Проект "Школа успешных родителей"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Тип проекта: практико-ориентированный.

Сроки реализации: долгосрочный (октябрь–апрель).

Участники проекта: дети раннего и  младшего дошкольного возраста, родители (законные представители), учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по  физической культуре, руководитель  ИЗО-студии.

Актуальность

Ранняя диагностика, предупреждение и коррекция психических и речевых нарушений является на сегодняшний день одной из актуальных проблем педагогики. Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.

Для повышения эффективности логопедической работы  по профилактике возникновения речевых нарушений и активизации речевого развития у детей раннего и  младшего дошкольного возраста необходимо использование комплексного подхода (педагоги–родители–дети), в ходе которого, педагог грамотно и последовательно руководит процессом передачи знаний и умений, а родители имеют возможность ежедневно закреплять их у своего малыша.

Цель: просвещение родителей в вопросах речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Включать родителей в процесс сопровождения речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.
  2. Повышать уровень компетентности родителей  в вопросах раннего выявления и профилактики возникновения речевых нарушений.
  3. Учить устанавливать партнерские отношения со своими детьми.
  4. Обучать родителей основным практическим умениям по формированию у детей раннего и младшего дошкольного возраста  интереса к окружающему, развитию манипулятивной, предметной и игровой деятельности, способствующих речевому развитию детей.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап  (сентябрь)

Задачи:

  1. Провести диагностику речевого развития детей.
  2. Выяснить образовательные потребности родителей в вопросах речевого развития посредством  анкетирования.
  3. Определить формы организации  встреч с родителями,  запланировать содержание совместной работы с учётом диагностики детей, запросов и пожеланий родителей.

Основной этап  (октябрь–март)

Задачи:

  1. Проводить  мероприятия  согласно   перспективному  плану. 
  2. По необходимости вносить корректировку  в содержание  встреч (исходя из возможностей детей).

Заключительный этап  (апрель)

Задачи:

  1. Выявить  динамику речевого развития  детей
  2. Провести анкетный опрос родителей о значимости и результатах работы в данном направлении.

Технология реализации проекта

1. Координатором и руководителем данного проекта  является  учитель – логопед, который осуществляет интеграцию  специалистов ДОУ, родителей и детей. 

2. Проводится мониторинг уровня речевого развития детей. По результатам обследования проходят индивидуальные консультации и формируется группа для занятий в школе «Играя, развиваем речь»  (от 5 до 7 человек желательно, чтобы ее состав не менялся в течении года), в которую приглашаются родители детей, имеющих заключение –  речевое развитие отстает от возрастной нормы.

3. Встречи в школе проходят 1 раз в месяц. Так как формирование и развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности (речевой, умственной, физической и игровой), речевые упражнения сочетаются с двигательной и познавательной деятельностью малыша, развивая его всесторонне. Учитель-логопед и 1 специалист обсуждают и составляют тематику встречи и совместно реализуют обучающие и развивающие задачи.

4. После каждой встречи, родители получают от педагогов методические рекомендации в виде памятки, буклета или брошюры по данной  теме.

5. По окончании работы в школе «Играя, развиваем речь» проводится анкетный опрос родителей о значимости и результатах работы в данном направлении.

6. Учитель-логопед проводит мониторинг и отслеживает динамику речевого развития детей.

Ожидаемые результаты:

1.  Заинтересованность  родителей и их участие в процессе речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

2. Просвещенность родителей о видах речевых нарушений у детей  и способах их профилактики.

3. Умение родителей выстраивать отношения партнёрства и сотрудничества с детьми.

4. Овладение  практическими  методами и приёмами, направленными  на речевое развитие детей.

Перспективный план

Дата

Тема, задачи

Содержание

Оборудование

Ответственные

Октябрь

«Играя, развиваем речь»
(практический семинар для родителей)
1. Обсудить результаты анкетирования на выявление образовательных потребностей родителей в вопросах речевого развития.
2. Добиться осознания родителей  активной позиции в общении с ребёнком в рамках семейного воспитания.
3. Познакомить родителей  с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста

1. Беседа: «Мой ребенок плохо говорит, что делать?»
- Причины речевых нарушений
- Результаты диагностики развития  ребенка
2. Игровые приемы для развития речи детей младшего дошкольного возраста:
- Развивающие игрушки и игры для детей (обмен опытом).
Родитель выбирает дидактическую игрушку и предлагает, как можно с ней играть, развивая познавательную и речевую активность. Другие родители дополняют

1. Методические рекомендации «Мой ребенок плохо говорит, что делать?»
2. Наборы разных видов дидактических игрушек (пирамидка из 5 колец, цветные кубики, матрешка, геометрические вкладыши, крупная мозаика

Учитель-логопед

Ноябрь

«Вместе весело играем»
(совместно с детьми)
1. Создавать благоприятные условия для активизации речевого развития.
2.  Научить родителей приемам развития мелкой и артикуляционной моторики
3. Учить формировать слуховое восприятие, правильное речевое дыхание.

«В стране Играндии»
1. Ритуал приветствия «Здравствуйте, детки»
2. Артикуляционная гимнастика «Язычок встречает гостей»
3. Музыкальные игрушки.
Раскладываются музыкальные игрушки (колокольчик, ложки, металлофон, бубен, погремушка)
- Угадай, что звучит.
- Назови, какой звук издает (стучит, звенит, гремит)
4. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»
5. Рефлексия с родителями

1. Презентация «Прогулка Язычка»
2. Музыкальные инструменты (колокольчик, ложки, металлофон, бубен, погремушка).

Учитель-логопед

Декабрь

«Речь и движение»
(совместно с детьми)
Дать практические рекомендации по использованию  игровых приемов для развития общей моторики и речевого дыхания  детей с использованием речетативов 

«Магазин игрушек»
1. Ритуал приветствия «Здравствуйте, детки»
2. Артикуляционная гимнастика «Приключения Язычка» с элементами  самомассажа
3.ОРУ с речетативами
4. Дыхательная гимнастика «Мыльные пузырики»
3. Угадай, что звучит (звучащие игрушки)  

1. Детские игрушки: сова, ёжик, жираф, кукла, котик, мяч;
2. Мыльные пузыри
3. Погремушки по количест-ву детей.

Учитель-логопед, инструктор физической культуры

Февраль

По мотивам сказки «Репка»
(совместно с детьми)
1. Обучать родителей, приемам развития детей с помощью известных сказок, наполняя содержание игровыми действиями.

Сказка «Репка»
1. Ритуал приветствия «Здравствуйте, детки»
2. Поможем бабке разложить по корзинкам овощи–фрукты
3. Внучка. Музыкальная игра «Солнышко и дождик» (весело – грустно)
4. Собака. Сложить из блоков Дьеныша по схеме, если затрудняется самостоятельно,  использовать прием наложения.
5. Кошка. Песенка «Серенькая кошечка»
6. Мышка. Подвижная игра «Вышли мыши как-то раз!»
7. Рефлексия.

1. Презентация по сказке «Репка»
2. Блоки Дьеныша. Схема «Собака»
3. Музыкальные отрывки контрастные по звучанию

Учитель-логопед, психолог

Март

«Умные пальчики»
(совместно с детьми)
1. Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.
2. Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук,
Слухового  внимания (концентрации, устойчивости, переключения).

«Каляка-маляка»
1. Ритуал приветствия «Здравствуйте, детки»
2. Артикуляционная гимнастика «Язычок идет на прогулку»
3. Пальчиковые игры «Зайчата»
- знакомство с пальчиками-зайчиками Коротышка, Торопышка, Тришка, Тишка и Трусишка.
- рисование мордочек зайцев на детских пальчиках
-  обыгрывание стишков-потешек
3. Чудесные превращения.
Дети наносят краску на пустое пространство, где проявляются животные:
- Кто это? (Это зайка)
- Что делает зайка (Зайка спрятался)
- Где спрятался зайка? (Под кустом)

1. Презентация «Зоопарк»
2. Кисточки, краски для рисования на руках
3. Заготовка на листе бумаги нарисованной полянки. Лесные звери прорисованы свечой в разных местах.

Учитель-логопед,
руководитель ИЗО-студии

Апрель

По мотивам сказки «Колобок»
(совместно с детьми)
1.Обучить родителей способам использования музыкальные и подвижные игры с речетативами для укрепления костно-мышечного аппарата  у  детей.
2. Формировать двигательные навыки и умения, пространственные представления  у детей.
3. Воспитывать и развивать чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность

Сказка «Колобок»
1. Загадка про колобок
2. Пальчиковая игра «Колобок»
В русской сказке Колобок,
Колобок – румяный бок…
3. Угадай, кто идет (музыкальные отрывки сопровождаются имитацией движений героев сказки)
- покажи, как зайка прыгает…
- дети слушают музыкальный отрывок и угадывают, кто идет
4. Прогоним лису
Взрослый отстукивает простой ритм, дети повторяют
Анкетный опрос.

1. Настольный театр «Колобок»
2. Музыкальные отрывки разного характера для каждого героя сказки
3. Шумовые музыкальные инструменты

Учитель-логопед,
Музыкальный руководитель