Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки реализации: долгосрочный (октябрь–апрель).
Участники проекта: дети раннего и младшего дошкольного возраста, родители (законные представители), учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, руководитель ИЗО-студии.
Актуальность
Ранняя диагностика, предупреждение и коррекция психических и речевых нарушений является на сегодняшний день одной из актуальных проблем педагогики. Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.
Для повышения эффективности логопедической работы по профилактике возникновения речевых нарушений и активизации речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста необходимо использование комплексного подхода (педагоги–родители–дети), в ходе которого, педагог грамотно и последовательно руководит процессом передачи знаний и умений, а родители имеют возможность ежедневно закреплять их у своего малыша.
Цель: просвещение родителей в вопросах речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Включать родителей в процесс сопровождения речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.
- Повышать уровень компетентности родителей в вопросах раннего выявления и профилактики возникновения речевых нарушений.
- Учить устанавливать партнерские отношения со своими детьми.
- Обучать родителей основным практическим умениям по формированию у детей раннего и младшего дошкольного возраста интереса к окружающему, развитию манипулятивной, предметной и игровой деятельности, способствующих речевому развитию детей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь)
Задачи:
- Провести диагностику речевого развития детей.
- Выяснить образовательные потребности родителей в вопросах речевого развития посредством анкетирования.
- Определить формы организации встреч с родителями, запланировать содержание совместной работы с учётом диагностики детей, запросов и пожеланий родителей.
Основной этап (октябрь–март)
Задачи:
- Проводить мероприятия согласно перспективному плану.
- По необходимости вносить корректировку в содержание встреч (исходя из возможностей детей).
Заключительный этап (апрель)
Задачи:
- Выявить динамику речевого развития детей
- Провести анкетный опрос родителей о значимости и результатах работы в данном направлении.
Технология реализации проекта
1. Координатором и руководителем данного проекта является учитель – логопед, который осуществляет интеграцию специалистов ДОУ, родителей и детей.
2. Проводится мониторинг уровня речевого развития детей. По результатам обследования проходят индивидуальные консультации и формируется группа для занятий в школе «Играя, развиваем речь» (от 5 до 7 человек желательно, чтобы ее состав не менялся в течении года), в которую приглашаются родители детей, имеющих заключение – речевое развитие отстает от возрастной нормы.
3. Встречи в школе проходят 1 раз в месяц. Так как формирование и развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности (речевой, умственной, физической и игровой), речевые упражнения сочетаются с двигательной и познавательной деятельностью малыша, развивая его всесторонне. Учитель-логопед и 1 специалист обсуждают и составляют тематику встречи и совместно реализуют обучающие и развивающие задачи.
4. После каждой встречи, родители получают от педагогов методические рекомендации в виде памятки, буклета или брошюры по данной теме.
5. По окончании работы в школе «Играя, развиваем речь» проводится анкетный опрос родителей о значимости и результатах работы в данном направлении.
6. Учитель-логопед проводит мониторинг и отслеживает динамику речевого развития детей.
Ожидаемые результаты:
1. Заинтересованность родителей и их участие в процессе речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.
2. Просвещенность родителей о видах речевых нарушений у детей и способах их профилактики.
3. Умение родителей выстраивать отношения партнёрства и сотрудничества с детьми.
4. Овладение практическими методами и приёмами, направленными на речевое развитие детей.
Перспективный план
Дата |
Тема, задачи |
Содержание |
Оборудование |
Ответственные |
Октябрь |
«Играя, развиваем речь» |
1. Беседа: «Мой ребенок плохо говорит, что делать?» |
1. Методические рекомендации «Мой ребенок плохо говорит, что делать?» |
Учитель-логопед |
Ноябрь |
«Вместе весело играем» |
«В стране Играндии» |
1. Презентация «Прогулка Язычка» |
Учитель-логопед |
Декабрь |
«Речь и движение» |
«Магазин игрушек» |
1. Детские игрушки: сова, ёжик, жираф, кукла, котик, мяч; |
Учитель-логопед, инструктор физической культуры |
Февраль |
По мотивам сказки «Репка» |
Сказка «Репка» |
1. Презентация по сказке «Репка» |
Учитель-логопед, психолог |
Март |
«Умные пальчики» |
«Каляка-маляка» |
1. Презентация «Зоопарк» |
Учитель-логопед, |
Апрель |
По мотивам сказки «Колобок» |
Сказка «Колобок» |
1. Настольный театр «Колобок» |
Учитель-логопед, |