Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Знакомство с обычаями проводов зимы и встречи весны у русского народа.
Задачи:
а) Продолжить знакомство с обычаями наших предков.
б) Продолжить обучение умению наблюдать, анализировать.
в) Проверить умение выделять признаки весны в неживой и живой природе.
г) Воспитывать уважение к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному краю.
Планируемые результаты
Предметные
- знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме урока;
Личностные
- формирование личного (эмоционального) отношения к обычаям русского народа;
Регулятивные
- уметь определять тему и цель на уроке с помощью учителя;
- уметь выполнять задания в соответствии с поставленной целью;
- уметь находить ответы на поставленный вопрос;
- уметь контролировать свои действия;
Познавательные
- осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт, соблюдение народных традиций;
- добывать новые знания : находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные
- уметь презентовать себя и свою группу;
- уметь слушать партнёра, сотрудничать при работе в паре, в группе;
- уметь работать с информацией;
- уметь слушать и понимать других.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая, и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала. |
||
Улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что урок будет для нас интересным и полезным. |
Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу. |
Личностные УУД Принятие социальной роли обучающихся. Положительное отношение к процессу учения и приобретению знаний и умений. |
Актуализация знаний обучающихся. Цель : Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе. |
||
– На каждом уроке мы должны… – А чтобы открыть что-то новое, необходимо… – На прошлом уроке мы говорили… – Я предлагаю поработать в группах и проверить домашнее задание. Напомните правила работы в группе. Работа в группах (задания на партах) 3-4 минуты 1-я группа готовит сообщение об изменениях в неживой природе весной 2-я группа готовит сообщение об изменениях в живой природе весной 3-я группа выбирает из предложенных пословиц и примет те, в которых говорится о неживой природе весной (2, 3, 4).
4-я группа выбирает из предложенных пословиц и примет те, в которых говорится о живой природе весной
5-я группа отгадывает загадки о весне. – Оцените работу выступающего – Оцените работу группы Какой этап урока мы завершили? |
– узнать что-то новое (открыть новые знания) УЗНАТЬ (карточка) – вспомнить изученный материал ПОВТОРИТЬ (карточка) – об изменениях в природе с приходом весны Дети говорят правила работы в группе. Работают в группах, готовят сообщение.
Защищают свою работу. Выбирают выступающего. Как поняли смысл пословицы? По критериям оценивают. По критериям оценивают. Проверили домашнее задание. |
Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других. Уметь работать в группе. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний. |
Погружение в тему урока Цель: Определить тему и цель урока. |
||
Слайд 1 (разбросанные слова) 1 щелчок Обычаи, зимы, весны, проводов, старинные, и встречи. – Можно ли считать эту запись предложением? Почему? – Можно составить из этих слов предложение? Слайд 2 (готовое название) 2 щелчок – Как вы думаете, почему мы составили сегодня на уроке это предложение? Слайд ещё раз 3 щелчок – Почему вы считаете, что это тема урока? Цель нашего урока Щелчок 4 слайд Узнать старинные обычаи проводов зимы и встречи весны наших предков. Попытаемся составить план изучения нового материала. Продолжите мою мысль.
Хорошо! Прикрепляется на доску план работы по изучению материала |
– Нет, – потому что слова не связаны по смыслу друг с другом. – да (составляют предложение)
Будем продолжать разговор о весне. Это тема нашего урока.
План.
|
Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя. |
Открытие новых знаний. Цель: создание условий для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока. |
||
Как понимаете значение слова предки? А совпадёт ли ваше объяснение с толковым словарём? Сделайте вывод. – Да, всё верно. – Какой сейчас месяц? – Значит, зима уже ушла? – Да, календарная зима ушла. В природе в нашей Вологодской области зима длится около 5 месяцев. Народ за долгую зиму успевает соскучиться по весне, по теплу, хочет быстрее проводить зиму. Существует праздник проводов зимы. Как он называется? Когда в этом году встречали праздник Масленицы? – Существует поверье, что на Масленицу зима с весной встречается, значит, весна где-то рядом. – Раньше наши прабабушки прадедушки думали, что если не проводить зиму, то весна не придёт. – Как вы думаете, с чем связан приход весны? – Ребята, у вас было задание спросить у бабушек, дедушек, как они провожали зиму? – Вы готовы поделиться с нами своими сообщениями, а может и работами? Как вы готовили материал? Слушаем 3 человек. – Анализ выступлений детей. – Кто больше понравился? Почему? Что новое узнали? Оценка ответов детей по критериям. Физминутка (текст игры в конце конспекта) Я вам приготовила презентацию «Масленица» Беседа по презентации Вопросы по презентации – Что было для вас новым?. На какой вопрос плана мы ответили? – Продолжаем изучать новый материал. К какому вопросу переходим? Просыпается природа, и люди приводят своё хозяйство в порядок. Деревня жила по старинным крестьянским обычаям. Когда сходил паводок, подсыхала земля, крестьянин проверял инструменты для весенней работы в поле, готовился к севу. Откройте учебник на с 108. 3 класс УМК «Гармония» авторы О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин О чём вы будете читать? – Послушайте вопросы, на которые вы должны будете ответить после чтения страницы учебника. (вопросы на доске прикрепляются) Потом ответы на вопросы дают учащиеся устно или используя учебник, как им удобно. – Что было важным весной для крестьян? – Как определяли готовность почвы к посеву? – Как люди научились использовать наблюдения за растениями и животными? – Что делали дети? – Как они помогают? Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. – Как люди научились использовать наблюдения за растениями и животными? Зачитайте приметы. Объясните значение пословицы «Весенний день год кормит» Какой этап урока закончился? Какой следующий этап урока? |
Ответы детей. Читает объяснение в толковом словаре Эйбатова Замира Мы ответили правильно.
– апрель – да почти ушла (объясняют свои ответы)
– Масленица.
С 20-26 февраля
– С вращением земли вокруг Солнца. – Беседовали с родственниками. анализировали материал. Оформляли свою работу. Учащиеся слушают одноклассников и оценивают их работу. Ответы детей.
Как провожали зиму наши предки?
Какие обычаи были весной у наших предков? Дети читают заголовок. «Какие заботы были весной у наших предков» Самостоятельная работа детей.
– Определяли, поспела ли земля к посеву. – Брали горсть земли в руку и сжимали ее. Смотрели, рассыплется земля или нет. Делали вывод о начале посевных работ. – Помогали взрослым. – Ответы детей. Наблюдения за погодой и растениями сложились в народные приметы Учащиеся читают ответы на вопросы учителя из учебника с 108. Изучения нового материала Закрепления нового материала. |
Познавательные УУД Ориентировать в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других .Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Строить своё высказывание в устной форме. Ориентироваться в системе знаний. |
Итог урока |
||
– Какие обычаи проводов зимы и встречи весны вы сегодня узнали? – Для чего мы должны знать, как жили предки? (Чем лучше каждый народ знает свою историю, тем дружнее будет жить в будущем) – Сохранились приметы проводов зимы и встречи весны до сегодняшних дней? – Как вы думаете, почему? – Решили мы задачи, которые ставили вначале урока? Сможете дома поделиться новыми знаниями с родными? Хорошо! |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. – Ответы детей.
да
да |
Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Рефлексия |
||
Продолжите предложения
и т.д. |
Учащиеся отвечают |
Личностные УУД Способность к самооценке, на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание |
||
Каждый из вас получит домашнее задание, но оно будет разным. 1 ряд – узнать приметы марта и нарисовать иллюстрацию одной приметы 2 ряд – узнать приметы апреля принести иллюстрацию одной приметы 3 ряд – узнать приметы мая и выполнить иллюстрацию одной приметы Спасибо за работу! Урок окончен! |
Физминутка. Игра «Верите ли вы, что…»
- Верите ли вы, что в марте начинается ледоход?(-)
- Верите ли вы, что в апреле начинается гнездование птиц?(+)
- Верите ли вы, что в марте прилетают грачи?( +)
- Верите ли вы, что в мае выпадает снег?(+)
- Верите ли вы, что в марте зацветает черёмуха?(-)
- Верите ли вы, что соловьи поют песни в апреле?(-)