Цель:
- дать понятие о существительных общего рода.
Задачи:
образовательная:
- формировать у учащихся навыки нахождения имен существительных общего рода, умение находить такие слова в предложении, в тексте.
развивающая:
- развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
воспитательная:
- пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим!
II. Проверка домашнего задания:
1. Буквенный диктант.
Задание: ответить про себя на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа.
1. Найдите в предложении существительное женского рода:
На темном небе зажглась звезда.
2. Страна – это имя собственное или нарицательное?
3. Найдите в предложении существительное 2 склонения:
В моём аквариуме живут золотые рыбки.
4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что?
5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное.
Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой.
6. Слова, противоположные по значению.
III. Актуализация знаний.
- Какое слово у Вас получилось?
- Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ.
- Каково его лексическое значение?
З |
Н |
А |
Й |
К |
А |
- А какой антоним мы можем подобрать к данному слову? (Незнайка)
- Вы уже встречались с этим персонажем? (Незнайка — литературный персонаж, описываемый как представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой посвящённой его приключениям трилогии Николая Носова)
- Вы, наверное, уже догадались, к кому мы с Вами отправимся в гости? (к Незнайке в Цветочный город)
- Верно! Давайте познакомимся с этим персонажем поближе и выполним морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА.
1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?).
2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка.
Постоянные морфологические признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
в) 1 склонение;
г) род (?)
- Всегда ли данное существительное будет относиться к мужскому роду?
Например: Моя подруга такая незнайка!
- Какого же рода слова, если оно применимо и к мальчику, и к девочке? А на вопрос, к какому роду относится слово НЕЗНАЙКА, мы ответим в конце урока.
- Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Как Вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с грамматическими особенностями существительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского)
IV. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
- В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода.
- Посмотрите на 2 словосочетания. Что у них общего? В чем их различие?
- ужасная неряха
- ужасный неряха
- Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.
- Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.
- Приведите примеры эмоционально окрашенных слов с положительной характеристикой (умница), с отрицательной характеристикой (неумейка).
2. Выявление восприятия. Работа со словарем (работа в парах).
- Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе. Знайка опять устраивает опыты, он нечаянно включил свой прибор невесомости. Из-за этого слова и их лексические значения перепутались.
Задание: соединить слова с их лексическим значением.
Подлиза | неопрятный, грязный человек. |
Обжора |
горемычный (несчастный) человек. |
Плакса |
непоседливый человек (обычно о ребёнке). |
Грязнуля |
изнеженный человек. |
Хитрюга |
неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо. |
Непоседа |
тот, кто подлизывается к кому-нибудь. |
Растяпа |
тот, кто болтает вздор, пустяки. |
Неженка |
ненасытный, прожорливый человек. |
Горемыка |
очень хитрый человек. |
Пустомеля |
тот, кто много и часто плачет. |
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа с текстом.
- Ребята! В школу пришло письмо из Цветочного города от Ромашки.
Задание: Прочитайте текст. Подчеркните имена существительные общего рода, определите их род.
Ребята, мне нужна ваша помощь! Я уже устала от Незнайки, даже не знаю, что с ним делать. Он стал таким зазнайкой и хвастунишкой. Все жители Цветочного города считают его невежей. А недавно Кнопочка мне сказала, что я стала такая плакса. Думаю, во всём виноват этот несносный коротышка. Ещё хочу поделиться с вами своими планами на будущее: я решила стать преподавателем, чтобы обучить нашего Незнайку хорошим манерам. Вы только представьте: курс лекций по этикету проведет кандидат наук Ромашка.
Жду с нетерпением Ваших советов. До скорой встречи. Ваша Ромашка.
- Какие слова у Вас получились? У Вас получилось определить род у этих слов?
2. Словарная работа.
- Какое слово Вам не знакомо? Каково значение слова невежа? Где мы можем посмотреть толкование слова, его лексическое значение?
- Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
(Невежи точно судят так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. («Петух и Жемчужное зерно»)
- Есть еще одно слово – невежда. Каково его лексическое значение?
Невежда – малообразованный, малосведущий человек.
(Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
- Как вы думаете, являются ли слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА синонимами? Почему?
- Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? (Паронимы).
- Придумайте предложение с одним из этих слов.
- Вернемся к нашему тексту. Обратим внимание на слова преподаватель и кандидат. К какому роду они относятся? Почему?
3. Работа с учебником. Чтение правила (стр. 146). Обсуждение.
- К какому же роду относятся слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и КАНДИДАТ? Как Вы это выяснили? (Решила стать преподавателем, кандидат наук Ромашка.)
Физминутка
Мы работали, устали.
Теперь, трудяги, дружно встали!
Чтобы было все в порядке,
Надо сделать нам зарядку.
Умницы и молодцы
Потянитесь от души!
Кто невежей не слывет,
Вам направо поворот.
Повернитесь все налево,
«Молодчины!» - скажу смело.
Сони руки вверх подняли,
Правой ручкой помахали.
Кто у нас не хвастунишка,
То левой ручкой помаши-ка.
Чистюли ручками похлопали,
Зазнайки ножками потопали.
Теперь согнулись, разогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Не важно, кто правша, левша,
Садитесь на свои места.
4. Игра «Отгадай слово».
- а) Ребята! Художнику Тюбику из Цветочного города нужна наша помощь: он нарисовал несколько картин, а придумать им название у него не получается. Вы готовы ему помочь?
Задание: Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода.
(Грязнуля, сладкоежка, плакса, соня, кривляка.)
- б) Молодцы! Вы помогли Тюбику с названием его картин. Я думаю, что с заданием, которое нам придумал музыкант Гусля, мы точно справимся.
Гусля подобрал для нас песни, в которых встречаются слова-существительные общего рода.
Задание: прослушать отрывки из песен и выписать из них имена существительные общего рода.
(1. Говорят мне, что я жадина… из мультфильма «Жила-была царевна»;
2. Дети грязи не боятся… из мультфильма «Жила-была царевна»;
3. Песенка друзей из мультфильма «Мы едем, едем, едем в далекие края;
4. Песня «Почемучка-почемучки»;
5. Песня Дюдюки Барбидокской;
6. Песня «Солнышко лучистое любит скакать».)
(Лежебоки, жадина, замарашка, забияка, почемучка, бяка, привереда, злюка, ябеда, вредина.)
5. «Попробуй, сочини!» (групповая работа)
- Ребята! А вы знаете, что Незнайка пробовал сочинять стихи, но у него не получилось. Поэтому он предложил нам посочинять, и даже рифмы для нас придумал.
Задание: сочинить двустишие (четверостишие) на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода.
Например: Я поэт, зовусь Незнайка.
От меня вам балалайка. (из рассказа Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)
1 команда: | 2 команда: |
3 команда |
коротышка |
Торопыжка |
выскочка |
книжка |
мартышка |
кисточка |
VI. Итог урока.
- Вот мы с Вами погостили в Цветочном городе, встретились со многими его жителями. Настало время вернуться домой и подвести итоги нашего урока.
- Какова была цель урока? Мы ее достигли?
- К какому же роду принадлежит имя существительное НЕЗНАЙКА?
Графический диктант.
- Сейчас вас ждет последнее самостоятельное задание. На ваших гостевых листах в самом низу есть табличка, состоящая из 10 ячеек. Я буду читать вам вопросы.
Задание: отмечать в ячейке «+», если согласны с вопросом, а если нет, отмечать « – ».
+ 1. Имена существительные общего рода обозначают качества людей.
+ 2. Имена существительные общего рода чаще употребляются в разговорной речи.
+ 3. Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску.
+ 4. Прилагательные с существительными общего рода согласуются и в женском, и в мужском роде.
– 5. Слова учитель, врач, директор относятся к существительным общего рода.
+ 6. Слова егоза, юла, непоседа являются синонимами.
+ 7. Имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий относятся к мужскому роду.
– 8. Слово молодец относится к мужскому роду.
+ 9. Большинство существительных общего рода имеют окончания –а (–я).
+ 10. Слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА являются паронимами.
- Хорошо! Поднимите руки те, у кого в ответах больше плюсов, чем минусов. А теперь те, у кого больше минусов, чем плюсов. Конечно, я еще проверю вашу работу, но те учащиеся, у кого в ответах больше «+» усвоили тему урока и могут по праву называться ЗНАЙКАМИ. А те учащиеся, у кого «+» оказалось меньше, пока еще НЕЗНАЙКИ. Но я уверена, что вы к следующему уроку исправитесь.
VII. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
Поднимите 2 руки те, кому урок понравился; 1 руку – кому урок понравился, но что-то осталось непонятным; встать, кому урок не понравился, а тема осталась непонятной.
Спасибо Вам за урок!
Домашнее задание:
(Ученики получают разноуровневое домашнее задание)
- 1 уровень («обязательный») – упражнение 279, выучить правила на стр. 146-147.
- 2 уровень («понятийный») – разгадать кроссворд «Имена существительные общего рода».
- 3 уровень («творческий») – написать рассказ, используя имена существительные общего рода (по желанию).