Исторические личности в произведениях литературы и искусства. Александр Невский

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Цели и задачи мероприятия:

  • развитие аналитического, творческого мышления, интеллекта обучающихся через созерцание и эмоциональное восприятие культурных ценностей;
  • формирование у юного поколения трепетного отношения к историческому прошлому Отечества, к произведениям литературы и искусства;
  • формирование  у детей устойчивой мотивации к самообразованию (обучению), самореализации в социум-пространстве;
  • формирование коммуникативных способностей учащихся;
  • воспитание высокой нравственности, духовности подрастающих «строителей истории».

Форма мероприятия: демонстрация мультимедиа-презентации с комментариями и элементами беседы.

Оборудование: мультимедиа-аппаратура, экран, музыкальный центр, компьютер.

Содержание мероприятия

(Слайд 1) Презентация

Приветствие и представление автора презентации, участников мероприятия.

(Слайд 2)

Учитель (или ведущий). Слова знаменитого придворного историографа,писателя 2-й половины 18 века - первой трети 19 века, основоположника русского сентиментализма, автора многотомной «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина адресованы «святому благоверному князю, святому витязю земли русской» Александру Невскому. Почему «имя Святого, ему данное, выразительней Великого» мы постараемся разобраться в процессе дальнейшей беседы.

(Слайд 3)

Участник (соведущий). Смысл человеческого бытия и роль личности в истории России всегда вызывали интерес исследователей разных поколений.

В истории русского государства были такие напряжённые моменты, когда каждый шаг крупного вождя (князя, полководца, царя, императора) мог самым непосредственным образом повлиять на судьбы сограждан, да и других народов тоже. Именно в такие периоды Русь, Россия порождали величайших деятелей в государственной, духовной и общественной жизни, в военном деле. Очень часто им приходилось решать «множественные задачи», которые ставило перед ними время.

Мудрый политик, талантливый дипломат, гениальный полководец, патриот земли русской - составляющие величия образа князя Александра Невского.

Учитель (или ведущий). Каким мы видим Александра Невского на полотне известногохудожникаXX века П.Д.Корина «Александр Невский» (средняя часть триптиха)?

П/о (и далее: предполагаемый ответ):Защитник родной земли, богатырь показан на фоне стягас изображением Спаса и иконы Георгия Победоносца.

Учитель (или ведущий). Все эти образы, так же, как и суровый пейзаж реки Волхов, и купола собора Святой Софии за спиной легендарного полководца, государственного деятеля не случайны, потому что создана картина в 1942 году.

Что защищал А.Невский?

П/о: Родное Отечество, духовные идеалы России.

(Слайд 4)

Участник (соведущий). 30 мая (по ст.ст.) далёкого 1220 года. «Воистину Божий город» Переславль-Залесский стал местом рождения Александра Невского – «святого благоверного князя, святого витязя земли русской».

Почти восемь столетий отделяют нас от этого великого события в  жизни каждого православного христианина.

Учитель (или ведущий). Что вы знаете о детстве и воспитании «благоверного князя»?

П/о: Детство у него было короткое. Несколько лет мальчик жил по обычаю в женской половине дома, но подходило время, и княжича отбирали у мамок и нянек, и совершали постриг, после которого для Александра наступали суровые годы учебы, подготовки к принятию княжеской власти. В Преображенском храме, построенным Юрием Долгоруким, А.Невский получил от епископа первое благословение на воинскую службу. В женскую половину он больше не вернулся. Его учили письму, счету, книжной мудрости. Главной книгой его детства была Библия. Приобщали его к знанию законов, русских народных традиций, рассказывали историю предков. Главным было изучение премудростям ратного дела.

Учитель (или ведущий). Какими качествами (кроме тех, которые он унаследовал от своих предков) должен был обладать человек, воспитанный подобным образом?

П/о: Почитать родителей, уважать живущих рядом, быть мудрым, сильным, смелым, терпеливым, заботиться о народе (как государственный деятель), постоянно помнить об истории Отечества, стремиться к развитию в Отечестве всего гуманного, лучшего, никогда не забывать об общечеловеческих нравственных и духовных ценностях.

Учитель (или ведущий).Какие «множественные задачи»,поставленные временем, приходилось решать «святому благоверному князю»?

П/о: Оставаясь высоконравственным, духовно богатым Человеком терпеливо, мужественно, мудро решать сложные государственные проблемы с русскими князьями(стремился к воссоединению раздробленных княжеств), с католическим«западом» (датчане, шведы, немцы, литовцы), с воинственным, многочисленным и сильнейшим «востоком» (монголо-татарами). За всю жизнь он - мудрый стратег, политик, дипломат, талантливый полководец не проиграл ни одной битвы, предотвратил разорительные походы монголо-татар, «подчинившись» Золотой Орде.

Учитель (или ведущий).Какие впечатления оставались у «окружающих» после общения с «благоверным князем»?

(Слайд 5)

Участник (соведущий). Из 90 князей и княгинь потомства великого Рюрика, причисленных к лику святых, Александр – самый почитаемый и любимый князь не только в России, но и в других странах», «от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».

Древним источником литературного образа Александра Невского является «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» конца XIII века. Существуют несколько житийных описаний образа «благоверного князя», составленных в разные века.

Учитель (или ведущий).Что такое «житие»?

П/о: Житие - это наиболее распространённый духовный жанр древнерусской литературы, посвящённое жизнеописанию святых людей. Житие составлялось после смерти святого, прославляло его. Жанр соблюдал строгую схему изложения, изобиловал церковнославянизмами.

Учитель (или ведущий). Летописные источники древней Руси сопровождались яркими, красочными миниатюрами изобразительного искусства, которые посвящали различным историческим событиям и личностям.

Одна из них - миниатюра Лицевого летописного свода XVI века «Житие Александра Невского. Невская битва»Конечно, все помнят о том, что Невский получил свою «фамилию» в результате победы над шведами на Неве. Пётр I основал Александро-Невскую лавру,новую столицу Российского государства на Неве-реке, сделал «Святого князя» небесным покровителем. Пётр I нашёл в князе историко-религиозный пример, который почитался народом и Церковью.

(Слайд 6)

Участник (соведущий). «О таких сказал Исайя-пророк: "Князь хороший в странах – тих, приветлив, кроток, смиренен – и тем подобен богу". Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и бог помогает, ибо бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое».

(Слайд 7)

Участник (соведущий). И увидел его царь Батый, и поразился,и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». 

Учитель (или ведущий). Это ли не мудрая политика - «уважать сильного соперника», склонить голову и преклонить колено в драматический для Отечества исторический момент, защищая не «карман», а духовные ценности своего народа!

Участник (соведущий). Однажды пришли к Александру послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: "Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших – Агаллада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем".

Учитель (или ведущий). Древнейший, прославленный своими завоеваниями католический Рим присылает двух умнейших кардиналов для разговора о «законе божьем»! Конечно, мудрый Александр Невский не мог изменить православной вере.

Сразу после смерти благоверный князь Александр Ярославич стал Святым, и не просто так. Как вы думаете, почему?

П/о: Он служил Богу, служа в миру своему народу, Отечеству, православию.

(Слайд 8,9)

Участник (соведущий).В честь Святого благоверного  князя  Александра Невского построено  много  храмов, соборов, церквей.

(Слайд 10)

Учитель (или ведущий). К личности Александра Невского обращались в своих произведениях писатели и поэты разных эпох.

Участник (соведущий). Поэт А.А.Майков писал:

«…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая,упадали,
Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой -
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв - отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и богом…»

Учитель (или ведущий). Прежде, чем перейти к следующему слайду, предлагаю вам познакомиться с комментариями к документальному фильму «Неизвестное Ледовое побоище» режиссёров И.Пожарской и Б.Фёдорова:

«Солнечным утром 5 апреля 1242 года на Чудском озере произошло знаменитое Ледовое побоище. Из русских летописей известно, что было оно «на Узмени, у Вороньего камня», и что часть разбитых немцев провалилась под лед. Но со временем названия «Узмень» и «Вороний Камень» оказались утраченными. Поэтому точно определить место битвы оказалось невозможно.

Существуют три версии возможного места Ледового побоища. «Официальная» относит его к острову Вороний у юго-восточного берега Чудского озера. Однако, экспедицией Академии Наук здесь не найдено ни одного материального подтверждения происходившей семь с половиной веков назад битвы. Другая версия исходит из того, что Ледовое побоище произошло в Эстонии. Понятия «Узмень» и «Вороний камень» из летописного известия с равным успехов могут относиться к западному берегу Чудского озера. Третья версия вооще ставит под сомнение возможность битвы на льду. Ведь западные источники, например, «Ливонская рифмованная хроника», говорит о сражении «на траве». Но как тогда быть с самим названием «Ледовое побоище»?»

Возможно, ваше поколение найдет ответы на поставленные вопросы. А пока - посмотрим фрагмент из этого фильма.

Просмотр фрагмента документального фильма «Неизвестное Ледовое побоище».

(Слайд 11)

Участник (соведущий). Поэт К.С.Симонов описывает знаменитое историческое событие следующими поэтическими строчками:

«… Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.
… И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь…»

Учитель (или ведущий). Зримые образы этой битвы представлены в музыке пятой части кантаты «Александр Невский» композитора С.С.Прокофьева и на полотне художника В.Назарука с одноимённым названием «Ледовое побоище»: «…И была сеча зла, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо покрылся кровью».

(Слайд 12)

На фоне аудиозаписи пятой части кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева - просмотр слайда с изображением картины В.Назарука «Ледовое побоище».

(Слайд 13)

Участник (соведущий). Людмила Лидер в своей поэме «Невский - матрица ценностей» создаёт образ мудрого полководца, мужественного защитника земли русской:

«…Он молодым был и пригожим,
Всем сердцем Русь свою любил,
Молва носилась: «Богом рожден»,
Великим, мудрым князем был!
Разбив в Ижоре грозных шведов,
В свои неполных двадцать лет,
Где добыл мужеством победу,
Как снова Русь трясет от бед!
Пусть с опытом еще «не густо»,
Минуло  только двадцать два,
Он полководцем стал искусным,
В толк брал военные дела.
С отцом не раз в суровых битвах,
Стальную волю закалял,
Ему дано было родиться,
Украсить ратный пьедестал…»

Далее: смотреть полотно художника Г.И.Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами».

Слушать музыкальный фрагмент кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»: «Въезд Александра Невского во Псков».

(Слайд 14)

Учитель (или ведущий). 1263 год стал последним годом жизни великого Александра Невского. По дороге домой из очередной поездки в столицу Золотой Орды князь, почувствовав недомогание, решил остановиться в небольшом Городце. Там он принял монашество. Через день Александр Ярославич умер. Ему было всего 43 года.

Из стихотворения Н.М.Языкова «В Городце в 1263 году»:

«…Тихо лампада пред образом Спаса горит…
Князь, неподвижен, лежит...
Словно как свет над его просиял головой –
Чудной лицо озарилось красой,
Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело -
И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»…»

В качестве иллюстраций - картины: Г.И.Семирадский. «Кончина Александра Невского», Г.И.Семирадский. «Погребение Александра Невского»

Участник (соведущий). Интерес к личности Александра Невского был, есть и будет проявляться в различные исторические времена человеческого бытия.

(Слайд 15)

Учитель (или ведущий). Разнообразно представлен князь Александр Невский на полотнах великих мастеров изобразительного искусства.
Г.И.Семирадский изображает его молодым, энергичным, волевым воином и государственным деятелем, в облике которого святость может только угадываться.

В качестве иллюстраций - картины: Г.И.Семирадский. «Александр Невский в Орде», Г.И.Семирадский. «Александр Невский принимает папских легатов».

(Слайд 16)

Участник (соведущий). М.В.Нестеров наполнил образ Святого благоверного князя  Александра Невского молитвенным сосредоточием.

В качестве иллюстраций - картины: М.В.Нестеров. «Успение Святого Александра Невского». М.В.Нестеров. «Князь Александр Невский».

(Слайд 17)

Учитель (или ведущий). В.М.Васнецов внёс в образ А.Невского черты былинно-сказочной поэтики, народного фольклора. Во внешнем облике Святого князя он сделал акцент на его славянство.

В качестве иллюстраций- картины: В.М.Васнецов. «Святой Александр Невский». В.М.Васнецов. «Александр Невский». Икона (г. Псков).

(Слайд 18)

Участник (соведущий). Н.К.Рерих подчёркивает то, чем  всегда была и будет сильна душа русского человека, русского народа - сердобольность, сострадание. «Все остановились за князем Александром. Все замерли от горя и скорби…»

В качестве иллюстраций - картина: Н.К.Рерих. «Александр Невский». 1942 г.

Предназначенное для мозаики полотно Н.К.Рерих специально сделал в характере древнерусской книжной миниатюры. Создаётся впечатление, что он смотрит на «происходящее» глазами художника - очевидца.

В качестве иллюстраций - мозаичное полотно: Н.К.Рерих. «Бой Александра Невского с ярлом Биргером». 1904г.

(Слайд 19)

Учитель (или ведущий). Что такое икона?..

П/о: Икона - это живописное изображение Бога, святого, святых.

Учитель (или ведущий). Как писали святые образы?

П/о: Удлинённые лица, неправильные черты лица. Лики святых сосредоточены, т.к. они далеки от земных переживаний, а руки приподняты в молитве или благословении людей.

Учитель (или ведущий). Иконописные символы имеют определённое значение: круг - вечность, нимб - сияние святости, крест - символ несломленной веры. По одежде узнают воинов, царей, священников, князей, пророков, мучеников.

Символичны цвета: золотой - сияние Бога, пурпурный - цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле, красный - символ Воскресения - победы жизни над смертью, цвет крови и мучений Христа, белый - чистота,святость и простота,синий(голубой) - вечный небесный мир, зелёный - надежда, обновление природы, коричневый - прах, тленность, чёрный - зло и смерть.

Участник (соведущий). Первые иконописные образы Александра Невского появляются лишь в середине XVI века.
Святому благоверному князю Александру Невскому посвящено огромное количество икон. Техника их исполнения разнообразна: фрески, росписи на стенах храмов, соборов, церквей; темпера по дереву; вышивки разными материалами; мозаичные полотна…  «Сюжеты» икон также отличаются друг от друга.

Просмотр - Слайды 19-23.

(Слайд 24)

Учитель (или ведущий). «Истинный христианин, святой благоверный князь Александр Невский был храбрым воином, талантливым полководцем, защитником Руси, хранителем православной веры и молитвенником за русский народ. На востоке святой Александр свою веру и Русь защищал со смирением и унижением, на западе он был грозным противником для тех, кто пытался посягать на исконные русские земли…»
« …Князь Александр Ярославич Невский, по подсчётам выдающегося военного историка А.Н.Кирпичникова, провёл не меньше 12 битв и военных операций со шведами, немцами, Литвой и во всех добился успеха…»

Далее: смотреть фрагмент художественного фильма «Александр. Невская битва» Режиссёр- Игорь Коленов. 2008 год.
(Слайд 25)

Участник (соведущий). Классический исторический фильм 30-х годов «Александр Невский» является одной из лучших работ режиссёра Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал знаменитый композитор  Сергей Прокофьев. Тексты вокально-хоровых фрагментов написаны автором музыки и поэтом Владимиром Луговским.

Премьера фильма в 1938 году и его повторная экранизация в 1942 году, в год Великой Отечественной войны, в год семисотлетия Ледового побоища, имели огромный успех.

(Слайд 26)

Просмотр видео: фрагмент из кинофильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» на фоне аудиозаписи из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»: «Вставайте люди русские…» (можно заменить показом фрагмента из самого фильма).
(Слайд 27)

Участник (соведущий). Интересно,что работа над музыкой к фильму С.Эйзенштейна «Александр невский» происходила следующим образом: либо режиссёр показывал композитору законченный кусок отснятой плёнки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн выстраивал кинокадры к музыке. В результате такого доверия художников друг другу Прокофьев считал Эйзенштейна «очень тонким музыкантом», а режиссёр поражался способности композитора передавать в музыке суть зрительных образов киноплёнки.

(Слайд 28)

Участник (соведущий). Кантата «Александр Невский» из музыки к  одноимённому фильму в семи частях  звучит в концертных залах как самостоятельное произведение. Его фрагменты уже звучали сегодня во время просмотра презентации.

Учитель (или ведущий). 2010 год - год 65-летия нашей победы в Великой Отечественной войне стал годом почитания Российской истории. В городе Саратове - нашем областном центре проходил  знаменитый XXIII Собиновский фестиваль вокалистов. И кульминацией концерта, открывающего этот фестиваль, стало исполнение кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский». Очень знаменательно и символично.

Саратовский театр оперы и балета любезно предоставил нам возможность послушать и посмотреть сейчас фрагмент видеозаписи, сделанной в 2010 году.

«…На Руси родной, на Руси большой
Не бывать врагу.
Поднимайся, встань,
Мать родная Русь!..»

(Просмотр фрагмента видеозаписи.)

(Слайд 29)

Учитель (или ведущий). Чьи слова напоминают вам следующие пословицы и поговорки:

«Славу свою добывай в бою».
«Героем упадёшь - поднимут, трусом упадёшь – раздавят».
«Знали, кого били, потому и победили».
«Кому мир дорог, тот и нам дорог».

П/о: Слова А.Невского, которые мы читали сегодня на слайдах.

Участник (соведущий). Святому витязю земли русской посвящены многочисленные скульптуры, в том числе:

Скульпторы В.Козенюк, А.Тальмин, А.Чартин. Памятник Александру Невскому. Скульптор И.И.Козлов и архитектор П.С.Бутенко. Памятник Александру Невскому и его дружине.

(Слайд 30)

Учитель (или ведущий). 2012 год - год российской истории, год 700-летия со дня победы Александра Невского и его дружины в Ледовом побоище.

Неоднозначно мнение историков-исследователей к этому и другим событиям XIII века. Но неоспорима очередная победа Святого благоверного князя в телевизионном проекте «Имя России».

Здесь уместно было бы вспомнить слова великого, гениально мудрого А.С.Пушкина:

«…Но, клянусь честью, что ни за что на свете
я не хотел бы переменить Отечество,
или иметь другую историю,
кроме истории наших предков,
такой, какой нам Бог её дал».

(Слайд 31)

Участник (соведущий). Великозначение наград имени Александра Невского.

Учитель (или ведущий). Великозначение того, что юное поколение XXI века интересуется историей, культурой Россиии выражает своё уважительно-бережное отношение к памяти о вышеизложенных событиях в рисунках школьной выставки-конкурса «Защитники Отечества глазами детей. Александр Невский».

Демонстрация рисунков учащихся:

(Слайды 32-33)

Участник (соведущий). Свято имя великой исторической личности - личности Александра Невского, «святого витязя земли русской», «святого благоверного князя земли русской».

Учитель (или ведущий). Велико значение памяти человеческой! Без прошлого нет настоящего и будущего! Вам, юным, предстоит сохранить память о святых витязях земли русской!