Цель: познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере изучения апельсина.
Задачи:
- “Познавательное развитие”: расширять кругозор детей о фруктах, в частности, об апельсине и его свойствах, используя опыты и эксперименты; развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность;
- “Социально-коммуникативное развитие”: развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов; закрепить навыки взаимодействия в коллективе.
- “Речевое развитие”: активизировать и обогащать словарь детей,
- “Физическое развитие”: формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни, о пользе фруктов.
Предварительная работа: цикл занятий по теме “Фрукты”.
Оборудование:
- картинка с темой исследования – апельсин,
- карточки с символическим изображением “методов исследования”,
- подумать самостоятельно
- посмотреть в книге
- понаблюдать
- задать вопрос взрослому
- посмотреть в интернете
- провести эксперимент
- картинка апельсинового дерева,
- энциклопедия,
- две емкости с водой,
- апельсины на каждого ребенка,
- лупы.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные. Мне понадобятся два помощника (необходимо выбрать на первом занятии детей активных и смелых). Темой нашего исследования будет продукт, который нам хорошо знаком. Послушайте загадку:
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (АПЕЛЬСИН)
Правильно, это апельсин. (Карточка с изображением апельсина закрепляется на доске)
Затем воспитатель рассказывает о том, что их задача – получить как можно больше сведений об апельсине и подготовить о нём рассказ. А информацию добыть можно разными способами. Необходимо рассказать детям о методах получения информации и продемонстрировать их на доске картинками.
Итак, план исследования готов:
1. Подумаем и вспомним, что мы знаем
2. Посмотреть в книге
3. Спросить у другого человека
4. Понаблюдать.
5. Провести опыт и эксперимент
Основной этап занятия – это конечно сбор материала. Его необходимо фиксировать на листочках в виде элементарных рисунков, значков, символов, отдельных букв или слов – пиктограмм, а затем размещать их на доске.
Итак, подумав самостоятельно, дети приходят к выводу, апельсин – это фрукт, растет на дереве и относится к живой природе. (По ходу воспитатель может задавать наводящие вопросы.) Первая пиктограмма располагается на доске.
Для второго метода нам понадобятся книги, детские энциклопедии. Из них дети узнают, что апельсин теплолюбивый фрукт и поэтому растет в садах теплых стран.
Игра “Чудесный мешочек” помогает познакомиться с родственниками апельсина – мандарином, лимоном, грейпфрутом. Результаты фиксируются на листочках и помещаются на доске.
Наблюдение. Возьмем в руки апельсин и рассмотрим его форму и цвет. Он имеет шаровидную форму и оранжевый цвет. Дети отмечают, что кожура у апельсина неровная и шероховатая на ощупь. Заполненные листочки помещаем на доску.
А что же внутри апельсина? Очистим его и разделим на дольки.
На этом этапе занятия следует провести пальчиковую гимнастику: “Мы делили апельсин”
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – Беда!!!
Разбегайтесь, кто куда!
Итак, апельсин разделен на дольки. А что внутри дольки? Дети рассматривают. И говорят, что внутри мякоть, которая состоит из множества соковых мешочков. В некоторых дольках дети находят семена. Рассматривают их под лупой. А какие дольки на вкус? Дети берут дольки и пробуют. Делают вывод. Кисло-сладкий вкус, сочный.
Самый интересный метод – опыт.
Воспитатель задает детям вопрос: “Как вы думаете, апельсин тонет в воде или нет?” Дети выдвигают различные мнения. В итоге, мнения детей разошлись. Для выяснения истины проведем эксперимент. Возьмем стеклянный сосуд, наполненный водой, и погрузим в него апельсин. Апельсин плавает. Затем апельсин очистим и тоже поместим в сосуд с водой. Он утонет. В чем же тут дело? Выслушивается мнение детей. Выясняем, что все дело, вероятно в кожуре апельсина и ее свойствах. Рассмотрим кожуру внимательно под лупой и увидим в ней множество дырочек. Воспитатель детям рассказала о плавательном жилете, задала наводящий вопрос: “Для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать?” Тут дети и ответили сразу же: “Чтобы не утонуть”.
Вывод. Кожура у апельсина – это то же самое, что и жилет для человека. И в дырочках его кожуры находится воздух как в спасательном жилете. Заполняем пиктограмму.
Продолжаем сбор информации и спросим у взрослого, например у воспитателей. Выясняем, что апельсин полезен для человека и содержит витамины. И из апельсина можно приготовить множество блюд. Заполняем пиктограмму.
Заключительный этап – обобщение. Можно доверить эту роль активному ребёнку при активной поддержке и помощи воспитателя. Начинаем вспоминать, что полезного и важного мы узнали. Опорой для составления рассказа служат пиктограммы.
Вывод: Апельсин – это фрукт, растет в теплых странах и относится к живой природе. Он имеет шаровидную форму и оранжевый цвет. Апельсин покрыт кожурой, цедрой. Кожура шероховатая с множеством дырочек, заполненных воздухом. Кожура служит спасательным жилетом для апельсина и держит его на воде. Мякоть апельсина разделена на дольки. Она имеет кисло-сладкий вкус. Апельсин употребляется в сыром виде, в виде соков и используется в приготовлении различных блюд (варенье, компот, десерты и т.д.). Наиболее полезен в сыром виде, так как богат витаминами.
После занятия. Попросить родителей дома приготовить с детьми натуральный апельсиновый сок.