связано со стихотворением 19, имеет место сравнение выражения 1 и 3 лиц единственного числа. Стихотворение также учит детей доброте и любви к «братьям нашим меньшим».
21. Тема «Хобби».
I’m fond of sports
And he is fond of reading.
Nick likes playing tennis
And John likes watching video.
We’re fond of travelling,
Others are fond of chess.
You must have a hobby, too…
Please, let me try to guess!
Здесь обыгрывается оборот “to be fond of”.
22-24. Следующие стихи посвящены рассказу К. Уэста «Дядя и тетя Пэт» (домашнее чтение).
22.
I wish I went to Canada,
I wish I saw a beaver,
I wish I paddled a canoe
Along the Northern river.
I wish I were an Indian,
I wish I could be free!
To get lost in the forest –
That would be life for me!
В рассказе говорится о Колодце желаний, поэтому уместно просто поговорить о наших «лучших желаниях, наших свежих мечтаниях», чтобы они не «истлели быстрой чередой, как листья осенью гнилой» (А.С. Пушкин). Но даже если учитель не работает по этому рассказу, стихотворение можно использовать для объяснения условных предложений с “I wish”.
23.
I have got a superstore,
Superstore, superstore,
I have got a superstore,
My goods are the best.
I have lots of customers
Customers, customers,
I have lots of customers
And no time to rest.
Здесь отрабатываются лексические единицы “superstore”, “customer” и “goods”.
24.
Life is plastic, life is clay.
You can knead it every day.
Life is in your skilful hands.
On your will your life depends.
Это стихотворение служит подведением итогов всего рассказа, оно передает его главную мысль. Надо не сидеть и сокрушаться о своей тяжелой жизни и бедности (как это делали дядя и тетя Пэт), а действовать. И никакой джин тебе не поможет, если ты не поможешь себе сам!
В стихотворении использована инверсия.
Еще раз хочу подчеркнуть, что эти стихи – не Поэзия. Моей целью было не воспеть красоту Мира, а просто настроить детей на урок. Поэтому я не боялась употреблять однообразные рифмы, нарушать ритм. По моему мнению, писать по-настоящему хорошие стихи может только носитель языка. Но своей цели я, как правило, добивалась.
Конечно, каждый учитель начинает урок по-своему. Использовать или не использовать для этого стихи – it’s up to you. Я написала эту статью просто для того, чтобы поделиться своим опытом. А, может быть, у Вас получится лучше? Попробуйте!