Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных мероприятий со стороны организаторов движения, но и разносторонних знаний, а также психологической подготовки всех участников движения - пешеходов, водителей, пассажиров.
При всем этом период дошкольного возраста характеризуется, прежде всего, устремлением к внешнему миру, приспособлением к нему. Поэтому очень важно именно в этом возрасте сформировать у ребенка безопасные способы поведения на дороге. Обучение детей правилам и безопасности дорожного движения - это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого дети получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе через решение задач передачи детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте воспринимают мир целостно, поэтому формирование целостной картины мира о безопасности жизнедеятельности как одной из главных задач психолого-педагогической работы должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение всех образовательных областей. Показатели общеразвивающей работы по обучению детей ПДД будут гораздо выше, если при ее проведении учитывать следующие моменты:
- интегративный подход при организации занятий с детьми;
- объединение воспитательных, обучающих и развивающих воздействий в ходе ознакомления детей с правилами дорожного движения;
- преемственность и усложнение игр и упражнений за счет формирования у детей взаимоконтроля и самоконтроля;
- максимальное использование игрового метода;
- совершенствование психомоторных функций детей в играх - занятиях, в реальных ситуациях при выполнении ПДД;
- постоянное (с учетом возраста) повышение произвольности и осознанности при выполнении правил дорожного движения в различных игровых и учебных ситуациях.
При реализации этих задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности. Одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением, и воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям. Педагог знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе, опираясь на их опыт.
Как было сказано выше, приобщение дошкольников к безопасному поведению на дороге должно быть комплексным и охватывать все сферы деятельности дошкольника. Поэтому не следует забывать о продуктивных видах деятельности, которые играют важную роль в данном процессе. Казалось бы, какое отношение к ПДД имеют изодеятельность, конструировние, тестопластика, оригами, аппликация, компьютерная графика? Тем не менее, выполненные в этой тематике композиции, плакаты, рисунки всегда вызывают большой интерес у детей, позволяя закрепить знания, полученные ранее в ходе других видов образовательной деятельности.
На занятиях продуктивными видами деятельности знания о правилах поведения на дороге закрепляются наиболее успешно, ведь в процесс за-поминания вовлекаются сразу несколько видов памяти, что способствует лучшему усвоению материала. В процесс вовлекаются такие виды памяти, как двигательная, зрительная, осязательная, эмоциональная и др. Так, например, при изучении с дошкольниками различных видов транспорта закреплению полученных знаний будет способствовать изготовление машинок из соленого теста, конструирование автомобилей из бумаги. Использование лепки, аппликации, рисования как средства ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения можно начинать с младшего дошкольного возраста. Так, например, трехлетние малыши с удовольствием мастерят сигналы светофора из пластилина и соленого теста, раскрашивают сигналы красками, карандашами.
Детям средних групп можно предложить следующие темы для изодеятельности: «Транспорт», «Мы едем, едем, едем...», «Веселый автомобиль». Очень увлекательным для ребят будет совместное конструирование и декорирование автомобиля из бросового или природного материала. Такие занятия будут способствовать закреплению у детей представлений о конструктивных особенностях автомобиля, разновидности и назначении транспорта. В ходе занятий продуктивными видами деятельности со старшими дошкольниками можно решить сразу несколько образовательных задач. На занятиях изотворчеством дети не только закрепляют знания о дорожных знаках, пешеходном переходе, правилах дорожного движения, но и переносят полученные представления на свой город, улицу, двор. Так, например, можно предложить детям нарисовать улицу, на которой они живут, дорогу от дома до детского сада, изобразить дорожные знаки, которые они встречают по пути. С большим интересом старшие дошкольники придумывают и изготавливают плакаты, призывающие соблюдать правила дорожного движения, «выпускают» книжки-малышки для малышей («Мой друг - светофор», «Приключения автомобильчика» и т.д.) Целесообразным будет привлечение дошкольников к изготовлению дидактических игр, макетов и атрибутов для оснащения уголков безопасности в группах. В ходе данной деятельности дошкольники не только закрепят навыки работы в различных изобразительных техниках (в т.ч. нетрадиционных), но также расширят свои представления о дорожных знаках и правилах безопасного поведения на дорогах.
Говоря об ознакомлении дошкольников с ПДД средством продуктивных видов деятельности, не следует забывать о методе проектов. В ходе реализации проекта детей следует привлекать к изготовлению дорожных знаков и транспорта, оформлению макетов домов и дорожной разметки. Все эти знания могут быть получены и закреплены в ходе реализации следующих проектов: «Законы улиц и дорог», «Дорога, ее элементы и правила поведения на ней», «Наши верные друзья - дорожные знаки», «Светофор и его сигналы».
Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. У детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина, если материал включается в содержание занятий по развитию речи, формированию математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкальных занятиях, в повседневной жизни.
Литература.
1. Данилова Т.Н. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. СПб.: Пресс, 2009.
2. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. М.: Просвещение, 1998.
3. Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Киров, 1998.