Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи.
Характеристика связной речи и её особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют, как совокупность тематически объединённых отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и монологической формам речи.
Диалогическая речь (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде сменяющих друг друга обращений, вопросов и ответов. Или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чём идёт речь. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты - жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развёрнутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипических конструкций разговорного стиля (речевые штампы).
Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.
В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.
Наряду с существующими различиями отмечается определённая общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребёнка на основе диалогической, впоследствии органически включается в разговор, беседу.
Вне зависимости от формы речи (монолог, диалог) основное условие её коммуникативности — связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.
В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа,
логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения, законченность смыслового выражения мысли говорящего.
Другая важнейшая характеристика развёрнутого высказывания - последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение умениями логико-смысловой организации высказывания способствует чёткому, преднамеренному изложению мысли, то есть произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности.
Эти критерии для оценки диалогической речи дошкольников мы дополнительно включили в диагностику, предложенную А.Г. Арушановой.
Оценка диалогической речи происходит в ходе беседы с ребёнком и в процессе свободной игровой деятельности, при организации игр парами и данные заносятся в протокол (таблица 1).
Таблица 1.
Дата_______________________________________
Ф.И., возраст ребёнка_________________________
Параметры оценки |
Наличие параметра |
|
1.Содержание |
||
1.1 |
Ориентировка в задании |
|
1.2 |
Ориентировка на взрослого |
|
1.3 |
Ориентировка на партнёра - сверстника |
|
2.Диалогические отношения |
||
2.1 |
Инициативность |
|
2.2 |
Воздейственность - партнёр отвечает |
|
2.3 |
Активное ответное – отношение инициатор разговора отвечает на реплики и действия соседа |
|
3.Средства общения |
||
3.1 |
Единичное высказывание |
|
3.2 |
Диалогический цикл - два взаимосвязанных высказывания двух партнёров на одну тему |
|
3.3 |
Сопряжённый цикл - три взаимосвязанных высказывания двух партнёров на одну тему |
|
4.Тип высказываний |
||
4.1 |
Вопрос – запрос информации |
|
4.2 |
Побуждение к действию |
|
4.3 |
Обсуждение |
|
5.Характеристика высказываний |
||
5.1 |
Связность |
|
5.2 |
Последовательность |
|
5.3 |
Передача причинно-следственных связей |
|
5.4 |
Адекватное использование лексики |
|
5.5 |
Грамматически правильное оформление фразы |
|
6.Способы общения |
||
6.1 |
Доброжелательность |
|
6.2 |
Адресованность |
|
6.3 |
Аргументированность |
|
Ниже приводятся критерии оценки уровня овладения ребёнком способами диалогического общения:
Высокий уровень. Ребёнок хорошо ориентируется в задании, при диалогическом общении ориентируется на партнёра-сверстника, инициативно к нему обращается и отвечает словом и действием на его высказывания. Общение между детьми разворачивается в виде ряда взаимосвязанных высказываний (диалогических циклов и сопряжённых циклов). Дети обращаются друг к другу с вопросами, побуждающими, комментирующими и рассуждающими высказываниями. Дети общаются доброжелательно, обращаются друг к другу адресовано. О наиболее высоком уровне свидетельствуют наличие в общении детей взаимосвязанных высказываний в форме сопряжённых циклов, возникновение обсуждений и рассуждений, аргументированных высказываний.
Средний уровень. Ребёнок при выполнении задания в основном ориентируется на взрослого, но эпизодически ориентируется и на партнёра-сверстника, инициативно к нему обращается, отвечает на его высказывания в основном практическими действиями. Комментирует свои действия и действия партнёра. Общение доброжелательное.
Низкий уровень. Ребёнок пытается решать познавательную задачу, не обращая внимания на партнёра. Действует молча либо комментирует свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Не отвечает на высказывания партнёра либо может вступать с ним в конфликтные отношения.
По результатам диагностики на начало учебного года дети нашей группы показали следующие результаты:
- Высокий уровень – (0%)
- Средний уровень – 5 детей (35,7%)
- Низкий уровень – 9 детей (64,3%)
В ходе количественной и качественной обработки результатов, полученных в ходе диагностики, были выявлены следующие часто встречающиеся недостатки диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи:
- замена высказываний мимикой и жестами;
- фрагментарность высказываний;
- нарушение связности;
- нарушение последовательности;
- нарушение логики высказываний;
- бедность словарного запаса;
- неумение грамматически правильно оформить высказывания;
- неумение разворачивать диалог в соответствии с ситуацией;
- неумение подобрать к данному диалогу невербальные средства общения;
- неумение поддерживать беседу и др.
В специальной педагогике и психологии, к сожалению, ещё недостаточно разработаны и научно обоснованы методы и содержание работы по формированию диалогической речи у старших дошкольников с нарушениями речи. Логопеды часто обращаются к общедидактическим рекомендациям и опираются на приёмы, рассчитанные на детей без речевых нарушений. Это не всегда эффективно.
К основным задачам по обучению дошкольников диалогической речи относятся:
- обогащение речевого опыта детей различными видам диалогических реплик;
- обучение пониманию разнообразных инициативных обращений (сообщения, вопрос, побуждения) и правильном реагированию на них;
- вступление в речевое общение с использованием простых форм диалога: вопросы – ответы;
- развитие умения использовать соответствующие интонации, жесты и мимику;
Подражательные способности детей дошкольного возраста помогают осваивать новые образцы диалогически реплик: речь окружающих, литературные произведения, различные театрализованные представления, спектакли, беседы после их просмотра.
Формирование диалогической речи старших дошкольников происходило и на логопедических занятиях в рамках программы: дети знакомились с понятие «диалог», учились различать «диалог» от «монолога», дети знакомились с правилами ведения диалога, составляли диалоги по специально подобранным картинкам.
С целью развития связной речи дошкольников нами использовалась театрализованная игра, которая позволяла заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать элементы творческого воображения, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованная игра представляла собой инсценировку, проигрывание диалогов, сказок в настольном театре.
Коррекционная работа строилась по принципу усложнения и включала три этапа.
Первый этап. Разыгрывались знакомые детям сказки, короткие, с простым сюжетом. Это русские народные сказки «Рукавичка», «Теремок», «Репка» и т.п. (адаптированные нами с учётом речевых и познавательных возможностей детей и с целью более удобной инсценировки).
На первом этапе работы ставились такие задачи:
- формирование интереса к театрализованной деятельности и умения разыгрывать знакомые сказки и диалоги с помощью настольного театра;
- развитие фразовой и диалогической речи;
- привитие навыков грамматически правильного оформления высказываний;
- развитие умения с помощью выразительных средств речи, невербальных средств общения передавать характерные особенности героев диалогов и сказок;
- формирование положительной самооценки.
Второй этап. Для этого этапа были выбраны небольшие по объёму диалоги, сказки, с несложными, незнакомыми или малознакомыми детям сюжетами.
Целью работы на втором этапе было развитие навыков диалогической речи в процессе разыгрывания малознакомых диалогов и сказок с помощью настольного театра. В соответствии с этим решались следующие задачи:
- обогащение лексики новыми словами и словосочетаниями;
- формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний;
- развитие вербальной памяти, образного мышления, тонкой моторики;
- развитие умения использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героя;
- побуждение детей к активному участию в инсценировке сказок;
- воспитание желания создавать декорации, сказочные атрибуты своими руками.
Третий этап. На этом этапе происходили самостоятельно организованные детьми инсценировки диалогов, сказок, стихов и песен.
Целью работы на этом этапе является формирование навыков диалогической речи и развитие умения самостоятельно разыгрывать диалоги, сказки с помощью настольного театра. При этом решались такие задачи:
- развитие воображения, творчества, навыков импровизации;
- совершенствование диалогической речи;
- обогащение лексического запаса;
- развитие выразительности речи и невербальных средств общения;
- развитие тонкой ручной моторики;
- формирование желания создавать декорации, сказочные атрибуты своими руками.
Для решения поставленных задач на каждом этапе работы использовались следующие методические приёмы:
- Водная беседа.
- Выразительное рассказывание диалога или сказки.
- Подготовка «сцены» для разыгрывания диалогов и сказок.
- Беседа по содержанию диалога, сказки.
- Повторное рассказывание.
- Инсценировка.
- Организация окончания «спектакля».
В конце учебного года была проведена повторная диагностика диалогической речи старших дошкольников с нарушениями речи нашей группы.
Результаты следующие:
- Высокий уровень – 8 детей (57,1 %)
- Средний уровень – 4 ребёнка (28,6%)
- Низкий уровень – 2 ребёнка (14,3%)
Динамика результатов представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Результаты эффективности использования инсценировок в настольном театре
для развития диалогической речи старших дошкольников с нарушениями речи
Таким образом, результаты работы показали высокую эффективность использования театральных игр для развития диалогической речи старших дошкольников с нарушениями речи.
Литература.
1. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. - М., 2005.
2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольника в игре. - М., 2008.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., 2002.
4. Чумакова И.А. Настольный театр как средство формирования связной речи. //Дошкольное воспитание, 2010, №8.