Паспорт проекта
Цель Проекта |
Расширить представления детей об истории семьи, родословной, семейных традициях и установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка. |
Задачи Проекта |
образовательные:
развивающие:
воспитательные:
|
Целевые группы |
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители детей данной группы |
Сроки и этапы реализации Проекта |
Проект долгосрочный, 2 учебных года, состоит из нескольких блоков – краткосрочных самостоятельных проектов по 2-3 недели в течение каждого учебного года.
|
Тип проекта |
Информационно-исследовательский, творческий |
Актуальность проекта
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства», а содержание познавательного развития ориентировано на формирование первичных представлений о себе, других людях. Кроме этого федеральный государственный стандарт дошкольного образования решат задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. [8]
Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Знать свою родословную всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Проблема: малок то из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Малоразвито чувство гордости за свою семью. Дети не могут рассказать о своей семье и своем близком окружении.
Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.
Цели задачи проекта
Цель: Расширить представления детей об истории семьи, родословной, семейных традициях и установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка.
Задачи:
образовательные:
- формировать представления о родословной своей семьи, о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей, о понятиях: “род”, “родители”, “семья”, “родные”, “близкие”;
- мотивировать детей к изучению родословной своей семьи и составлению генеалогического древа;
развивающие:
- продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
- расширять кругозор, развивать связную речь и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений;
воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи и истории своих предков,
- укреплять отношения между детьми и родителями.
Реализация проекта
Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях будут родители, дедушки и бабушки. Проект долгосрочный, состоит из нескольких самостоятельных, но весьма ценных и актуальных тематических блоков. <Рисунок 1>
Объект проектной деятельности: семьи воспитанников старшего дошкольного возраста (дети и родители).
Продукты проектной деятельности: интерактивные журналы, коллажи и творческие выставки, мультипликационные семейные фильмы, созданные самими детьми в технике песочной анимации и рисованной мультипликации «Семья. Генеалогическое древо».
Отличительные особенности Проекта:
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных семейных ценностей.
Формирование представлений о себе, своей семье и нравственном отношении к семейным традициям. Воспитание уважения к родителям, старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование.
Проект нацелен на развитие в детях познавательно-исследовательской активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка. Проект направлен на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей, а так же и в использовании различных форм и способов взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный. Блок «Я. Кто Я?» (сентябрь-октябрь 2015 г.) <Рисунок 2>
2 этап. Основной (октябрь 2015 года – апрель 2017 года)
В ходе реализации каждого тематического блока осуществлялась подборка детской художественной литературы, проводились предварительные беседы, организовывалась непосредственная образовательная, совместная и самостоятельная деятельность. Огромная работа проводилась не только по познавательному, но и речевому развитию детей, так как в процессе завершения каждого блока итогом служил выпуск видеофильма.
Блок «Кто меня окружает. Родители» <Рисунок 3>
Блок «Кто меня окружает. Бабушки и дедушки» <Рисунок 4>
Блок «Традиции семьи. Совместные каникулы» <Рисунок 5>
На данном этапе итогом стал выпуск интерактивного журнала. В журнал вошли пословицы о семье, подобранные детьми и родителями, консультации и советы по проведению семейных выходных, игры «Чем занять ребенка, если подвела погода», а также работы, представленные на конкурс «Мои новогодние каникулы».
Блок «Я и моя фамилия» <Рисунок 6>
Итогом работы стал выпуск интерактивного журнала «Как твоЁ фамилиЁ?», в котором были представлены фрагменты деятельности, организованной с детьми «Какие бывают фамилии?» и «Что в имени тебе моем?», игры с фамилиями, подобраны интересные факты о фамилиях, а также представлены исследования детей.
Блок «Составление древа» <Рисунок 7>
3 этап. Заключительный (апрель – май 2017 года).
Блок «История о моей семье (мультфильм) <Рисунок 8>
Итоги работы над Проектом
В результате работы над проектом дети расширили представления о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. (Стребелева Е. А. Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 5-7 лет).
За все время работы над проектом огромное внимание уделялось взаимодействию с родителями, ведь сотрудничая с ними, мы вооружаем их необходимыми знаниями и умениями, что способствует повышению активности семьи в деле воспитания детей.
Без сомнения, данная проектная деятельность обогащает условия для успешного достижения детьми целевых ориентиров федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части:
- умений активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- проявления любознательности, умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, а так же обладания начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет.
Подтверждена гипотеза: знание своего генеалогического древа помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.
Диагностический инструментарий
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (обязательная часть) [8]:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения <…>
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.<…> [8]
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к своему родному городу, краю, стране-России, к разным видам труда жителей города-нефтяников, округа, другим людям и самому себе и своей семье, обладает чувством собственного достоинства как житель Ханты - Мансийского округа - Югры, житель города Нижневартовска, россиянин, член своей семьи;
-обладает начальными представлениями о себе, о природном и социальном, многонациональном мире, в котором он живет;
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, любознателен и активен при создании исторических, культурных мини- музеев о родном крае, о русском народе, о своей семье.
Реализация проекта предполагает оценку индивидуального развития детей, связанную с оценкой эффективности педагогических действий и лежащую в основе дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, результаты которой используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности создаются диагностические ситуации с целью оценки индивидуальной динамики развития детей и корректировки своих действий. <Приложение 1>.
Ресурсное обеспечение
Кадровый состав: воспитатели группы, дети старшего дошкольного возраста и их родители (законные представители).
Взаимодействие с социумом: детская городская библиотека №5.
Материально-техническое: интерактивная доска, проектор, ноутбук, песочный стол с подсветкой, изостудия, мини-музей «Комната русского быта», модели обследования предмета, центры развития.
Программно-методическое обеспечение
Наименование программы |
На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована |
«Мастерская творчества». Программа дополнительной образовательной услуги по проведению занятий по развитию художественных способностей у детей (с использованием элементов здоровьесберегающей технологии «БОС-здоровье») (разработана и адаптирована на данную группу воспитателем Гирченко И.В.) |
Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995. |
Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» |
Программа "От рождения до школы" (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). – М: Мозаика-Синтез, 2015. |
Список литературы
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
3.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: ИЦ Академия,1997.
4.Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995.
5.Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
6.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера,2005.
7.Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.