Дополнительное образование как ресурс выявления одаренных детей

Разделы: Школьная психологическая служба, Дополнительное образование


Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках Федерального государственного образовательного Стандарта является эффективная организация второй половины дня. Она определяется как «внеурочная деятельность», основана на тесном взаимодействии общего и дополнительного образования. Появляется больше возможностей для индивидуального развития одаренных детей, которые в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения. Как в условиях малых городов, где нет специализированных центров, но актуальность системы поиска и обучения одаренных детей остается, система дополнительного образования выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей для создания и поддержания на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны в будущем?

Во-первых, дополнительное образование – пространство успешной социализации детей. Интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия создает условия одаренным детям для самопознания, самоопределения, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоактуализации. В системе дополнительного образования осуществляется развитие, формирование и воспитание человека творческого, профессионально компетентного, умеющего решать самые сложные личностные, общественные и производственные задачи, удовлетворяющего свои образовательные потребности, повышая качества собственного образования. В 10 учреждениях дополнительного образования (из них 2 многопрофильных, 5 физкультурно-спортивной и 3 художественно-эстетической направленности) вне зависимости от ведомственной принадлежности, 136 школьных кружках, 165 объединениях в дошкольных образовательных организациях занимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет.

Во-вторых, дополнительное образование – процесс непрерывный. Отличительная особенность программ дополнительного образования от существующих образовательных программ в том, что на занятиях создается структура деятельности, которая способствует творческому развитию воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривает их дифференциацию по степени одаренности. Доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей являются основными дидактическими принципами программ: в группе первого года обучения воспитанники выполняют базовые творческие задания, в группе второго года – творческие задания, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Примером тому совместная работа по развитию детского технического творчества с заводом «Нефтемаш», которая началась в 2012 году, проведение кружков технической направленности на базе двух сельских школ сотрудниками завода и педагогами образовательных учреждений. С сентября 2014 года по инициативе руководства завода организован бесплатный кружок «Детское конструкторское бюро» для учащихся 5–8-х классов непосредственно на базе завода. Учащиеся занимаются в  двух группах с учетом возрастных категорий; один раз в неделю осваивают технические предметы, конструкцию автомобилей, основы конструирования деталей машины, технологии сборки, покраски.

Одаренные дети часто опережают в развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения и использования информации. Поэтому они остро нуждаются в информационном пространстве.  Участие на выставках, конкурсах, олимпиадах муниципального, республиканского, регионального, всероссийского, международного уровней, также участия школы в целом в реализации единого календаря мероприятий  способствует расширению информационного пространства. Объем информационных ресурсов увеличивается за счет интернет: создания страничек, форумов; проведения олимпиад; создания системы оперативного обмена информацией и опытом в рамках  конференций; привлечения внимания общественности и средств массовой информации. Дополнительное образование, через погружение в творческий процесс, воспитывает жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления; предоставляет учащимся возможность выбора вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней. Результатом сотрудничества с центрами молодежного инновационного творчества являются призовые места в региональном чемпионате JuniorSkills  в компетенциях «Системное администрирование», «Протипирование» в возрасте 14+. Дополнительное образование качественно углубляет знания в области, соответствующей содержанию его одаренности и является прочной основой в профессиональном самоопределении.

XXI век называют веком информации и личностей. Личностей, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, компетентных, свободно ориентирующихся в насыщенном информационном потоке, конкурентоспособных на рынке труда, способных к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для этого важно, чтобы обучающиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности. Распространенное убеждение, что одаренность сама может пробить себе дорогу, противоречит научным исследованиям. Очень многое в их  судьбе зависит от учителей, от их желания и умения разглядеть, понять, поддержать, вдохновить.  «Образование через всю жизнь» - это, прежде всего, работа наставника с одаренными детьми. Этот сложный и никогда не прекращающийся процесс требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных, а также тесного сотрудничества с психологами, коллегами, администрацией и обязательно с родителями, мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
К профессионально-личностной подготовке педагогических кадров дополнительного образования для работы с одаренными детьми, проявляющими нестандартность в мышлении, а иногда и в поведении, выдвигаются следующие требования:

- знакомство с научными данными о психологических особенностях одарённых детей, с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения и диагностики одарённости;
- самообразование, саморазвитие, создание системы консультирования и тренингов для одарённого ребёнка;
- проведение проблемных занятий, конкурсов, интеллектуальных игр,  позволяющих обучающимся  проявить свои способности;
- выбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Постоянно действующие семинары, методическая учёба, консультации на темы: «Понятие одарённости в педагогике и психологии», «Одарённый ребёнок. Работа с одарённым ребёнком», «Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми», «Тесты для определения одарённости», «Признаки одарённости», «Принципы и методы выявления одарённых детей», «Роль дополнительного образования в обучении одарённых детей», тренинги на темы: «Технология мастерских», «Концепция социального интеллекта» способствуют повышению психологической компетентности педагогов дополнительного образования, осуществляющих инновационную деятельность с одаренными детьми. Принятие Государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан» способствовало созданию совершенно неповторимой модели выявления одаренных детей.

Умелое сочетание педагогами творческих методов (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы). и форм («парно-индивидуальная», «группо-парно-индивидуальная») организации деятельности, использование стратегий (ускорения, интенсификации, индивидуализации обучения, обучения мышлению, исследовательского обучения) приводит к успеху одаренных детей, получению желаемого результата, одновременно являясь показателем профессионализма педагога дополнительного образования. Важно отметить то, что в связи с выбором интересного для себя вида деятельности со стороны  самого ребенка, т.е. индивидуализации обучения в системе дополнительного образования, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Для повышения результативности инновационной деятельности педагога дополнительного образования с одаренными детьми используются «Карта прогнозирования участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня», «Карта достижений одарённых детей в мероприятиях различного уровня», «Карты творческого развития». Они пополняют портфолио одаренных детей, определяют эффективность «индивидуального образовательного маршрута», помогают внести коррективы при необходимости. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решить одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) через познавательные, творческие и спортивные мероприятия позволяют удовлетворить потребность общества в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Ведь в будущем именно им предстоит задавать темп и эффективность развития науки, техники, экономики, культуры.