В настоящее время весьма актуальна проблема психологического сопровождения родителей. Результатом влияния различных негативных аспектов современной действительности становится резкое увеличение количества детей, склонных к проявлению агрессии, неспособных к конструктивному взаимодействию. Многие родители, располагая недостаточным объемом педагогических и психологических знаний, не могут создать оптимальные условия для воспитания и развития личности ребенка. В немалой степени успех в преодолении и предотвращении неблагоприятных проявлений в его поведении зависит от того, насколько хорошо развиты коммуникативные умения и навыки родителей, могут ли они выстроить эффективное взаимодействие с ребенком.
Задача школы обеспечить родителя знаниями и умениями, которые необходимы для воспитания и развития их детей, а также организовать совместную деятельность так, чтобы получить максимальный эффект от взаимодействия семьи и школы.
Работа с родителями всегда являлась одним из важнейших направлений деятельности любого педагога, нацеленного на сохранение психологического здоровья учащихся, на формирование гармоничной личности.
На практике можно использовать множество форм, методов и приемов, которые дают возможность эффективного общения и повышения психологической культуры и педагогической компетентности родителей.
В нашей школе мероприятия, направленные на формирование психолого-педагогических компетенций, имеют разные масштабы: от индивидуальных консультаций до общешкольных мероприятий.
Каждое родительское собрание, беседа с родителями имеют свой образовательный подтекст. Классные руководители не ограничиваются традиционной формой родительского собрания: для родителей организуются встречи со стилистами разных сфер деятельности, гостиные, практикумы и пр.
Общешкольные родительские мероприятия также направленны на формирование педагогической компетентности и на повышение психологической культуры родителей. Особенность работы с родителями на общешкольном уровне представлена в использовании различных интерактивных форм: ток-шоу, дебатов, КТД, родительских конференций. Изюминкой нашей школы являются активно действующий Совет отцов и Клуб семейного общения.
Совет отцов – это не только форма общения родителей между собой и педагогами, но и возможность активного участия родителей (отцов) в организации жизни школы, досуговой деятельности учащихся и их родителей. Наши отцы оказывают активное содействие в нравственном, патриотическом воспитании и организации внеурочной деятельности школы. Уже стали традиционными “Турнир по шашкам и шахматам”, семейные эстафеты “Мама, папа, я - спортивная семья”, встречи с представителями различных профессиональных сообществ и общественных организаций. Все эти мероприятия от начала до конца организованы отцами наших учеников.
Клуб семейного общения “Мир семьи” создан для того, чтобы родители имели возможность не только получать новые знания, но и делиться опытом воспитания и развития детей. В рамках заседаний клуба рассматриваются актуальные вопросы воспитания детей. Для работы с родителями используются только активные методы и технологии организации совместной деятельности (тренинги, дискуссии, мозговой штурм, практикумы, технология “SWOT-анализа”, “Метод 6-ти шляп” и др.). Родители активно принимают участие в заседаниях, а результатами или выводами делятся на классных родительских собраниях.
В нашей школе также проводятся “Дни родителей” в рамках профориентационной и просветительской работы с учащимися. Родители активно принимают участие в организации таких мероприятий, делятся с учащимися своими профессиональными знаниями и творческими навыками, организуют мастер-классы для учащихся. Такие мероприятия дают возможность родителям передать свой багаж знаний детям, а учащимся – возможность увидеть своих родителей с другой стороны. “Дни родителей” - это не просто ответственное мероприятие, это целый праздник для всех участников образовательного процесса. Потому как подготовка к нему объединяет не только семью и школу, но и укрепляет внутрисемейные отношения.
Этому же способствует и подготовка к большому ежегодному мероприятию “Семья года”. Это конкурс, состоящий из заочной части и непосредственного участия на сцене, где родители вместе с детьми демонстрируют знания истории своей семьи (Семейное древо), семейные увлечения и таланты.
Активная позиция родителей – залог эффективного взаимодействия семьи и школы. Следовательно, такая может обеспечить не только возможность конструктивного общения и обмен жизненным и профессиональным опытом, но и возможность личностного роста всех участников образовательного процесса.
Повышение психологической культуры родителей, организация совместных мероприятий является гарантией гармонизации детско – родительских отношений, что в свою очередь влияет на социальную адаптацию и формирование конструктивных моделей поведения учащихся.
Таким образом, можно говорить о том, что интерактивные формы и методы работы с родителями не только повышают уровень образованности семьи, укрепляют внутрисемейные отношения, но и способствуют профилактике неконструктивного поведения детей и их успешной социализации.