Почему мы любим кошек и собак? 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Показать учащимся разнообразие пород кошек и собак, раскрыть их значение для человека; познакомить с важнейшими правилами ухода за этими животными.
  • Развитие познавательного интереса, наблюдательности у детей; устной речи учащихся.
  • Воспитание любви к животным, эмоциональной отзывчивости у детей; экологическое воспитание учащихся.

Планируемые результаты: (УУД)

  • Познавательные: выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов, ищут и выделяют необходимую информацию, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
  • Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют  в соответствии с учителем и одноклассниками необходимые действия, оценивают результат своих действий.
  • Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, положительного отношения к процессу познания; чувства прекрасного, эстетических чувств.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, конверты с заданиями, костюм кошки, учебник  А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс часть 2, «Окружающий мир» Рабочая тетрадь 1 класс часть 2. Презентация «Почему мы любим кошек и собак?»

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

2. Актуализация знаний.

Почта Мудрой Черепашки. Слайд 2.

- Отгадайте загадку.

Загадка.

Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил.
От чудесного моста
Всему миру красота.  (Радуга)

Задания  в конвертах.

- Вспомните, сколько в радуге цветов и  фразу – подсказку, которая помогает правильно расположить цвета радуги. Расположите цветные полоски, чтобы у вас получился кусочек радуги.

Работа в парах. На партах лежат конверты.  В конверте лежат цветные полоски: красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая, розовая, белая. Дети собирают из них кусочек радуги. Проверка. Слайд 2.

3. Самоопределение к деятельности.

- Наша Мудрая Черепашка приготовила для нас ещё задания. Давайте послушаем куплет песенки, о ком сегодня мы будем говорить на уроке?
Звучит первый куплет песни «Котёнок и щенок». Слайд 2.
- Ребята, вы догадались, о ком у нас пойдёт разговор – о любимых многими домашних животных – о кошках и собаках. Слайд 3.
Прочитайте тему урока и учебные задачи, над которыми мы будем работать на уроке, стр. 42.

4. Постановка учебной задачи.

- Поднимите руку, а у кого дома есть кошки? А собаки? Вот видите – кто - то из ребят держит дома милых кошек, а у других верные собаки.  Как вы к ним относитесь? А вы никогда не задумывались, почему мы любим наших четвероногих друзей? (высказывания детей)

5. Работа по теме урока.

1.  Рассказ  ученика о кошке. Слайд 3.

- Кто хочет рассказать о своем питомце, поможет нам  план:

  • Название животного
  • Его порода
  • Кличка
  • Окраска
  • Характер питомца
  • Забавный эпизод  из наблюдений

2. Рассказ учителя. Слайд 4.

- Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет.  Но до сих пор она остаётся существом во многом таинственным. В разных странах относились по-разному к ней.

В Европе много сот лет назад кошку преследовали, так как считали, что в ней поселяются чёрные силы, что они приносят несчастье.
В древней Руси хозяйственные качества кошки высоко ценились, её взяли под защиту закона.
А хотите узнать, сколько стоила кошка? За кошку давали три гривны – была такая денежная монета. Много это или мало? Судите сами, кошка приравнивалась по цене 1 быку.

У кошки необыкновенные качества: у неё тонкий слух, она слышит шорох, который производят мыши, но не  реагируют на громкую музыку.  Кошка очень   чистоплотная и часто умывается.  А знаете почему? Кошка вылизывает с головы до лап, чтобы мыши не учуяли её запах! Кошка – домашний охотник.  Если добыча  по запаху почует опасность – останется кошка голодной.

3. Беседа.

- Что интересного вы узнали о кошках? Почему она часто умывается?

Какие породы кошек вы знаете?

Слайд 5. Фотографии кошек известных пород: персидская, русская голубая, сиамская, сибирская, европейская короткошерстная, сфинкс.

- Рассмотрите рисунки на стр. 42 учебника. Расскажите, как надо ухаживать за кошкой?

6. Физкультминутка.

Кот Васька потянулся,
Раз нагнулся, два потянулся.
Лапки в стороны развёл
Мышку видно не нашёл,
Чтобы мышку достать,
Нужно на носочки встать.

7. Продолжение работы по теме урока.

1. Игра «Соберите картинку».

- Соберите картинку.  Кто у вас получилась?  Работа в парах. (У ребят разрезанная фотография собаки - таксы.) Слайд 6.

2. Беседа.

- Внимательно вглядитесь в фотографию. Кто из вас знает, какая это порода? Это такса. Постарайтесь представить себе, а какое сейчас настроение у неё? Какой  характер?  Какая жизнь у таксы? Почему вы так решили? А как относится к ней хозяин?

Счастливая жизнь собаки во многом зависит от её владельца, как он за ней ухаживает, заботится.

- Рассмотрите рисунки на стр. 43. Расскажите, как нужно ухаживать за собакой, чтобы она вам дарила такую радостную, добрую улыбку. 
- Какие породы собак вы знаете?

3. Рассказ учителя. Слайд 6.

- Собаки – самые верные друзья. Человек приручил собаку гораздо раньше большинства других животных.  Более 10 тыс. Лет назад, когда люди были бродячими охотниками, они приручили волка. Постепенно волк превратился в собаку. Собаки  очень преданные животные. 
Первой  собакой в космосе была Лайка, которую запустили на борту  советского спутника «Спутник 2» в 1957 году.

Средняя  продолжительность жизни собаки составляет 15 лет.

У  собак прекрасно развито обоняние. Они различают около 500 000 запахов, что на порядок выше, чем человек, нос которого может распознать  всего несколько тысяч.

Породы собак.

- Современные собаки поражают разнообразием своего внешнего облика (окраса, размеров), характера, темперамента и назначения.
Как же разобраться в этом разнообразии? Первым, что приходит на ум – это породы собак по их размеру.

Слайд 7. Собаки  бывают:

  • Крупными.
  • Средними.
  • Маленькими.
  • Карликовыми.

Если за основу принять назначение породы, собаки бывают:

  • Сторожевыми  (Немецкая овчарка)
  • Охранными  (Ньюфаундленд)
  • Бойцовскими (Шарпей)
  • Защитными (Московская сторожевая)
  • Охотничьими (лайка, такса).
  • Ездовыми (Сибирский хаски)
  • Пастушьими (Колли)
  • Домашними (карманными, комнатными) (Болонка). Слайд 8.

4. Практическая работа в группах.

- Как ухаживать за кошкой и собакой?  

- Рассмотрите на стр. 43 предметы, необходимые за уходом за кошкой и собакой. Задания группам. Первой группе  – по рисункам в учебнике назвать предметы ухода за кошкой и объяснить, для чего они предназначены.

Второй  группе  – по рисункам в учебнике  назвать предметы ухода за собакой и объяснить, для чего они предназначены. Коллективная проверка.

5. Выполнение задания в учебном пособии Рабочая тетрадь на стр. 27.

- Рассмотрите  рисунок. Кто из детей правильно выгуливает собаку?

- Какое правило забыл один из мальчиков? Почему опасно гулять с собакой без намордника и поводка?

6. Выполнение задания.

Инсценировка отрывка 2 уч-ся стихотворения Алексея Дмитриева «Бездомная кошка»

Однажды я встретил бездомную кошку.
– Как ваши дела?
– Ничего, понемножку.
– Я слышал, что вы тяжело заболели?
– Болела.
– Так значит, лежали в постели?
– Бездомной мне некуда ставить постель.
– Как странно, – я думал, –
Что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело –
Я молча, а кошка тихохонько пела.
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
- Какой была кошечка в начале истории? А в конце?

Почему автор в последней строчке стихотворения, написал, что каждому нужен свой собственный дом?  

7.  «Мы в ответе за тех, кого приручили ». Слайд 9.

- Ребята, а как называются эти животные? Почему? Как  вы думаете, откуда берутся бездомные животные? Не виноваты ли в этом мы, люди?

По вине безжалостных людей многие кошки и собаки становятся бездомным  и несчастными. Беспризорные животные собаки и кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Они тоскуют по хозяину. 

Без тепла и недостатка пищи  многие из них начинают болеть. Запомни эти правила поведения с бездомными животными.

  • Не трогай бездомных собак и кошек. Помни, что некоторые болезни — лишай, чесотка, бешенство –  от  животных передаются людям.
  • Если ты играл с бездомными животными или держал их на руках, кормил, то обязательно тщательно вымой руки.
  •  Если тебя укусила или поцарапала собака, кошка, немедленно скажи об этом родителям. Здоровые животные не будут этого делать. От укуса, царапин бешеных собак, кошек можно умереть. Поэтому обяза­тельно нужно сделать прививку против бешенства.

Ребята, если вы решили завести кошку или собаку, то помните, что любовь к животным требует и времени, и труда, и забот, и средств. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал замечательные слова: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Чтение вывода в учебнике стр. 43.

8. Рефлексия.

Ответы на вопросы учебника стр. 43 в рамке.

- Оцените свои достижения на уроке.

Учащиеся называют знак, объясняют свой выбор.

9. Подведение итогов урока.

- Ребята, о чём мы говорили на уроке?

- Что нового для себя вы узнали о наших любимцах?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы беспризорных кошек и собак стало меньше?

- Вспомните вопрос темы урока,  как бы вы ответили на него?

Я надеюсь, что этот урок заставил вас по-новому посмотреть на отношение к нашим четвероногим друзьям.  Будьте  отзывчивыми, заботливыми, ответственными и добрыми хозяевами для своих  питомцев. Слайд 10.

10. Рекомендации для занятий дома.

Вместе с родителями собрать материал к проекту «Мои домашние питомцы».

Список использованной литературы.

  1. Интересное о кошках для детей. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru Стихотворение Алексея Дмитриева «Бездомная кошка» http://www.stihi.ru/2014/08/06/5190
  2. Интересные факты о собаках.
    1. http://povtoriashki.ru/dlya_detey/inerestnie_fakti/zhivotnie/sobachki/
  3. Загадки про Радугу – Детские загадки с ответами… http://detkam.e-papa.ru/zagadki/30/
    1. Персональный сайт учителя – Стихи для проведения…
    2. http://kisla.ucoz.ru/index/stikhi_dlja_provedenija_organizacionnykh_momentov/0-19
    3. http://2kak.ru/node/215
    4. http://doggy-puppy.ru/145-karlikovye-porody-sobak-top-10-opisanie-s-foto.html
  4. Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.
  5. Рабочая программа по курсу «Окружающему мир». 1 класс/ Сост. Т. Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2014. – 48 с. – (Рабочие программы).
  6.  http://www.worldofschool.ru/zdorovye/priroda/opasnost-domashnih-zhivotnyh.-pravila-povedeniya-vblizi-zhivotnyh
  7. Поурочные разработки по курсу «Окружающему мир». 1 класс/ Сост. Т. Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2012. – 368 с. – (В помощь учителю).