Симтема работы над лексическим материалом в 5-м классе на базе УМК "Звездный английский" (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки


Мой педагогический стаж - 27 лет работы в языковых школах. Работала по разным учебникам, как наших, так и иностранных авторов. 5 лет работаю по линейке учебников «Звёздный английский» (освоила учебники с 4 по 11 классы) и хочу выразить благодарность её авторскому коллективу за создание такого качественного и интересного детям продукта. Он прекрасно готовит детей к экзаменам в 9 и 11 классах, причём достаточно иметь лишь учебник и рабочую тетрадь к нему. Он настолько глубок и обширен, что никаких других пособий не требуется. А чтобы молодые специалисты не «захлебнулись в море материала», в частности в море лексики, хотелось бы поделиться своим опытом работы.

Учебник для каждой параллели состоит из 6 модулей. Каждый модуль включает 7-8 текстов. Каждый текст сопровождается разделом Check these words, который содержит от 8 до 25! ЛЕ к тексту. Никогда я не прошу детей выучить к диктанту все ЛЕ. Убеждена, что механическое зазубривание отдельных слов – путь в никуда. При работе над каждым текстом модуля важно сначала определить те несколько (5-8 в пятом классе) слов и словосочетаний, которые имеют повышенную частотность, которые можно легко переносить в подтемы других модулей, и которые будут востребованы учащимися на протяжении всех лет обучения в школе. Выше приведён активный вокабуляр для 5 класса:

VOCABULARY 5TH FORM

Module 1:
1a – photography, cycling, dream, become, be good at
1b – wait/waiter, electrician, architect/architecture, author, subject, literature, story, journey
1c – symbol, nation, government building, on display
1e – height/of medium height, weight, in his early/late twenties, wear a moustache/a beard, beauty/ beautiful, wealth/ wealthy
1f – successful, win/ winner
1 Russia – equipment, objective, throw, basic idea

Module 2:
2a – wardrobe/cupboard, stairs, huge, spacious, bright, friendly to the environment, everywhere, have a great view of …
2b – neighbor/neighbourhood, well-equipped, chore
2c – take photographs, have fun, get wet, forget, skyscraper, fantastic views, fly/ flight
2d – modern, cosy, It’s perfect for me!, area/neighbourhood, balcony
2e – a unique way of life, simple, nearby
2f – along/across the street, through the tunnel
2h – The best thing about my room is that (WB p.20) …

Module 3:
3a – daily routines, free-time activities, danger/dangerous, poison/poisonous
3b – outdoors, magazine, share the beauty of nature with people
3c – make friends, attend school, school uniform, compete with/competition, musical events, experience, school canteen, join a club, activities
3e – normal, play/playful, rare animals, exotic, gentle, amazing experience, a treat, do one’s best
3f – perform/performer/performance, have a unique experience, take part in, work hard, be on time, give advice/advise
3 Russia – common, cartoons

Module 4:
4a – coach, volcano, visit lots of sights, walk around the city, have a snack at a café
4b – success/successful, expensive, gorgeous
4c – accessories, get tired of, indoor(s), roller coaster, aquarium, sea creature, amusement park, food court
4e – follow (a map), get lost, delicious = tasty, food stall
4f – include, fried food, a bowl of cereal, scrambled eggs, important
4g – dance to music, take part in street performances
4i – characterize, exist, survive
4 Russia – depend on, sour cream, contain/container, either … or …

Module 5:
5a – ancient, empty/full of, wide/narrow, modern/old, private/public, lucky/unlucky, busy, destroy
5b – at the age of …, wealthy (boys), empire/emperor/empress, fish/fisherman, goods
5c – enjoy doing, cheap, colour/colouful, fashion/fashionable, show, popular
5e – ugly/beautiful, weak/strong, earthquake, date back to
5f – fascinating = interesting, advise/advisor, power/powerful, fight battles, free
5g – boring/fascinating/interesting, sad/depressing, funny/amusing, frightening/scary, exciting/amazing, все жанры фильмов – ex.1
5i – native/foreign, arrive, respect, protect
5 Russia – education, improve, rule/ruler

Module 6:
6a – clear, explore/exploration, go on a river cruise, It was an amazing (fantastic, great, unique) experience, take a ride
6b – weird = unusual, wear my hair in a bun/a pony tail/loose
6c – exhibit/exhibition, impressive, prison/prisoner
6e – text friends, chat online, download music, smartphone, tablet, laptop, GPS receiver, gadget
6f – polite/impolite, polite/rude, show respect, shake hands, shake/nod your head, smile at people, point at people, greet people
6g – have a cold/the flu, have a sore throat, have a runny nose, have a fever, twist/sprain your ankle/wrist, cut your finger
6 Russia – cosmonautics, space exploration

Существительные заучиваются в единственном и множественном числе, глаголы в четырёх формах, прилагательные в трёх степенях сравнения. Необходимо уделять внимание синонимам и антонимам, а также словообразованию. Дети должны знать, что с помощью суффиксов er, -or, - tion образуются существительные, а суффиксы -ous, -ful, -y помогают образовать прилагательные.

Стараюсь, чтобы дети усваивали новую лексику в контексте, «вплетали» её в собственные рассказы о личностно значимых вещах. Чтобы проконтролировать умение писать новые слова составляю диктанты, которые одновременно являются опорой, образцом для собственного высказывания на заданную тему. В качестве примера хочу привести тексты диктантов к разделам 2а, 2b, 2c и 2d:

1. My flat isn’t huge. The rooms aren’t spacious, but they are bright. There are plants everywhere. My flat is on the twelfth floor. It has a great view of Moscow. My flat is well-equipped. We’ve got a fridge, a washing machine and a vacuum cleaner. This equipment helps us with our chores, but it isn’t friendly to the environment.

2. I livе in a modern block of flats. It is in a really quiet neighbourhood. The best thing about my flat is that it’s cozy and comfortable. It’s perfect for me! It has a fantastic view of the Sokolniky park. In winter people skate on the skating rink there, in summer they have a lot of fun, too.
Далее дети пишут письма о своих районах, домах, квартирах и любимых комнатах. Им приходится трансформировать данные в диктанте предложения и переносить ранее изученный языковой материал в новый контекст.

Учащиеся должны как можно больше создавать собственные продукты (рассказы и письма), которые дают возможность ребёнку продемонстрировать свои знания. Чтобы навык написания личного письма перешёл в умение требуется не один год. Упражнение 7 в разделе просит детей написать письмо другу и поделиться впечатлениями от пребывания на кенийском ранчо, где охраняют редкий вид жирафов: Send your English friend an email. In your email write : where you are, what the place is like, what is special about it and what you like most.
Использую это упражнение, чтобы показать и научить детей, как «вплетать» новую лексику в контекст письма. Мы вместе на уроке создаём этот текст, последовательно отвечая на вопросы.

Dear Sam,
I’m in Africa, in Kenya. I’m staying at a hotel here. It’s a fantastic place. I can see rare Rothschild giraffes and exotic birds everywhere. The best thing about the place is that I can feed giraffes every morning. I give them different treats. It’s an amazing experience. They are playful and gentle creatures.
See you soon.
Yours,
Mary

Дети учат это письмо наизусть, чтобы написать его на следующем уроке (а лучше через урок(и) – чем больше повторяют, тем прочнее запоминают) по памяти.

В конце работы над модулем мы выполняем самостоятельную работу, которая показывает насколько хорошо усвоена лексика модуля. В тетрадях для контрольных работ делим страницу пополам, в левой колонке пишем 15 русских словосочетаний, в правой – их английские эквиваленты. Например: Module 3
гулять с друзьями (hang out with friends), посылать СМС родителям, болтать с друзьями по телефону, внеклассные мероприятия, изучать различные предметы, принимать участие в представлениях, иметь удивительный опыт, игривые и нежные создания, носить школьную форму, посещать кружки, готовиться к школе, делиться красотой природы с людьми, опасный и ядовитый, распорядок дня. (Вся лексика из активного вокабуляра.)

Часто дети дома сами готовят рассказ на определённую тему с новыми словами, который они будут писать в классе. Перед учащимися ставится цель использовать как можно больше новых ЛЕ в небольшом по объёму рассказике, т.к. время написания обычно лимитировано 3-5 минутами. Например, работая над разделом о современных гаджетах, я попросила детей рассказать (упражнение 1б) и уметь написать, зачем нам нужны 4 самых популярных гаджета, а именно ноутбуки, смартфоны, планшеты и GPS навигаторы, используя глагол to use и ЛЕ из упражнения 1а. Рассказы получились однотипными, но цель (совершенствование орфографических и языковых навыков) достигнута. Образец рассказа:

A lot of us just can’t live without gadgets. We use a smartphone to call other people, to text friends, to download music and listen to it. We use a tablet to chat online and to share photos. We use a laptop to surf the Internet and to send emails. We use a GPS receiver to look up maps.

Ознакомившись с лексикой по теме «Здоровье» - 6g, ребята следующим образом могут комментировать отсутствие их одноклассников на занятиях: I guess she/he hasn’t sprained her/his wrist or twisted her/his leg. I think she/he hasn’t caught a cold. She isn’t having a fever now. She isn’t having a runny nose or a sore throat. I think she isn’t staying in bed now. She just doesn’t want to go to school today. И пусть рассказ звучит примитивно (однотипные конструкции). Важно, что пятиклассник, отвечая на мой вопрос Why are they away? может его воспроизвести произвольно, без подготовки, просто вспоминая выделенные накануне и выученные дома ЛЕ. Положительный момент заключается и в том, что возникает потребность употреблять Present Perfect и Present Continuous. Путём проб и ошибок учащиеся приходят к тому, что в данном случае необходимо употребление именно этих времён.

Неоценимый вклад в активизацию пройденного языкового материала вносят упражнения по описанию фотографий. Каждый ребёнок создаёт собственный продукт, опираясь на усвоенный материал. По тому, насколько успешно он описывает картинку (учитывается следование плану, выбор грамматических конструкций, демонстрация богатого вокабуляра), можно судить о его уровне владения языком.
С планом описания фотографий (people, place, activities, weather, clothes, feelings) мы знакомимся, работая над разделом 4b учебника (упражнение 6). Причем дети сами составляют этот план, исходя из предложенного авторами описания. Привожу пример описания фотографии из упражнения 2с на стр.112. Это упражнение было задано детям в качестве домашнего задания и я попросила их указать не менее 3 активностей людей, изображенных на фото:

In the picture we can see a woman and two men. They are outside, at the bus stop. I think they are in London. They are going back home from work. The woman is getting on a bus. She is holding a bag in her hand. The men are standing behind her and waiting their turn. The senior one is holding a ticket in his hand. The weather is chilly and cloudy. The people in the picture are wearing coats. I guess they are feeling tired because they have worked hard.

Можно расширить задание, попросив детей включить в описание отрицательные предложения, или попросить их рассказать о планах на вечер изображенных на фото людей. (I think they will … или I guess they are going to …). На страницах учебника много фотографий, что позволяет заниматься этим регулярно. Описание фотографий учит не только употреблению времён, но и артиклей.

На протяжении всего 5 класса дети составляют небольшие рассказы о себе и своей семье или друзьях, чтобы лучше усвоить лексику и грамматику курса. В конце шестого модуля (раздел Writing стр.109) они знакомятся со словами, которые помогают излагать события последовательно. В данном рассказе-образце это: an hour later, then, suddenly, unfortunately, then, thirty minutes later. Кроме того, я обращаю внимание детей на слова из текста, которые помогут сделать их собственные рассказы более содержательными: to decide, to trip on smth., to call for help, to find out. Напоминаю, что прилагательные сделают рассказ более ярким. Дома они пишут и учат наизусть рассказ с заданной лексикой – упр.6 стр.120 (Write a story using the phrases below (120-150 words): my family and I, on holiday in Egypt, ride a camel/see Piramids, fall off, break leg, go to hospital, feel disappointed.) Непременное условие – включение в рассказ слов на стр.109. На следующем уроке слушаем и анализируем три рассказа. (Анализируем грамматику и богатство употреблённой лексики.) Прошу детей быть внимательными, т.к. им нужно будет сказать, какие слова на стр.109 были использованы рассказчиком и понравился ли им рассказ и почему. (The story was nothing special/I liked the story because it was full of events.) У детей очень богатое воображение, они молодцы! Мне запомнился следующий рассказ:
Last summer my family and I travelled to Egypt. We had a wonderful time there. I made a lot of friends. We went sightseeing on a tour bus and saw fantastic Piramids. One day while we were walking around the town, we saw a camel. I decided to take a camel ride. It was an amazing experience. Suddenly the camel tripped on a rock and I fell off. Uhfortunately, I broke my leg. I couldn’t walk. I didn’t call for help because my parents were nearby. Five minutes later we went to hospital. A doctor put plaster around my leg. Then we came back to the hotel and I had to stay in bed. I felt disappointed because I couldn’t go to the beach.

Учащихся необходимо «купать» в английском языке на уроках. Поэтому каждый урок я начинаю с того, что спрашиваю их, чем мы занимались на предыдущем уроке (активизация Past Simple). Затем спрашиваю, чем мы занимаемся на сегодняшнем уроке, судя по домашнему заданию (активизация Present Continuous) и почему мы этим занимаемся (to show/improve our ability to do smth., to enrich/show our knowledge of …). В конце каждого этапа урока интересуюсь, что мы только-что сделали (активизация Present Perfect) и зачем. В конце урока прошу детей рассказать о том, чем мы собираемся делать на следующем уроке, судя по домашнему заданию (активизация конструкции be going to do). Хорошо в начале урока побеседовать с учащимися о том, какие занятия у них уже были сегодня (Present Perfect) и чему они научились, что узнали, что делали на предыдущих уроках (Past Simple), как они себя чувствуют сейчас и почему устали (или не устали). В конце урока можно поинтересоваться, как они собираются провести сегодняшний вечер.

Я не согласна с авторами учебника, которые считают, что по учебнику легко работать – пришёл, открыл и отработал одну страницу за урок. А завтра ещё одну и т.д. У меня так не получается. Каждый урок должен быть тщательно продуман (последовательность прохождения материала, что убрать/добавить). Я предпочитаю планировать сразу серию уроков (обычно на неделю). Таким образом, мне видна перспектива, результат, который мы с детьми должны получить.

То, что подобная система работы даёт хорошие результаты, показала итоговая аттестация (2016/2017 уч. год). Из 22 учащихся 20 человек решили сдавать ОГЭ по английскому. Все получили пятёрки за экзамен, а 14 учащихся набрали от 67 до 69 баллов. 16 человек получили 15 баллов (максимум) за устную часть. Работали по линейке учебников «Звёздный английский» в течение 4 лет – с шестого по девятый классы.