Цели урока:
- Обучающие: формирование у учащихся навыков применения формул сокращенного умножения.
- Развивающие: развивать мыслительную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и анализировать математические ситуации.
- Воспитательные: воспитание внимательности, активности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке мы будем повторять формулы сокращенного умножения и применять эти формулы при решении различных заданий.
1. Повторить формулы сокращенного умножения:
- Квадрат суммы;
- Квадрат разности;
- Разность квадратов;
- Сумма кубов.
Диофант – древнегреческий учёный – математик, живший в III веке до н.э. Он был первым учёным, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям. В его книге “Арифметика” появляются зачатки буквенной символики и специальные обозначения степеней. Он первым доказал, что уравнение имеет столько корней какова его степень. С его помощью появились формулы, которыми мы пользуемся сейчас, и которые стали называться формулами сокращенного умножения.
2. Устный счет
Вычислите: 372 -272
Упростите: (2а3х2)4: (4а6х4)2
Представьте в виде произведения: 4а4у6 – 9
3. Разминка. Выполните действия:
- (4а2с4)3
- 0,6х3у6 * 0,1х2у3
- 342 – 242
- 892 – 112
- 372 -2 * 37 * 7 + 72
4. Письменная работа (один ученик работает у доски).
Найдите значение выражения: (7 – х)(7 + х) + (х +3)2 при х = -3,5
5. Найди ошибку:
- (4y – 3x)(4y + 3x) = 8y2 – 9x2
- 100m4 – 4n6 = (10m2 – 2n2) (10m2 + 2n2)
- (3x + a) = 9x2 – 6ax + a2
- (6a2 – 9c2)2 = 36a4 – 108a2c2 + 18c4
6. Физкультминутка
7. Докажите тождество
(х2 + 1)2 – 4х2 = (х - 1)2(х + 1)2
8. Разложите на множители
- y5 – 2y3 + y
- x2(x – 3) – 2x(x – 3) +(x – 3)
9. Верните бегунов на место (самостоятельная работа):
- b2 +20b + * = (* + *)2
- * - 42pc + 49c2 = (* - *)2
- (* + 2a)2 = * + * + 12ab
- 0,01m4 – 144n2 = (0,1m2 - *)( * + *)
- (* - b4)(* + b4) = 121a10 - *
- * •(a2 – 2b) = 3a3b - *
10. Заключительная часть. Подведение итогов. Выставление отметок. Рефлексия.
- Какая цель состояла перед вами в начале урока?
- Вам было на уроке: легко, обычно, трудно?
11. Домашнее задание.
1) Определите общий множитель 8х4у2 – 12х2у2
а) х2у2
б) 4ху
в) 4х2у2
г) 8х
2) вынесите общий множитель за скобки в выражении: 3а3с2 + 6а2с3 – 9а3с3
а) 3ас(а2с +2ас2 -3а2с2)
б)3а2с2(а + 2с – 3ас)
в) 3а2с(а2 + 2с2 – 3ас2)
г)3ас2(а2 +2ас – 3а2с)
3) выберите неверное равенство:
а) (2b - a) (2b + a) = 4b2 – a2
б) (y + 2)(2 - y) = y2 – 4
в) 25x2 – 1= (5x -1)(5x + 1)
г) x2 – 1 = (x - 1)(x + 1)
Литература:
- Учебник “Алгебра. 7 класс” Ю.Н. Макарычев и др. 2012г.
- “Алгебра. Поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др.” 2012г.
- Интернет-ресурсы.