Проект "Семья. Генеалогическое древо"

Разделы: Работа с дошкольниками


Паспорт проекта

Цель Проекта

Расширить представления детей об истории семьи, родословной, семейных традициях и  установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка.

Задачи Проекта

 образовательные:

  • формировать  представления о родословной своей семьи, о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей, о понятиях: “род”, “родители”, “семья”, “родные”, “близкие”;  
  • мотивировать детей к  изучению родословной своей семьи и составлению генеалогического древа; 

развивающие:    

  • продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;  
  • расширять кругозор, развивать связную речь и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений;

воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи и истории своих предков,
  • укреплять отношения между детьми и родителями.

Целевые группы

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),  родители детей данной группы

Сроки и этапы реализации Проекта

Проект долгосрочный, 2 учебных года, состоит из нескольких блоков – краткосрочных самостоятельных проектов по 2-3 недели в течение каждого учебного года.

  • 1 этап – сентябрь – октябрь 2015 г. – подготовительный  
  • 2 этап – октябрь 2015 г. – апрель 2017 г. – основной
  • 3 этап – апрель - май 2017 г.– заключительный.

Тип проекта

Информационно-исследовательский, творческий

 Актуальность проекта

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  одним  из принципов дошкольного образования  является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства», а содержание познавательного развития  ориентировано на  формирование первичных представлений о себе, других людях. Кроме  этого федеральный государственный стандарт дошкольного образования решат задачу  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. [8]  
Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Знать свою родословную  всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Проблема: малок то из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Малоразвито чувство гордости за свою семью. Дети не могут рассказать о своей семье и своем близком окружении.

Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет  детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Цели задачи проекта

Цель: Расширить представления детей об истории семьи, родословной, семейных традициях и  установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка.

Задачи:

образовательные:                                                                                                                                  

  • формировать  представления о родословной своей семьи, о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей, о понятиях: “род”, “родители”, “семья”, “родные”, “близкие”;       
  • мотивировать детей к  изучению родословной своей семьи и составлению генеалогического древа;                                                  

развивающие:                                                                                                                             

  • продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;        
  • расширять кругозор, развивать связную речь и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений;    

воспитательные:                                                                                                                                        

  • воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи и истории своих предков,           
  • укреплять отношения между детьми и родителями.

Реализация проекта

Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях будут родители, дедушки и бабушки. Проект долгосрочный, состоит из нескольких самостоятельных, но весьма ценных и актуальных тематических блоков. <Рисунок 1>

Объект проектной деятельности: семьи воспитанников старшего дошкольного возраста (дети и родители).

Продукты проектной деятельности: интерактивные журналы, коллажи и творческие выставки, мультипликационные семейные фильмы, созданные самими детьми в технике песочной анимации и рисованной мультипликации  «Семья. Генеалогическое древо».

Отличительные особенности Проекта:

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных семейных ценностей.                                                                                                                                                  
Формирование представлений о себе, своей семье и нравственном отношении к семейным традициям. Воспитание уважения к родителям, старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Нацеленность на дальнейшее образование.   

Проект нацелен на развитие в детях познавательно-исследовательской активности. 

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка. Проект  направлен на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей, а так же и в использовании различных форм  и способов взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).  

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный. Блок «Я. Кто Я?» (сентябрь-октябрь 2015 г.)  <Рисунок 2>

2 этап. Основной  (октябрь 2015 года – апрель 2017 года)

В ходе реализации каждого тематического блока осуществлялась подборка детской художественной литературы, проводились предварительные беседы, организовывалась непосредственная образовательная, совместная и самостоятельная деятельность. Огромная работа проводилась не только по познавательному, но и речевому  развитию детей, так как в процессе завершения каждого блока итогом служил выпуск видеофильма.

Блок «Кто меня окружает. Родители» <Рисунок 3>

Блок «Кто меня окружает. Бабушки и дедушки»  <Рисунок 4>

Блок «Традиции семьи. Совместные каникулы»  <Рисунок 5>

На данном этапе итогом стал выпуск интерактивного журнала. В журнал вошли пословицы о семье, подобранные детьми и родителями, консультации и советы по проведению семейных выходных, игры «Чем занять ребенка, если подвела погода», а также работы, представленные на конкурс «Мои новогодние каникулы».

Блок «Я и моя фамилия»  <Рисунок 6>

Итогом работы стал выпуск интерактивного журнала «Как твоЁ фамилиЁ?», в котором были представлены фрагменты деятельности, организованной с детьми «Какие бывают фамилии?» и «Что в имени тебе моем?», игры с фамилиями, подобраны интересные факты о фамилиях, а также представлены исследования детей.

Блок «Составление древа»  <Рисунок 7>

3 этап. Заключительный (апрель – май 2017 года).

Блок «История о моей семье (мультфильм) <Рисунок 8>

Итоги работы над Проектом

В результате работы над проектом дети расширили представления о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы.  Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. (Стребелева Е. А. Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 5-7 лет).

За все время работы над проектом огромное внимание уделялось взаимодействию с родителями, ведь сотрудничая с ними,  мы вооружаем  их необходимыми знаниями  и умениями, что  способствует повышению  активности семьи в деле  воспитания детей. 

Без сомнения,  данная проектная деятельность обогащает условия для успешного достижения детьми целевых ориентиров федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования  в части:

- умений активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- проявления любознательности, умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться  причинно-следственными связями, а так же обладания начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет.

Подтверждена гипотеза: знание своего генеалогического древа  помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и  семейных традициях.

Диагностический инструментарий

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (обязательная часть) [8]:

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения <…>

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.<…> [8]

Целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования  части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:

- ребенок обладает установкой положительного отношения к  своему  родному городу, краю, стране-России, к разным видам труда жителей  города-нефтяников, округа, другим людям и самому себе и своей семье, обладает чувством собственного достоинства как житель Ханты - Мансийского округа - Югры, житель города Нижневартовска, россиянин, член своей семьи;

-обладает начальными  представлениями о себе, о природном и социальном, многонациональном  мире, в котором он живет;
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, любознателен и активен при создании исторических, культурных  мини- музеев о  родном крае, о русском народе, о своей семье.

Реализация проекта  предполагает оценку индивидуального развития детей,  связанную с оценкой эффективности педагогических действий и лежащую в основе дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, результаты  которой  используются исключительно для решения следующих образовательных задач:    

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);  

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности создаются диагностические ситуации с целью оценки  индивидуальной динамики развития  детей и корректировки своих действий. <Приложение 1>.

Ресурсное обеспечение

Кадровый состав: воспитатели группы, дети старшего дошкольного возраста и их родители (законные представители).

Взаимодействие с социумом: детская городская библиотека №5.

Материально-техническое: интерактивная доска, проектор, ноутбук, песочный стол с подсветкой, изостудия, мини-музей «Комната русского быта», модели обследования предмета, центры развития.

Программно-методическое обеспечение


Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

«Мастерская творчества». Программа дополнительной образовательной услуги  по проведению занятий по развитию художественных способностей у  детей  (с использованием  элементов здоровьесберегающей технологии «БОС-здоровье») (разработана и адаптирована на данную группу воспитателем Гирченко И.В.)

Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995.
Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
Большебратская Э.Э  Песочная терапия. – Петропавловск 2010.
Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н., Маркович Н.Н. и др. Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях // Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных  учреждений, реализующих программы оздоровления. – СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003.

Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»

Программа "От рождения до школы" (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). – М: Мозаика-Синтез, 2015. 

Список литературы

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
3.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: ИЦ Академия,1997.
4.Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995.
5.Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
6.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера,2005.
7.Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.