Цель – обобщение и демонстрация опыта работы в рамках внеурочной деятельности школы.
Внеурочная деятельность в школе организуется по различным направлениям, одним из которых является социально-культурное. Эффективно наполнять развивающую школьную среду в этом направлении позволяет работа в пространстве школьной библиотеки: доступном, открытом и комфортном (слайд 2).
Итак, добро пожаловать!
Основа любой библиотеки – книга (слайд 3). Наглядно книга может быть представлена на открытой книжной полке или выставке. Книжные выставки чаще всего посвящаются памятным и литературным датам. Выставка также всегда сопровождает и иллюстрирует любое библиотечное мероприятие или встречу (слайд 4).
Литературные встречи могут посвящаться как творчеству писателя в целом, так и отдельной книге. На экране представлены фрагменты некоторых встреч из опыта предыдущих лет и текущего учебного года (слайды 5-7):
- обзор творчества А.П. Чехова – старт Года литературы;
- презентация «Черной курицы» А. Погорельского;
- встреча с удивительным миром преданий и сказок Зауралья, фольклорные образы которых нашли отражение в творчестве П.П. Бажова;
- «География жизни и творчества Б. Житкова»;
- «Иллюстрация и книга» - английские народные песенки в переводах С.Я. Маршака и рисунках Е.Монина;
- знакомство юных читателей с многообразием книг о животных.
Библиотека – это и место проведения литературных конкурсов: «Память огненных лет» в рамках празднования Дня защитника Отечества (слайд 8); «Октябрь уж наступил…» - выразительное чтение стихов об осени (слайд 9).
Использование современной техники и наличие электронного контента удобно при организации виртуальных экскурсий (слайды 10-12). Это - мобильная и интересная форма представления информации зрителю-слушателю, как потенциальному читателю.
На слайдах представлены элементы экскурсий-презентаций «Москва. Библиотеки и читальни» о становлении библиотечного дела в Москве; «Библиотеки мира», «Гамельнский крысолов. Путешествие в средневековую легенду», «Памятники литературным героям»; «Памятные места Москвы, связанные с Отечественной войной 1812 года»; «М.В. Ломоносов в памяти москвичей».
Одна из распространенных форм внеурочной деятельности в библиотеке – это тематические встречи и мероприятия (слайды 13-14):
- поздравление первоклассников;
- просмотр и обсуждение лекции М. Кронгауза «Русский язык среди других языков мира», размещенной на платформе Московского образовательного интернет-телеканала;
- материалы интернет-телеканала помогают и при проведении интегрированных мероприятий: например, «Секреты старых мастеров» о русских народных промыслах;
- традиционно в библиотеке проводятся и уроки мужества.
Библиотечное пространство объединяет разных участников образовательного процесса и предоставляет поле для выстраивания взаимоотношений, формирующих социально-культурную личность. Библиотечная деятельность не ограничивается просветительством и организацией досуга.
В библиотеке нашей школы хранятся материалы по истории школы: фотографии разных лет, начиная с семидесятых годов и по нынешнее время; книги с автографами и дарственными надписями о добрых и интересных встречах с писателями (слайд 15). Использование этих материалов дополняет визуальный ряд при проведении мероприятий, формирует осмысленное отношение к школьной истории, наполняет эмоциональную сферу, расширяет культурно-историческое пространство школы.
Школьная библиотека поддерживает и курирует участие в образовательных проектах (слайды 16-17):
- ежегодно среди школ нашего района проходит интеллектуальный форум «Юные Ломоносовцы», который организует Интеллект-клуб психологического просвещения «Огни Москвы». Команды нашей школы всегда достойно представляли свою школу и занимали призовые места;
- интересным и познавательным оказалось участие в образовательной акции «Час кода». Этот опыт способствует более эффективному использованию современных интерактивных технологий для созидательной деятельности;
- сопровождение участия в городском конкурсе научно-исследовательских мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России»;
- участие в интернет-проекте «Страна читающая».
Использование современных технологий и форм работы не отодвигает посетителей библиотек от книги, а расширяет границы литературного пространства и возможности вхождения в культуру в её разнообразных видах.
Замечательные слова С.Михалкова не теряют своей актуальности в современной действительности.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!