Уровневый промежуточных контроль по физике. 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11


Каждая работа рассчитана на 20-25 минут и состоит из трех частей, различающихся формой и уровнем сложности заданий. Подобная проверка обеспечивает индивидуальный подход, позволяет быстро и качественно оценить уровень овладения каждым школьником знаниями и умениями по отдельным темам. Это позволяет скорректировать процесс обучения, обнаружив пробелы в знаниях до итогового контроля.

Часть «Начальный уровень» содержит задания с выбором ответа. К каждому заданию дано от 3 до 5 вариантов ответа. Большая часть заданий ориентирована на проверку подготовки учащихся по физике на базовом уровне, проверяющая усвоение физических понятий, формул, единиц измерения, обозначения физических величин. В этой части ученик решает задачи первого уровня сложности. При решении заданий учащийся выбирает букву ответа.

Задания части «Средний уровень» проверяют умение использовать эти понятия, формулы и законы для анализа более сложных процессов, что соответствует повышенному уровню подготовки школьников, но здесь нет готовых вариантов ответов. Ученик решает и оформляет задачу второго уровня сложности, если необходимо делает рисунок и записывает ответ.

Задания части «Высокий уровень» или «Достаточный уровень» проверяют умение использовать физические формулы и законы в измененной или новой ситуации. Это задачи третьего уровня сложности. Выполнение таких заданий требует высокого уровня знаний, умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать.

Отметка “3” ставится за верное выполнение заданий начального уровня, “4” – за решение заданий начального и среднего уровней, “5” – за правильное выполнение всех трёх уровней.

Самостоятельная работа по теме: «Явление электромагнитной индукции»

Вариант 1.  

Начальный уровень.

1. Какое из нижеприведённых выражений характеризует понятие электромагнитной индукции?

А.  Явление, характеризующее действие магнитного поля на движущийся заряд

Б.  Явление возникновения в замкнутом контуре электрического тока при изменении  магнитного  поля.

В.  Явление возникновения ЭДС в проводнике под действием магнитного поля.

2. С помощью какого правила определяют направление индукционного тока?

А.  Правило буравчика.

Б.  Правило правой руки.

В.  Правило Ленца.

3. Что определяется скоростью изменения магнитного потока через замкнутый контур?

А.   Индуктивность контура.

Б.   Магнитная индукция.

В.  ЭДС индукции.

4. Какое выражение служит для определения магнитного потока, пронизывающего контур?

А. BSsinα

Б. BScosα

В. BnS

Достаточный уровень.

5.  С какой скоростью надо перемещать проводник, длина активной части которого 1м, под углом 60o к вектору магнитной индукции, модуль которого 0,2 Тл, чтобы в проводнике возникла ЭДС индукции 1В?

Высокий уровень.

6.  Найти скорость изменения магнитного потока в соленоиде из 2000 витков при возникновении в нём ЭДС индукции 120В.

Вариант 2.

Начальный уровень.

1.  Укажите все правильные утверждения, которые отражают сущность явления электромагнитной индукции: «В замкнутом контуре электрический ток появляется…..»

А. …если магнитный поток не равен нулю.

Б. …при увеличении магнитного потока.

В.  … при уменьшении магнитного потока.

2.  Что определяется скоростью изменения магнитного потока через контур?

А.   Индуктивность контура.

Б.   Магнитная индукция.

В.  ЭДС индукции.

 3. Какое выражение служит для определения ЭДС индукции в замкнутом контуре?

А. ΔФ/Δ t

Б.   -  ΔФ/Δ t

В.   IBΔlsinα

4. С помощью какого правила определяют направление индукционного тока?

А.  Правило Ленца.

Б.  Правило буравчика.

В.  Правило правой руки.

Достаточный уровень.

5.  Найдите ЭДС индукции на концах крыльев самолёта (размах крыльев 36,5м), летящего горизонтально со скоростью 900км/ч, если вертикальная составляющая вектора магнитной индукции магнитного поля Земли 5*10-3 Тл.

Высокий уровень.

6. Сколько витков должна содержать катушка с площадью поперечного сечения 50см2, чтобы при изменении магнитной индукции от 0,2Тл до 0,3Тл в течение 4мс в ней возникала ЭДС 10В?

Самостоятельная работа по теме: «Фотоэффект»

Вариант 1.

Начальный уровень.

1. Какое из приведённых ниже выражений  наиболее точно определяет понятие фотоэффекта?

А. испускание электронов веществом в результате его нагревания

Б. вырывание электронов из вещества под действием света

В. увеличение электрической проводимости вещества под действием света

2. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитать энергию кванта излучения?

А. Авых+Ек  

Б. hν-Ek

B. Aвых+mυ2/2

3. Чему равна максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов, вырываемых из металла под действием фотонов с энергией 8·10-19Дж, если работа выхода 2·10-19Дж?

А.  10·10-19Дж

Б. 6·10-19Дж  

В. 5·10-19Дж

Достаточный уровень.

4. Красная граница фотоэффекта для металла 6,2·10-5 см. Найти величину запирающего напряжения для фотоэлектронов при освещении металла светом с длиной волны 330 нм.

5. При фотоэффекте с поверхности серебра задерживающий потенциал оказался 1,2В. Вычислить частоту падающего света.

Высокий уровень.

6. Найти длину волны света, которым освещается поверхность металла, если фотоэлектроны имеют кинетическую энергию 4,5·10-16Дж, а работа выхода электрона из метала 7,5·10-19Дж.

Вариант 2.

Начальный уровень.

1. Какое из приведённых ниже выражений  точно определяет понятие работы выхода?

А. энергия, необходимая для отрыва электронов от атома

Б. кинетическая энергия свободного электрона в веществе

В. Энергия, необходимая свободному электрону для вылета из вещества   

2. При каком условии возможен фотоэффект?

А. hν > Авых   

Б. = Авых

В. < Авых

3. Укажите вещество, для которого возможен фотоэффект под действием фотонов с энергией 4,8·10-19Дж.

А.  платина (Авых =8,5·10-19Дж)

Б. серебро (Авых =6,9·10-19Дж)

В.  Литий (Авых =3,8·10-19Дж)

Достаточный уровень.

4. К вакуумному фотоэлементу, катод которого выполнен из цезия, приложено запирающее напряжение 2В. При какой длине волны падающего на катод света появится фототок?

5. Какое запирающее напряжение надо подать, чтобы электроны, вырванные ультрафиолетовым светом с длиной волны 100нм из вольфрамового катода, не могли создать ток в цепи?

Высокий уровень.

6. Какая часть энергии фотона, вызывающего фотоэффект, расходуется на работу выхода, если наибольшая скорость электронов, вырванных с поверхности цинка, составляет 106м/с? Красная граница фотоэффекта для цинка соответствует длине волны 290нм.

Самостоятельная работа «Квантовые постулаты Бора»

Вариант 1.

Начальный уровень.

1. Какое из приведённых ниже высказываний выражает первый постулат Бора.

А. Атом состоит из ядра и электронов. Заряд и почти вся масса атома сосредоточены в ядре

Б. Положительный заряд атома рассредоточен по всему атому, а отрицательно заряженные электроны «вкраплены» в него

В. Существуют стационарные орбиты, двигаясь по которым электрон не излучает электромагнитных волн.

2. Чему равна частота фотона, излучаемого при переходе из возбуждённого состояния Е1 в основное состояние Еo?

А.   Еo/h  

Б. (Е1+Еo) /h

В.   (Е1-Еo) /h

3. Какие из приведённых ниже утверждений соответствуют смыслу постулатов Бора?

А. В атоме электроны движутся по круговым орбитам и излучают при этом электромагнитные волны

Б. Атом может находиться в одном из стационарных состояний, в стационарных состояниях атом энергию не излучает.

В. При переходе из одного стационарного состояния в другое атом поглощает или излучает квант электромагнитного излучения.

Достаточный уровень.

4. При переходе атома водорода из четвёртого энергетического состояния во второе излучаются фотоны с энергией 2,55 эВ (зелёная линия водородного спектра). Определить длину волны этой линии.

5. При переходе электрона в атоме водорода с третьей стационарной орбиты на вторую излучаются фотоны, соответствующие длине волны 6,52·10-7м, дающие красную линию водородного спектра. Какую энергию (в Дж) теряет при излучении этого фотона атом водорода?

Высокий уровень

6. Атом водорода при переходе из одного стационарного состояния в другое испускает последовательно два кванта с длинами волн 40510·10-10м и 972,5·10-10м. Определить изменение энергии атома водорода в эВ.

Вариант 2.

Начальный уровень.

1. Какое из приведённых ниже высказываний выражает второй постулат Бора.

А. Атом состоит из ядра и обращающихся вокруг ядра электронов. Положительный заряд и почти вся масса атома сосредоточены в ядре.  

Б.  При переходе электрона с орбиты на орбиту атом поглощает или излучает квант электромагнитной энергии

В. Атом состоит из ядра и электронов. Заряд и почти вся масса атома сосредоточены в ядре

2. Чему равна энергия фотона, излучаемого при переходе из возбуждённого состояния Е1 в основное состояние Еo?

А. Е1+Еo  

Б. Е1-Еo

В. Е1

3. Какое из приведённых ниже высказываний правильно описывает способность атомов к излучению и поглощению энергии при переходе между двумя различными стационарными состояниями

А. Может излучать и поглощать фотоны любой энергии

Б. Может излучать и поглощать фотоны лишь с некоторыми значениями энергии

В. Может излучать фотоны любой энергии, а поглощать лишь с некоторыми значениями энергии

Достаточный уровень.

4. Для ионизации атома азота необходима энергия 14,53 эВ. Найти длину волны излучения, которое вызовет ионизацию.

5. На сколько изменилась энергия (в Дж) электрона в атоме водорода при излучении атомом  фотона с длиной волны 4,86·10-7м?

Высокий уровень.

6. При облучении паров ртути электронами энергия атома ртути увеличивается на 4,9 эВ. Какова длина волны излучения, которое испускает атом ртути при переходе в невозбуждённое состояние?

1

2

3

4

5

6

В

В

Б,В

486нм

3·10-19Дж

13эВ

Б

Б

Б

85,3нм

4,4·10-19Дж

253 нм

Самостоятельная работа «Состав атомных ядер. Ядерные реакции»

Вариант 1.

Начальный уровень.

1. Что представляет собой альфа-излучение?

А. Поток ядер водорода   

Б. Поток ядер гелия   

В. Поток нейтронов

2. Что представляет собой гамма-излучение?

А. Поток нейтронов  

Б.  Поток быстрых электронов

В. Поток квантов электромагнитного излучения

3. Элемент испытал zAX  β- распад. Какой заряд и массовое число будет у нового элемента Y?

А. z-2A-4Y

Б.   z-1AY   

Вz+2AY  

4. Какое из трёх типов излучений обладает наибольшей проникающей способностью?  
А.  α

Б. β   

В.  γ

5. Чему равны число протонов (Z) и число нейтронов (N) в изотопе свинца 82207Pb?

А. Z =207, N=82

Б.  Z =82, N=207  

В. Z =82, N=125

Средний уровень.

6. Каков состав ядер лития 36Li, меди 2964Cu, цинка 3065Zn? олова 50119Sn, селена 3479Se, аргона 1840Ar?

7. Каков состав изотопов хлора  1735Cl, 1737Cl? Что характерно для изотопов одного элемента?

Достаточный уровень.

8. При облучении изотопа меди 2963Cu протонами реакция может идти несколькими путями: с выделением одного нейтрона, с выделением двух нейтронов, с выделением протона и нейтрона. Ядра каких элементов образуются в каждом случае? Написать ядерные реакции.

9. При бомбардировке азота 714N нейтронами из образовавшегося ядра выбрасывается протон. Полученное ядро оказывается β- радиоактивным. Запишите эти реакции.

Вариант 2.  

Начальный уровень.

1. Что представляет собой бета-излучение? 

А. Поток быстрых электронов   

Б. Поток ядер гелия   

В. Поток нейтронов

2. Что представляет собой гамма-излучение?

А. Поток нейтронов

Б. Поток квантов электромагнитного излучения

В. Поток быстрых электронов

3. Элемент испытал zАX  α- распад. Какой заряд и массовое число будет у нового элемента Y?

А. z-2A-4Y

Б. z-1AY

В. z+1AY  

4. Какое из трёх типов излучений обладает наибольшей проникающей способностью?

А. β

Б. γ

В. α

5. Чему равны число протонов (Z) и число нейтронов (N) в изотопе серебра 47108Ag?

А. Z =47, N=61

Б.  Z =47, N=108   

В. Z =108, N=47

Средний уровень.

6. Каков состав ядер олова 50119Sn, селена 3479Se, аргона 1840Ar?

7. Каков состав изотопов неона 1020Ne, 1021Ne, 1022Ne? Что характерно для изотопов одного элемента?

Достаточный уровень.

8. Радиоактивный марганец получают двумя путями: облучение изотопа железа 2656Fe  дейтронами 12H и облучение изотопа железа 2656Fe нейтронами. Напишите ядерные реакции.

9.  При бомбардировке α-частицами алюминия образуется новое ядро и нейтрон. Полученное ядро оказывается α- радиоактивным. Запишите эти реакции.

Самостоятельная работа по теме: «Дисперсия. Интерференция света»

Вариант 1. 

Начальный уровень.

1. Какое из нижеприведённых выражений определяет понятие «дисперсия»?

А.  Наложение когерентных волн

Б.  Разложение света в спектр при преломлении 

В.  Огибание волной препятствия.

2. Как изменится частота зелёного излучения при переходе света из воздуха в воду? Укажите все правильные утверждения.

А.  уменьшается

Б. увеличивается

В.  не изменяется

3. Какое из наблюдаемых явлений объясняется интерференцией света? Укажите все правильные ответы.

А.  излучение света лампой накаливания

Б.  радужная окраска компакт-дисков

В.  радужная окраска мыльных пузырей

4. Какие условия необходимы для наблюдения максимума интерференционной картины? Укажите все правильные ответы.

А. источники волн когерентны,  разность хода Dd=(2k+1)λ/2

Б. источники волн когерентны,  разность хода может быть любой

В. источники волн когерентны,  разность хода Dd =2kλ /2

5. Какое условие является необходимым для наблюдения устойчивой интерференционной картины? Укажите все правильные ответы.

А. одинаковые амплитуды и частота колебаний

Б. одинаковая частота и постоянная разность фаз колебаний

В.  одинаковые амплитуда и период колебаний

Достаточный уровень.

6.  В точку пространства приходит излучение с оптической разностью хода волн 1,8 мкм. Определить, усилится или ослабнет свет в этой точке, если длина волны 600 нм.

Высокий уровень.

7. Белый свет, падающий нормально на мыльную плёнку (n=1,33)  и отражённой от неё, даёт в видимом спектре интерференционный максимум на волне 630нм и ближайший к нему минимум на волне 450нм. Какова толщина плёнки, если считать её постоянной?

Вариант 2.

Начальный уровень.

1.  Какое из наблюдаемых явлений объясняется дисперсией света? Укажите все правильные утверждения.

А.  излучение света лампой накаливания

Б.  радужная окраска мыльных пузырей

В.  радуга

2.  Как изменится длина волны красного излучения при переходе света из воздуха в воду? Укажите все правильные утверждения.

А.   уменьшается

Б.   увеличивается

В.  не изменяется

 3. Какое из приведённых ниже выражений определяет понятие интерференции? Укажите все правильные утверждения.

А.  Наложение когерентных волн

Б.  Разложение света в спектр при преломлении 

В.  Огибание волной препятствия.

4. Укажите все правильные ответы. Две световые волны являются когерентными, если:

А.  волны имеют одинаковую частоту

Б.  волны имеют постоянную разность фаз колебаний

В.  волны имеют одинаковую частоту и постоянную разность фаз

5. Какие условия необходимы для наблюдения минимума интерференционной картины? Укажите все правильные ответы.

А. источники волн когерентны,  разность хода Dd=(2k+1)λ/2

Б. источники волн когерентны,  разность хода может быть любой

В. источники волн когерентны,  разность хода Dd =2kλ /2

Достаточный уровень.

6. Два когерентных луча с длинами волн 404нм пересекаются в одной точке на экране. Что будет наблюдаться в этой точке – усиление и ослабление света, если оптическая разность хода лучей равна 17,17мкм?

Высокий уровень.

7. Два когерентных источника испускают монохроматический свет с длиной волны 0,6мкм. Определить, на каком расстоянии от точки, расположенной на экране на равном расстоянии от источников, будет первый максимум освещённости. Экран удалён от источников на 3м, расстояние между источниками 0,5мм.