Организация сопровождения замещающих семей

Разделы: Работа с родителями, Коррекционная педагогика


Введение

Семья – одна из величайших ценностей, которой обладает человечество на протяжении истории своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Семью важно рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев.

На фоне глубоких социальных, экономических, демографических изменений в годы перестройки и в начале двухтысячных годов в России чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Сиротство для любого общества – трудно решаемая задача. Ее социальные корни глубоки и ранимы.

Замещающая семья – это один из вариантов решения проблемы сиротства детей. Она дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.

Служба сопровождения замещающих семьей, созданная как организационная структура государственного казенного общеобразовательного учреждения Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, “Непоседы”, является частью региональной системы семейного жизнеустройства, в состав которой входят органы опеки и попечительства (территориальные, муниципальные), ресурсные центры, уполномоченные организации по комплексному сопровождению замещающих семей.

Профессиональное сопровождение замещающих семей – один из важнейших этапов во взаимодействии специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью, и членами данной семьи. Сопровождение определяется совместностью действий специалистов службы и семьи, оказанием помощи в условиях изменяющихся потребностей, как процесс, ограниченный во времени (имеющий завершенность).

Цель сопровождения – создание комплекса условий, способствующих удовлетворению изменяющихся потребностей семьи в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы, предупреждение неэффективной заботы, препятствующей обеспечению приемного ребенка семейными эмоционально насыщенными безопасными отношениями привязанности, содействие в разрешении кризисов и восстановлении нормального функционирования.

Предмет сопровождения замещающей семьи - изменяющиеся потребности семьи и субъектов ее экологической системы в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы на сложных этапах становления и развития. Они определяют уровень, содержание, форму, интенсивность сопровождения.

Важнейшая задача - мобилизация, аккумуляция и оптимальная поддержка ресурсов замещающей семьи для полноценного развития приемного ребенка, укрепление ее жизнеспособности.

I. Организация работы по сопровождению замещающих семей

Сопровождение замещающих семей ведется:

  • по плану сопровождения;
  • по запросу (управления опеки и попечительства или приемного родителя, опекуна, усыновителя);
  • по ситуации.

Услуга осуществляется на основании договора/соглашения о сопровождении. Договор о сопровождении заключается между замещающей семьей и Службой психолого-медико-социального сопровождения в лице руководителя. За каждой семьей, поставленной на сопровождение, закрепляется ответственный специалист – куратор семьи, непосредственно организующий предоставление услуги по сопровождению и отвечающий за конечный результат. При постановке семьи на сопровождение составляется индивидуальная программа сопровождения куратором семьи и специалистами Службы. Куратор семьи мотивирует семью на сотрудничество, организует подписание договора о сопровождении, первичную семейную диагностику, оценивает риски семьи, информирует семью о предоставляемых услугах.

В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы:

  • сбор информации о семье;
  • выходы специалистов по месту жительства замещающей семьи;
  • профилактические беседы;
  • социально-психологическое диагностирование;
  • консультации;
  • информирование по проблеме;
  • обеспечение информационными, научно-методическими материалами;
  • подготовка заключений и рекомендаций;
  • организация занятий для повышения уровня родительской компетенции;
  • проведение тематических встреч замещающих родителей;
  • организация группы психологической поддержки замещающих родителей;
  • мониторинг развития ребенка в семье;
  • психолого-медико-педагогический консилиум.

При сопровождении семей учитываются следующие принципы:

  • Рекомендательный характер консультаций специалистов.
  • Непрерывность сопровождения, согласно индивидуальному плану работы с семьей.
  • Комплексность, которая предполагает работу различных специалистов.
  • Конфиденциальность.

Технология сопровождения подразумевает несколько этапов.

  1. Подготовительный этап. На данном этапе происходит формирование целевой группы семей, нуждающихся в сопровождении;
  2. Диагностический этап. Предполагает исследование специалистами семейной ситуации, оценку случая.
  3. Коррекционный. Сопровождение семьи в различные периоды развития (адаптации, интеграции и сепарации приемного ребенка).
  4. Мониторинг.

На подготовительном этапе специалисты службы:

  1. Принимают информацию о семье из органов опеки и попечительства, либо непосредственно от семьи, в результате ее обращения за оказанием помощи, производят запись в журнал учета семей;
  2. Изучают информацию о семье и ребенке, имеющуюся в органах опеки и попечительства, ШПР и организации для детей-сирот, в которой воспитывался приемный ребенок, вносят информацию в журнал учета семей;
  3. Согласуют дату первичного собеседования с семьей;
  4. Проводят первичное собеседование с семьей о правилах, принципах и задачах сопровождения.
  5. Назначают время и дату диагностической консультации, визита в семью.

В результате проведенных мероприятий:

  • Зафиксирована информация о семье
  • Специалист владеет первичной информацией о семье и ребенке
  • Согласован порядок взаимодействия с семьей
  • Получено согласие семьи на сопровождение
  • Назначено время для диагностической консультации

На диагностическом этапе специалисты службы:

  1. Проводят первичную оценку ситуации в семье, потребностей ребенка, членов семьи, особенностей детско-родительских отношений.
  2. Проводят оценку наличия и степени выраженности факторов риска дезадаптации приемных детей/ребенка.
  3. Проводят оценку ресурсов семьи.
  4. Определяют уровень сопровождения.

Для оценки параметров семейной системы замещающей семьи и индивидуальных особенностей ребенка используется пакет основных диагностических методик (Приложение 1).

При необходимости:

  • назначают повторную встречу для продолжения диагностики;
  • визит в семью: для установления более конструктивного контакта и сбора дополнительной информации.

В результате проведенных мероприятий:

  • Установлен контакт с родителями и детьми/ребенком;
  • Получена информация об особенностях семейной системы и рисках адаптации;
  • Специалистом сформирована оценка уровня риска дезадаптации, ресурсов семьи и определен актуальный уровень сопровождения;
  • Родителям даны рекомендации о характере дальнейших действий по сопровождению;
  • Родители (в случае необходимости, ребенок) знают результаты диагностики, согласны с ними и мотивированы на сотрудничество.

Коррекционный этап. Коррекционные мероприятия направлены на преодоление травмирующих ситуаций, организацию психологической поддержки, просветительской деятельности в области актуальных вопросов для замещающей семьи. Могут проводиться индивидуальные и групповые занятия для детей и замещающих родителей. Системная помощь, организованная специалистами службы, позволяет укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, содействовать мобилизации их личностных, духовных, интеллектуальных, физических ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширению у них диапазона приемлемых и результативных средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.

Мониторинг эффективности проводимой специалистами службы работы с замещающей семьей является необходимой частью сопровождения. Мониторинг проводится комплексно, всеми специалистами, участвующими в процессе сопровождения конкретной семьи: социальный педагог, психолог, врач и т.д. Он отражает результативность сопровождения, динамику семейной ситуации. Данные мониторинга обсуждаются на консилиуме службы сопровождения, где определяется необходимость в продолжении (прекращении) сопровождения, переводе семьи на другой уровень сопровождения.

На консилиуме службы сопровождения рассматриваются следующие вопросы:

  1. Уровень здоровья ребенка, воспитывающегося в замещающей семье (часто ли болеет)
  2. Развитие интеллектуальных и познавательных способностей (посещает ли образовательную организацию по своему уровню, какие есть способности), как родители относятся к способностям ребенка
  3. Эмоционально-волевое развитие (имеет ли место беспокойство, агрессия, непослушание, неумение сдерживать эмоции, понимание эмоций).
  4. Отношения в замещающей семье (характер взаимоотношений, привязанности, дружелюбие, теплота в отношениях, настороженность и т.п.)
  5. Социальное развитие (общение с чужими людьми, контакты со сверстниками, родственниками, знание правил поведения, их соблюдение, ухоженность и навыки самообслуживания, наличие желания помочь другому).

II. Оказание помощи замещающим семьям

Сопровождение замещающей семьи состоит из трех уровней:

  1. Базовый (общий)
  2. Кризисный (терапевтический)
  3. Экстренный.

БАЗОВЫЙ уровень сопровождения определяется низким уровнем риска дезадаптации. На данном уровне осуществляется общая поддержка семьи, проводится обсуждение и составление с семьей рекомендаций по совершенствованию знаний, умений и навыков родителей по уходу, воспитанию и развитию детей (на основании результатов диагностики). Составляется план сопровождения замещающей семьи. Семья вовлекается в работу реабилитационных групп, групп досуга, работу родительского клуба и т.п. мероприятия.

КРИЗИСНЫЙ уровень сопровождения предполагает работу с реабилитационным случаем и определяется средним и высоким уровнем дезадаптации.

Организация работы строится на принципах:

  • Командной работы (объединение в одну команду различных специалистов психологов, социальных педагогов, логопедов и др. – осуществляющих комплексное мультимодальное сопровождение семьи);
  • Работа с семьей в целом, ориентация на динамику системных процессов при интеграции ребенка в семью;
  • Соблюдение права семьи на автономию;
  • Сочетание выездного и стационарного типа деятельности.

Методы работы:

  • Индивидуальное и семейное консультирование;
  • Индивидуальная (игровые и арттерапевтические методы) и групповая работа с детьми и подростками (тренинг).

Специалисты разрабатывают план сопровождения совместно с семьей, а также:

1. проводят углубленную диагностику причин возникновения риска дезадаптации;

2. разрабатывают, согласовывают формулировки и оформляют итоговую оценку риска дезадаптации семьи;

3. обсуждают и согласовывают с родителями цели работы для плана сопровождения семьи;

4. обсуждают с родителями пути достижения намеченных целей в плане сопровождения семьи;

5. готовят комплект документов для рассмотрения на консилиуме;

6. предоставляют план сопровождения семьи консилиуму специалистов; 

7. корректируют план сопровождения семьи (при необходимости).

Критериями эффективности работы являются:

  1. Установление доверительного контакта с семьей на протяжении длительного времени.
  2. Положительная динамика развития ситуации (удовлетворительные для всех членов семьи внутрисемейные отношения, улучшение учебной ситуации) и состояния ребенка.
  3. Умение замещающих родителей самостоятельно (или при минимальной поддержке специалистов) справляться с возникающими трудностями и решать возникающие в процессе воспитания проблемы.

ЭКСТРЕННЫЙ уровень сопровождения предполагает:

  • Экстренное консультирование семьи специалистами (психолог, юрист, социальный педагог и т.д.) очно или по телефону;
  • Проведение экспертизы ресурсности семьи;
  • Составление и реализацию плана экстренного сопровождения;
  • Семейную терапию;
  • Реабилитацию ребенка, в случае отказа семьи от приема ребенка;
  • Мониторинг семейной ситуации при сохранении семьи.

В случае экстренного сопровождения в работу включаются все специалисты службы сопровождения, характер оказания помощи отличается интенсивностью.

Сопровождение замещающей семьи осуществляется в разные периоды ее развития и обязывает сотрудников службы хорошо знать историю судьбы ребенка и его эмоционально-психологическое состояние.

Для успешной работы с каждым конкретным случаем необходима команда специалистов, включающая педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, врача-педиатра или детского психиатра, логопеда, в зависимости от существующей проблемы. Свои особенности имеют направления сопровождения замещающих семей на этапе адаптации, формировании привязанностей, формировании личной идентичности ребенка, сопровождение семей с подростками, или в случае родственной опеки (Приложение 2).

В любом случае, эта работа предполагает комплексный подход, в рамках которого, опираясь на организмические, личностные ресурсы, ресурсы социальной сети, замещающая семья получает услуги социально-психологического, социально-педагогического, профессионально-трудового, медико-социального и организационно-управленческого характера для сохранения, восстановления или расширения сферы жизнедеятельности, преодоления (профилактики) ситуации социальной дезадаптации,    максимально возможной интеграции детей в общество.

III. Контроль качества оказания услуги сопровождения

Организация и проведение сопровождения замещающей семьи предполагает, что семья имеет полную информацию о содержании программы сопровождения, сроках ее реализации, возможных результатах и о взаимных обязательствах. Осуществляется и контроль качества сопровождения со стороны руководителя службы сопровождения, который включает:

  • оценку индивидуальной программы сопровождения, в которой учтены потребности замещающей семьи;
  • промежуточный контроль результативности реализации индивидуальной программы сопровождения;
  • внесение изменений и дополнений в программу, в зависимости от результативности проводимой работы.

Промежуточные и итоговые результаты проверки реализации индивидуальной программы сопровождения рассматриваются коллегиально на консилиуме и оформляются заключением о форме дальнейшего сопровождения или прекращения предоставления услуги.

Литература

1. Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учебное пособие / И.А. Бобылева. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007.

2. Гринберг С.Н. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги / С.Н. Гринберг, Е.В. Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова.– СПб.

3. Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли / Ж. Захарова // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 35-38.

4. Иванова Н. Замещающая семья как социокультурное явление / Н. Иванова // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 13-18.

5. Иванова Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. – М., 2002.

6. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – М., 2008.

7. Матвиенко И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации

детей-сирот в приемной семье: дисс. канд. пед. наук. – Москва, 2006.

8. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия: пер. с гол. / Д.Н. Оудсхоорн. – М.,1993.

9. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006.

10. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 30-35.

11. Ослон В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 39-53.

12. Ребенок пришел в семью. – Рыбинск, 2007.– Выпуск 1. – (Библиотечка “Ребенок в замещающей семье. Советы воспитателям и родителям”).

13. Хрусталькова Н.А. Организационно-педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей: теория и технология / Н.А. Хрусталькова // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. – С. 81-100.

14. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – (Психологический практикум).

15. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие Л.М. Шипицына. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

16. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова и др.; под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.