Развитие когнитивных процессов слабослышащих обучающихся начальных классов в процессе восприятия текста на индивидуальном занятии

Разделы: Школьная психологическая служба


Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Это — особый вид дизонтогенеза — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи — функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.

Развивающий характер упражнений в развитии слухового восприятия понимается как восприятие речи в связи с использованием упражнений, направленных на развитие когнитивных функций, творческого воображения. Опыт применения развивающих упражнений на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия показывает не только повышенный интерес младших школьников к занятиям и улучшение процесса развития слухового восприятия речи,  но развитие познавательной деятельности в целом.

На индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия центральное место занимает работа с текстом. Ставя целью развитие логического мышления слабослышащих детей, следует иметь ввиду, что ее достижение возможно лишь при условии достаточно высокого уровня речевого развития детей, позволяющего использовать речь как основное средство мыслительной деятельности.

У слабослышащих детей на начальном этапе обучения широкие речевые возможности как правило, отсутствуют, что затрудняет процесс формирования логического мышления и требует поиска таких путей и способов его развития, которые были бы адекватны речевым возможностям обучающихся и способствовали их развитию. Развитие логического мышления сложно тем, что требует не только высокой активности умственной деятельности, ее постоянной динамики, но и обобщенных знаний. Использование невербальных мыслительных задач способствует развитию абстрактного мышления. Этому же способствуют упражнения по развитию анализа и синтеза. Например за экраном учитель называет признаки предмета: красное, гладкое, сладкое, твердое. Большой, полосатый, зеленый, сочный. Желтый, кислый, сочный. Что это?

У младших школьников начальная форма развития логического мышления – конкретно-понятийное мышление. Все мыслительные операции, которые формируются в этот период, тесно связаны с опорой на наглядный, конкретный материал. Для получения вывода дети постоянно опираются на конкретные примеры, действия, прошлый опыт, образцы как на основу для рассуждения. В каждом тексте, кроме слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов и т.д., имеются так называемые логические слова – связки: «и», «или», «не». Для правильного понимания текстов необходимо усвоение значения этих слов. Для этого используются игровые виды работ в частности, предложенные И.Г. Багровой: сложи картинку, вертолина, поезд, эхо и др.

Эта работа должна проводится на начальных этапах обучения и строится на конкретном, доступном материале, чтобы заложить основу для развития более сложных логических форм мышления.

Обучение восприятию на слух текстов любой структуры и любого объема проводится в следующей последовательности:

  • Текст 1-2 раза предлагается ученику на слух целиком на оптимальном расстоянии.  После каждого предъявления учитель выясняет, что услышал ребенок. При этом важно стимулировать его не боятся вслушиваться в материал любой сложности и, опираясь на узнанную ситуацию (контекст), стараться понять о чем говорится в тексте. После глобального прослушивания текста выясняется, как обучающийся уловил  основное его содержание.
  • Текст читается по фразам, подряд и вразбивку, а также выборочно предъявляются слова и словосочетания. На этом этапе ставится цель – развитие качественного слухового восприятия, воспитание тонких слуховых дифференцировок, уточнение и расширение словаря, развитие памяти и внимания. После прослушивания каждой речевой единицы ребенок должен точно, соблюдая данную последовательность слов, повторить фразу. При этом  та часть материала, которая услышана и точно воспроизведена, может произноситься учителем без экрана.
    Например: 
    Учитель. На небе появилась разноцветная радуга.
    Ученик.
    На небе появилась радуга. Учитель. На небе появилась разноцветная радуга.

На данном этапе работы над текстом дети могут делать аппликации, зарисовки. В том случае, если используется серия картинок, - последовательно располагать их.

Подобным образом предъявляются и другие фразы текста. Работа с каждым предложением, вне зависимости от успешности его восприятия на слух, заканчивается прочтением фразы по табличке. После того как перед ребенком открыт весь текст, педагог предлагает за экраном послушать его название и повторить его.

За экраном вновь воспроизводится весь рассказ. На начальном этапе обучения ребенок слушает его, опираясь на лежащий перед ним текст. Поскольку важно и полезно, чтобы ребенок следил за чтением учителя, его нужно приучать к этому. Учитель делает паузу, а ученик продолжает чтение сам. Проводится работа над осмыслением содержания текста. Педагог выясняет у ученика понимание содержания текста, основных событий, причинно-следственных связей между событиями и отношений между персонажами с помощью вопросов и выполнения следующих видов работ: выборочное восприятие, выборочный пересказ, словесное рисование, деление текста на части и подбор заглавия к ним, составление плана текста, его озаглавливание. Выполнение этих заданий связано с уровнем развития связной речи ученика и его мыслительной деятельности. Задания помогают преодолевать трудности в восприятии текста.

На данном этапе на слух различаются фразы, слова, словосочетания из текста в разных комбинациях. В некоторые предложения вносятся изменения (перестановки, дополнения). При затруднении целесообразно либо ограничить «поле выбора» (показать на табличке предложение, из которого взято слово, словосочетание, предъявляющиеся на слух), либо обозначить ситуацию, описываемую в предложении словами, указав на картинку, которой была заменена табличка с текстом.

Ребенку предлагается ответить на вопросы и выполнить задания по тексту, воспринятые на слух. В случае неудачи, вопрос или поручение повторяется сначала для слухо-зрительного восприятия, а затем – снова на слух. При восприятии на слух вопросов и заданий перед ребенком может быть опора в виде текста рассказа, или сюжетной картинки, макета.

В первоначальный период обучения  полезно помочь ребенку демонстрацией картинки или серии картин, иллюстрирующих текст. На определенном этапе это также способствует развитию способностей, позволяющих ребенку ориентироваться в общем смысле и значении услышанного и уточнять детали.

Текст считается усвоенным, если ученик может точно пересказать его, различает на слух слова, словосочетания и фразы, входящие в его состав, отвечает на вопросы и выполняет задания, предъявленные на  слух.

Из опыта работы.

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения во втором классе.

Тема: Восприятие связного текста «Дружба».

Цель: Усвоение содержания текста на слух, воспроизведение отдельных словосочетаний и предложений. Развитие слуховой памяти и мышления.

План занятия.

1. Чтение текста учителем.

2. Выяснение понимания содержания по 2-3 вопросам. О ком говорится в рассказ? Где происходит действие? Выяснилось, что при восприятии слова львенок 70% обучающихся услышали слово ребенок.

  • Упражнение №1. Дифференциация на слух ребенок – львенок.
  • Упражнение №2. Назови детеныша животных: кошка – котенок, собака – щенок, слон – слоненок, мышка – мышонок, лев - …?
  • Упражнение №3.  Исправь ошибки: у лошади – жеребенок, у лисы – слоненок, у коровы – теленок, у медведя – львенок. Распознавание слова львенок в другом контексте, например: Львица кормит львенка.

3. Восприятие текста повторно. Учитель, предварительно поделив рассказ на части, читает за экраном текст по частям и предлагает озаглавить каждую часть, например: «Грустный львенок». «Щенок Тобик». «Веселая игра».  В процессе восприятия обучающийся делает зарисовки к каждой части и придумывает заголовок. Так же можно предложить другой вид работы - деформированный текст. Обучающийся определяет правильный порядок предложений, исходя из логической последовательности событий.

4. Восприятие вопросов по тексту.

  • Кого привезли в зоопарк?
  • Почему львенок был грустный?
  • Что произошло потом?
  • Как львенок и Тобик подружились?

5. Восприятие слов, словосочетаний, предложений на рабочем и резервном расстоянии.

Выгнул спину, зоопарк, в зоопарке, добродушный щенок, пища, ткнул носом. Тобик не испугался. Он тихо скулил.

  • Упражнение №1. Запоминание цепочек слов (зоопарк, львенок, щенок, пища).
  • Упражнение №2. Что лишнее? Почему? (лев, львенок, щенок, клетка).
  • Упражнение №3. Игра наоборот: Подбери слова похожие по значению (добродушный - добрый - доброжелательный). Подбери слова противоположные по значению (добродушный - злой – агрессивный, голодный - сытый).
  • Пересказ текста по плану, с опорой на картинки.

Используемая литература.

  1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. Пособие для учителя. М., 1990 г.
  2. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., Владос, 2001 г.
  3. Белущенко В.А., Наумова А.Е., Седова М.Ю. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. Санкт-Петербург. Изд. КАРО. 2006 г.
  4. Королевская Т.К., Пфафенродт. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. М., Владос. 2004 г.
  5. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М., Просвещение. 1997 г.