Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет я использую элементы здоровье сберегающих технологий.

Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки- релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению освоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо новым, необычным. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного рода движений, песен, танцев.
Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействует на чувство и сознание ребят. Ниже приводятся некоторые примеры такой зарядки.

Teacher: Stand up!

(Звучит аудиозапись: песня с музыкальным сопровождением.)

Hands up, hands down,
Hands on hips, sit down.
Hands up. To the sides.
Bend left, bend right.
One, two, three, hop,
One, two, three, stop!
Stand still!

Clap, clap, clap your hands.
Clap your hands together. (2 times)
Stamp, stamp, stamp your feet
Stamp your feet together.

Далее выполняются движения с использованием команд: Nod your head! Dance a dance!

Звучит аудиозапись: песня-вальс «On the tiptoes».

One, two, three- on the tiptoes (2 times)
One, two, three? Turn around.
Clap, clap, step aside!

Игра - одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие:

Игра-пантомима

1. При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером.)

2. Ученик (ученики) у доски выполняет (ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита

- при изучении темы «My pet» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

- При изучении темы «My day» изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

- Ролевая игры-пантомима «In the stop»

Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно- временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Песня на уроке - хороший вид релаксации, предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.

Певческая деятельность проявляется в  аудировании, разучивании и  исполнении песни. Пение активизирует функции головного и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Новизна и нетрадиционность учебного материала.

Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызывать интерес может знакомство с новыми журналами, рассказ о каком-либо городе англоязычных стран с применением иллюстраций.
Чем  отличается этот вид зарядки от обычного аудирования? При проведении аудирования учитель направляет внимание школьника на восприятие речи на слух, ставит задачи, предлагает специальные упражнения. Рассказ учителя, подобранный с целью снятия усталости, напряжения, начинается словами: «Сейчас  я расскажу вам что-то интересное». Такой рассказ строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Трудные слова, обороты речи переводятся самим учителем. Такое сообщение рассчитано на две-три минуты. Например:

Tell you a funny story about the curious little girl. A family of three: a mother, a father and their little girl Susan were going home by bus.
Susan: Where are we going, Dad?
Father: We are going home.
Susan:  Where are we going in our home?
Father: To our house.
Susan: What house? ... What street? ... What boy? … What sweets? …
(It was continued for half an hour. A last the father became angry)
Father: Susan. When we get home will you carry on asking questions?
Susan: What questions?
Father:  Susan, if you say the world “what” again I’ll get off the bus.
Susan: What bus?

Шутливые истории на уроке.

Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию об обучающихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого я рассказываю что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни, часто используя смешные игрушки, картинки.

Аутогенная тренировка. (АТ)

Современный урок  иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом, я использую элементы аутогенной тренировки. Аутогенная (буквально «самородная») тренировка – это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими  функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализировать дыхательный ритм. Центральной задачей АТ является регуляция собственных эмоций. В средних и старших классах АТ обычно провожу в течение трех-пяти минут, при необходимости в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.

Расслабление.

Тихим голосом говорю ученикам: расслабить мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Все тело погружается в покой. Дыхание спокойно. Не отвлекаться на посторонние мысли.

I am ready to rest.
I want to be quiet.
All my muscles are relaxed.
My body is resting.
Nothing can trouble me. Ect.

Чувство тяжести.

Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках – в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости:

My left arm is heavy.
My right leg is heavy.
All y muscles are relaxed and resting.
I am quiet. Ect.

Чувство тепла.

Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему:

My right arm is warm.
My body is warm.
Nothing diverts my attention. Ect.
Заключительная часть.

Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным.

Open my eyes.
I have a lot of energy. I am active and strong.
I can do any work easily.
My body is light.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволят достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

Литература.

1. Колкова М.К .Обучение иностранным языкам. – СПб.: КАРО, 2003.

2. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения. – М.: Просвещение, 1991.

3. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка. – М.:АСТ Астрель, 2004.

4. Докторский Я.Р. Аутогенная тренировка. – Ставрополь, 1988.