ВВЕДЕНИЕ
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей,…
Учителями славиться Россия!
Плоды ученья вечны на земле!
Илья Шишлов
Образование – один из важнейших приоритетов социальной политики российского государства. С его реализацией напрямую связаны успехи нашей страны, наращивание ее интеллектуального и экономического потенциала.
На современном этапе приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использование педагогическими работниками наиболее эффективных методик и образовательных технологий.
Ежегодно мы становимся свидетелями динамично изменяющегося мира. Это отражает общую тенденцию к глобализации, которая формируется благодаря стремительному развитию информационных технологий. Процессы ускорения, происходящие в разных частях планеты, сейчас влияют на нашу жизнь больше, сем когда-либо.
Будучи учителем, да и все учителя, прилагают массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Для этого мы должны не только снабжать их теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как применять эти знания на практике – в реальной жизни. Как говорил наш выдающийся педагог Сухомлинский: «Теория без практики мертва» и нам следует понимать, что сухие теоретические знания не смогут ожить в умах наших учеников до тех пор, пока они не увидят их практическую значимость и варианты их использования.
Для того чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, нам необходимо обучать их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им так же необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире, не похожий на мой с Вами.
На мой взгляд, актуальность использования моего приема, который я приведу в данной разработке, наиболее лучшим способом позволяет раскрыть приемы формирования универсальных учебных действий, которыми смогут воспользоваться все школьные учителя. А формирование УУД и единой образовательной среды заложено, на сегодняшний день, в федеральном образовательном стандарте основного общего образования.
Формирование УУД
Формирование универсальных учебных действий мне хотелось бы показать на фрагменте урока на повторение большого пройденного материала по математике в 6 классе на тему «Умножение дробей и смешанных чисел». Уроки математики в 6 классе основаны на учебнике «Математика 6» Н.Я. Виленкин.
Урок строится по методу групповой работы: учащиеся усаживаются по в группы по 4 человека (перед началом занятий две парты совмещаются в месте по внешнему краю) и когда ученики привыкли к данному виду работы они совершенно спокойно могут определить напарников по плечу и по лицу. Для тех, кто сталкивается с данным видом работы в первые я объясняю, тот товарищ с кем вы можете соприкоснуться плечами – будет вашим напарником по плечу, тот, кому вы можете прямо посмотреть в глаза – будет вашим напарником по лицу (рис.1). Определиться в напарниках надо для того, чтобы учитель свободно мог организовать как групповую работу, так и парную.
Рис.1. Схема рассадки детей
Надо заметить, что при посадке учащихся в группы я слежу за тем, что бы не было так называемого «застоя» в группах, все время меняю местами учащихся. В начале каждого урока предлагается так называемое знакомство: постановка цели и задачи урока, выявление лидеров в данных темах.
Перед началом урока каждый стол изготавливает себе необходимое количество карт – понятия (рис.2).
Рис.2 Техника выполнения карты понятия
Во время основного занятия предлагается самими учащимся не пользуясь учебником и тетрадями, и при этом составить карту понятия (рис.3). Карта понятия может подгоняться под каждый предмет и конкретную тему, например: обязательные характеристики я могу заменить определением понятия; необязательные характеристики – алгоритмом применения понятия; противоположенные примеры – антипримерами, как ученик не должен поступать если сталкивается с данным понятием.
Рис.3. Вид карты понятия
На данном уроке на основе жребия, всем столам на карточках предлагается конкретное понятие (которое записывается в ромбик карты):
- Умножение дроби на натуральное число;
- Умножение дроби на дробь;
- Умножение смешанных чисел.
После того как каждый стол получил свое понятие предоставляется время для его обсуждения, где каждый учащийся группы может высказать свое мнение. По окончании времени (учитель должен сигнализировать об этом, а лучше всего, если на проектор будет выведен таймер и он сам сигнализирует о конце выделенного времени) учитель может спросить, что обсуждалось за столом (рис.4). После этого предоставляется время заполнить карту понятия на двух полях: определение и алгоритм применения определения.
Рис.4. Использование карты на уроке
Каждой группе предоставляются карточки с примерами, которые необходимо решить согласно того понятия, которое получил каждый стол и записать их как пример решения в третью часть карты. После чего столы меняются карточками с понятием и примерами и все повторяется, пока каждый стол не разберет все понятия. На рефлексию отводится 10 минут урока, где учащиеся заполняют оставшуюся четвертую часть карты, приводя антипримеры.
Так же в качестве рефлексии можно попросить учащихся защитить свою карту понятия: положить ее на документ камеру, спроецировать на экран и попросить объяснить, как они в дальнейшем смогут пользоваться картой понятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач моего урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ученик может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия связана – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей. Одна из задач рефлексии – выяснить, что же на самом деле происходило на уроке или группе уроков. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия достаточно субъектна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании – одна из движущих сил рефлексии – её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов.
Универсальность этого метода может применятся на любом уроке. Могу привести ряд примеров. Урок безопасности жизнедеятельности по теме: «Землетрясения»:
- 1 часть карты: определение понятия;
- 2 часть карты: действия населения при землетрясении;
- 3 часть карты: последствия землетрясения;
- 4 часть карты: фотоколлаж или учитель может предложить что то свое.
Данная карта хороша и как творческое домашнее задание, которое позволит каждому ребенку проявить свою фантазию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голубчикова М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие.
2. Голубчикова М.Г. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.
3. Хуторской А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.