Пояснительная записка.
В условиях села школьная молодежь является главным источником пополнения трудовых коллективов, поэтому привитие интереса к сельскохозяйственному труду, к жизни на селе, ориентация молодежи на сельскохозяйственные профессии – одна из основных задач сельской школы. Для развития интереса у учащихся к сельскохозяйственному труду школа имеет большие возможности. Это непосредственная близость природы, сельскохозяйственного производства, пришкольный участок, где учащиеся смогут проводить экскурсии и эксперименты. Специфика сельскохозяйственного труда благоприятствует тесной связи изучения основ наук с жизнью, с деятельностью тружеников села. Спецкурс “Физика в сельском хозяйстве” позволит осуществить свободный поиск нужной информации, наблюдения и измерения должны сформировать у учащихся умения самостоятельно работать. Учебные исследования повысят ответственность школьников, сблизят с жизнью, дадут возможность на практике применить свои знания. Подготовка ребят к трудовой деятельности, ближайшее окружение сельской школы определяют содержание исследовательских работ, формы и методы организации. Спецкурс определяет склонности и способности учащихся, знакомит теоретически и практически с профессией, в которой остро нуждается сельское хозяйство. Элективный курс разработан на основе учебного материала по физике 8 класса. Наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки можно через:
- Экспериментальную деятельность на пришкольном участке;
- Работу с дополнительной и справочной литературой;
- Учебные исследования, учитывающие практические нужды хозяйства села;
- Самостоятельные исследования и наблюдения;
- Решения задач сельскохозяйственного содержания;
- Организацию экскурсий.
Помочь ребенку сориентироваться в выборе профиля можно проведя презентацию этого спецкурса.
Физика позволяет учитывать особенности сельской среды и оказывает влияние на выбор профессии школьника, на положительное отношение к сельскохозяйственному труду. Научную базу современной, в том числе и сельскохозяйственной техники, составляет физика. Современное сельскохозяйственное производство оснащено столь разнообразной техникой, что управление ею практически невозможно без хорошего знания физических законов. Между тем, содержание материала в имеющихся учебниках практически не отражает специфики сельскохозяйственного производства, мало знакомит учащихся с сельскохозяйственной техникой, с особенностями сельскохозяйственного труда. Анализ учебников по физике с 7 по 11 класс показывает, что примерно из 610 задач и упражнений только 25 задач имеют сельскохозяйственную тематику. Отсюда принципиально важное значение приобретает усиление сельскохозяйственной направленности в преподавании физики в сельской школе.
Рассмотрение влажности воздуха, на мой взгляд, лучше начать с обзорной лекции сконцентрировав внимание учащихся на значении для правильного развития растений испарения влаги с поверхности их листьев и почвы, на способах обработки почвы с целью сохранения влаги, на тех орудиях и машинах, при помощи которых обрабатываются поля, на роли испарения в сушке плодов, на значении влажности воздуха при хранении овощей. Лекция сопровождается показом фотографий орудий и механизмов при помощи, которых обрабатываются поля, приборов для определения влажности воздуха. Далее целесообразно сделать с учащимися практические и лабораторные работы, которые развивают у ребят навыки и умения обращения с измерительными приборами, используемыми в сельском хозяйстве. Решение задач сельскохозяйственного содержания, применение явлений и законов физики к решению сельскохозяйственных задач – это мощное средство профессионального обучения и воспитания учащихся, развитие интереса к изучению физики.
- Материал в программе сгруппирован таким
образом:
- Влажность воздуха.
- Дефицит влажности и его роль в развитии и сохранении сельскохозяйственных культур.
- Агротехнические приемы регулирования влажности почвы.
- Испарение влаги с поверхности почвы и листьев растений.
- Сушка плодов. Значение влажности воздуха для хранения плодов и овощей.
- Практические работы:
- Тема: “Исследование интенсивности испарения влаги с поверхности почвы и листьев растений”.
- Тема: “Определение относительной влажности и дефицита влажности воздуха в парнике”.
- Тема: “Определение влажности почвы и запаса влаги в ней на пришкольном участке”.
- Лабораторная работа: Тема: “Измерение влажности воздуха”.
- Решение задач.
- Экскурсия в овощехранилище.
- Семинар.
Для изучения материала с учетом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения потребуется 18 часов.
В работе с данным содержанием возможны профильные виды деятельности. Для подтверждения своей успешности в обучении курса учащимися выполняются творческие задания, проводятся наблюдения. Спецкурс “Физика в сельском хозяйстве” позволит осуществить свободный поиск нужной информации, наблюдения и измерения сформируют умения самостоятельно работать. Самостоятельные исследования:
1. Практическая работа: “Рассчитайте интенсивность испарения с листьев растения” (ход опыта предложите сами),
2. Лабораторная работа: “Определение влажности воздуха”.
Задание: определите относительную влажность атмосферного воздуха без использования специальных измерительных приборов. Для этого разработайте приемлемый метод измерений, выберите комплект приборов и оборудования для проведения эксперимента, конструирование приборов: (изготовьте приборы для предсказания погоды: психрометр, гигроскоп, простейший самодельный барометр, барометр из сухой еловой ветки), 3. Наблюдения (пронаблюдайте местные народные признаки погоды и дайте им научное объяснение на основе своих знаний) побуждают учащихся мыслить, делать самостоятельные выводы и обобщения. Критериями результативности прохождения данного курса являются:
- Уровень знаний учащихся в соответствии с требованиями;
- Уровень умений, определяемый по результатам выполнения практических и лабораторной работы.
- Уровень умений, при решении задач.
- Уровень умений, по результатам выполнения творческих заданий.
По результатам выполнения творческих заданий, наблюдений фиксируется динамика интереса к данному курсу. Изучение курса для ученика завершится семинаром, где пройдет обсуждение результатов самостоятельных исследований, подведение итогов индивидуальной деятельности при выполнении лабораторных заданий и экскурсией в овощехранилище, что позволит учащимся, познакомится с технологией хранения овощей.
Цель спецкурса “Физика в сельском хозяйстве”: Формирование у учащихся самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности личности способной к работе в сельскохозяйственном производстве.
Задачи:
- Учить работать с дополнительной и справочной литературой;
- Учить знаниям физических основ технологии возделывания земли и физиологии растений;
- Развивать творческие способности учащихся в процессе экспериментальной деятельности на пришкольном участке;
- Учить использовать физические законы в сельскохозяйственном производстве;
- Воспитывать трудолюбие, экологическую культуру;
- Учить учащихся применять теоретические знания при решении практических задач.
Иметь представление:
- О физических основах сельскохозяйственного производства и явлениях окружающей природы;
- Об элементарных навыках научного труда в сельскохозяйственном производстве села и пришкольном участке:
Учащиеся должны знать:
- Испарение влаги с поверхности почвы зависит от метеорологических условий, физического состояния и химического состава почвы, свойств ее поверхности;
- Влияние влажности на развитие и сохранение сельскохозяйственных культур;
- Народные приметы, по которым можно предсказать изменение погоды:
Учащиеся должны уметь:
- Исследовать интенсивность испарения влаги с поверхности почвы и листьев растений.
- Определять относительную влажность и дефицита влажности воздуха в парнике.
- Определить влажность почвы и запаса влаги в ней на пришкольном участке.
- Измерять влажность воздуха без использования специальных измерительных приборов.
- Применять теоретические знания при решении практических задач.
- Выступать с докладом
Практическая работа №1.
Тема: “Исследование интенсивности испарения влаги с поверхности почвы и листьев растений”
Цель работы: исследовать интенсивность испарения влаги с поверхности почвы и листьев растений и установить зависимость интенсивности испарения от метеорологических условий.
Указания к работе.
- Определите атмосферное давление и влажность воздуха при данной температуре.
- Определите массу грунта в каждой коробочке взятого с пришкольного участка, а также площадь поверхности каждой из них.
- Одну из коробочек поставьте на нагреватель, вторую – вблизи вентилятора (и наставьте на нее поток воздуха), а третью – так, чтобы она не подогревалась и не обдувалась ветром.
- Через 15-20 минут вновь определите массы коробочек и вычислите количество испарившейся влаги.
- Рассчитайте интенсивность испарения для каждого случая – массу влаги, испарившейся с единицы поверхности почвы за единицу времени. Выясните зависимость интенсивности испарения от температуры и наличия ветра.
- Повторите опыт, изменив скорость ветра (для этого передвиньте вентилятор – отодвиньте его от коробочки или приблизьте к ней).
- Поставьте этот же опыт при других погодных условиях – иных атмосферном давлении и влажности. Установите зависимость интенсивности испарения от метеорологических условий.
- Рассчитайте интенсивность испарения с листьев растения (ход опыта предложите сами).
Практическая работа №2.
Тема: “Определение относительной влажности и дефицита влажности воздуха в парнике”.
Цель работы: определить относительную влажность и дефицит влажности воздуха в парнике.
Указания к работе.
- Определите относительную влажность воздуха и температуру в парнике, где посеяны семена огурцов и дынь.
- Определите с помощью психрометрической таблицы упругость водяных паров при данной температуре и вычислите разность между упругостью при той же температуре, которая и является дефицитом влажности.
- Установите зависимость растения и сохранения растений от влажности и ее дефицита.
- Для прорастания семян и огурцов и дынь в парнике нужно поддерживать температуру 30oС и относительную влажность 90%. Выполняется ли это требование при выращивании огурцов и дынь на пришкольном участке.
Практическая работа №3.
Тема: “Определение влажности почвы и запаса влаги в ней на пришкольном участке”.
Цель работы: определить влажность почвы и запаса влаги в ней на пришкольном участке.
Указания к работе.
- Поместите в стаканы почвенные пробы (массой 25–30 г.), предварительно взвешивая их.
- Поставьте в термостат, где просушите в течение 5–6ч при температуре 105?С. Затем стаканы с почвой охладите при закрытых крышках до комнатной температуры.
- Определите вид почвы и сделайте вывод о том, нуждается ли поле в поливе.
Лабораторная работа.
Тема: “Измерение влажности воздуха”
Цель работы: Измерить влажность воздуха без использования специальных измерительных приборов.
Указания к работе.
- Определите относительную влажность атмосферного воздуха без использования специальных измерительных приборов (психрометров, гигрометров).
- Разработайте приемлемый метод измерений, выберите комплект приборов и оборудования для проведения эксперимента.
Для каждого вопроса указать правильный ответ, который может быть в гр. А. или в гр. В. (метод раздвоений).
Вопросы
- Что называется абсолютной влажностью?
- Что называется относительной влажностью?
- Какой вид имеет формула относительной влажности?
- Как сокращенно обозначается единица абсолютной влажности?
- В чем измеряется относительная влажность?
- Что называется точкой росы?
- Сравнить числовое значение абсолютной влажности с давлением этого пара в миллиметрах ртутного столба.
- Когда относительная влажность равна нулю?
- Когда относительная влажность равна 100%?
- Какое значение имеет влажность?
№ ответа | Ответы гр. А. | № ответа | Ответы гр. В. |
кг/м3 | г/м3 | ||
...в процентах | ...отвлеченное число | ||
В = D нас/D x 100% | В = D нас/D x 100% | ||
...когда пары, находятся в воздухе, являются насыщенными. | ...когда пары, находятся в воздухе, выпадают в виде росы. | ||
...абсолютная влажность численно близка к давлению насыщенного пара, выраженному в мм. рт. ст., при данной температуре. | ...абсолютная влажность численно равна давлению насыщенного пара, выраженному в мм. рт. ст., при данной температуре. | ||
...величина, равная отношению плотности паров, насыщающих воздух при данной температуре, к абсолютной влажности, выраженному в процентах. | ...величина, равная отношению абсолютной влажности к плотности паров, насыщающих воздух при данной температуре, выраженному в процентах. | ||
...температура, ниже которой пары, находятся в воздухе, становятся насыщающими. | ...величина, измеряемая плотностью водяного пара, содержащегося в воздухе, выраженная в г/м3. | ||
...температура, при которой пары находящиеся в воздухе, становятся насыщенными. | ...при абсолютно сухом воздухе. ...в граммах. |
Решите задачи:
- Как определить влажность почвы, зная запас влаги в определенном ее объеме?
- Сколько влаги содержится в слое почвы толщиной 1м и площадью 0,5га, если влажность почвы 25%, а ее плотность 1200 кг/м3?
Творческие задания:
- Изучите и пронаблюдайте местные народные признаки погоды, а также дайте им научное объяснение на основе своих знаний.
- Для сельскохозяйственного производства важное значение имеет знание температуры, при которой растения гибнут от заморозков. Предсказать заморозок – значит, защитить растения от гибели, спасти урожай. Для этого изготовьте самодельный психрометр, измерьте показания сухого термометра и влажного. Регулярные показания психрометра сравните с эмпирической таблицей, и сделайте выводы о заморозках. О возможных заморозках оповестите население. Предложите меры борьбы с заморозками.
- Изготовьте приборы для предсказания погоды. Например: самодельный гигроскоп, простейший самодельный барометр, барометр из сухой еловой ветки.
- Исследуйте физические параметры, связанные со снегозадержанием. Для этого определите удельную теплоемкость разных почв нашего колхоза. Подберите образцы разных почв, измерьте их массу, начальную температуру, площадь поверхности. После 12ч. Дня в течение 1ч. Выставляйте эти образцы на солнце и вновь измеряйте температуру и определяйте поглощенную ими энергию. В результате исследований составьте таблицу удельных теплоемкостей почв нашего хозяйства и сделайте вывод о влажности почвы.
Содержание курса и учебная деятельность
Блок | Ссылка на цели | Часы | Тема занятий | Деятельность учащихся |
Теоретический | 1,2,4. | 3 | 1.Влажность воздуха. - Дефицит влажности и его роль в развитии и сохранении сельскохозяйственных культур. - Агротехнические приемы регулирования влажности почвы. - Испарение влаги с поверхности почвы и листьев растений. - Сушка плодов. Значение влажности воздуха для хранения плодов и овощей. |
Конспектирование. |
Практический | 8 | |||
- Практическая работа | 6 | 2 | 1.Тема: “Исследование интенсивности испарения влаги с поверхности почвы и листьев растений” | Индивидуальная работа учащихся по выполнению практических и лабораторных заданий. |
7 | 1 | 2.Тема: “Определение относительной влажности и дефицита влажности воздуха в парнике”. | ||
8 | 1 | 3.Тема: “Определение влажности почвы и запаса влаги в ней на пришкольном участке”. | ||
-Лабораторная работа | 9 | 2 | 1.Тема: “Измерение влажности воздуха”. | |
-Решение задач | 10 | 2 | 1.Тема: Применение законов и явлений к решению сельскохозяйственных задач | Решение качественных и количественных задач. Обсуждение и анализ решения задач. |
Исследовательский -Творческие задания -Решение задач |
3,5 10 |
4 | Тема: Влияние погодных условий на рост растений | Самостоятельная работа учащихся (работа с различными источниками информации, наблюдение, изготовление приборов, решение задач) |
Итоговый -Экскурсия в овощехранилище
-Семинар |
4
11,4 |
3 1
2 |
Тема: Влияние влажности воздуха на хранение овощей.
Тема: Роль влажности воздуха и почвы в развитии и сохранении сельскохозяйственных культур |
Ознакомление с технологией хранения овощей в овощехранилище Выступление и обсуждение результатов самостоятельных исследований учащихся. Подведение итогов индивидуальной деятельности учащихся при выполнении лабораторных заданий. |
Ожидаемые результаты:
- Более глубокое понимание и прочное усвоение теоретических знаний по агротехнике.
- Выбор профессии сельскохозяйственной направленности.
- Проявление интереса и творческого отношения к земельному труду.
Решение задач.
Тема: Применение законов и явлений к решению сельскохозяйственных задач.
- В погреб длинной 8м и шириной 4м засыпали картофель слоем 0,8м. определите массу картофеля, если его объемная плотность 620 кг/м3.
- Какая почва прогреется солнцем быстрее – влажная или сухая?
- Почему внутри парника температура значительно выше, чем снаружи?
- Чем больше в почве к осени накоплено влаги, тем менее опасны суровые зимы для озимых посевов и фруктовых деревьев. Объясните почему?
- В подвале при 8oС относительная влажность воздуха равна 100%.На сколько градусов надо повысить температуру воздуха в подвале, чтобы влажность уменьшилась до 60%.
- Для прорастания семян огурцов и дынь в теплице нужно поддерживать температуру 30oС и относительную влажность 90%. Выполняется ли это требование, если влажный термометр психрометра показывает 29oС, а сухой 30oС?
- Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?
- Для чего проводится раздельная уборка хлебов?
- Почему зимой хвойные деревья испаряют влаги в 300–400 раз меньше, чем летом?
- Почему летом в жаркий день листья капусты вянут больше, чем утром и вечером?
Список литературы.
- Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ. М.: Просвещение, 1990.
- Демидович В.П. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Просвещение. 1968.
- Маженова А.Б. Знания по молекулярной физике необходимые растениеводу – механизатору. Журнал физика в школе, 1983, №5.
- Свичар В.А. Работа кружка по изучению применений физики в колхозном парниково-тепличном хозяйстве. Физика в школе, 1975, №6.
- Иванова Л.А., Шпилин Н.Н. Ознакомление учащихся с основами сельскохозяйственного производства на уроках физики. Иркутск. 1986.
- Кузьмин Л.М. Сборник вопросов по физике. “Высшая школа” М.: 1969.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. М.: Вербум – М. 2001.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-8 кл. М.: Просвещение. 1994.