Цели урока:
- Охарактеризовать развитие культуры IX-XI вв., определить факторы, повлиявшие на её развитие.
- Рассмотреть особенности культуры русских княжеств, определить влияние монголо-татарского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру. (XII-ХIII вв.)
- Познакомить учащихся с развитием культуры XIV–XVI вв, выделить её особенности и определить влияние политических процессов, происходивших в России.
- Знакомство учащихся с выдающимися достижениями культуры (архитектура, живопись, литература).
Задачи урока:
- Формировать у учащихся умение давать описание памятников культуры на основе текста, иллюстраций, развивать умение работать с дополнительной литературой, прививать интерес к изучению истории.
- Опережающее задание.
- Подготовить учащимся сообщения о достижениях культуры( архитектура, живопись, литература).
Урок вопросов и ответов (Что? Где? Когда?) Учащиеся работают в группах. Группа специалистов вспомогательных исторических дисциплин (палеограф, археолог, искусствовед, источниковед) - они отвечают на вопросы и группа учащихся “почемучек”, которые задают вопросы.
Вводное слово учителя:
Культура - исторически определенный уровень развития общества в его материальной и духовной жизни.
Особенности культуры Древней Руси:
Главный мотив древнерусского искусства - патриотизму призыв к объединению народных сил против внешних врагов. Основа древнерусской культуры - наследие восточных славян.
Большое влияние на культуру оказала Византия.
Особенности культуры XII - ХIII вв.
Раздробленность Руси не привела к упадку культуры. В них сказывались собственные культурные традиции.
Развитие русской культуры было прервано нашествием монголо-татар (разрушение церквей, монастырей, гибель икон, мастеров, прекратилось каменное строительство, фресковая живопись, погибло много книг, прервалось летописание, исчезли библиотеки и школы).
В культуре - идея укрепления единства Руси.
Особенности развития культуры ХIV–ХVI вв.
Культурное возрождение Руси положительно сказалось на развитии русской культуры Куликовская битва - первая крупная победа над монголо-татарами.
Цели единства и борьбы с монголо-татарами становятся ведущими темами во всех русских землях.
Начинается преодоление культурной разобщенности русской земель и возрождение единой русской культуры. Центр политической и культурной жизни перемещается в Москву (Москва возглавила борьбу против монголо-татар).
Создание единого государства - новый культурный взлет, освобождение от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Главная тема - укрепление мощи единого государства.
Все больший интерес проявляется к семье, человеку, к его внутреннему миру.
Освобождение от власти монголо-татар и создание единого государства делают возможным культурные контакты России с другими странами. Особенно успешными были культурные связи с Италией (зодчие).
“Архитектура - летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе”. Эти слова принадлежат Николаю Васильевичу Гоголю. Великий писатель видел в древних строениях отражение культурной жизни народа и справедливо сравнивал их со ступенями его будущего возвышения.
При необычайном разнообразии архитектурных форм древнерусских построек, объединяет их представление наших предков об окружающем мире. Люди средневековья видели в каждой постройке образ Вселенной, своеобразную модель мира, в которой они жили. Небесный свод сопоставлялся со сводом здания, стены - с воздушной средой, подвалы - с подземным царством. Нетрудно заметить близость слов “хоромы” - жилище и “храм” - церковь. И то и другое можно было назвать общим словом “дом”, то есть зданием, приспособленным для нужд человека.
Архитектура - система зданий, сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Каждое сооружение имеет определенное назначение. Другие важные свойства - красота, способность вызвать определенные чувства и настроения. Эти качества делают архитектуру искусством, а как всякое искусство архитектура связана с жизнью общества, взглядами, идеологией.
Вопрос. Какие храмы были главными храмами Древнерусского государства?
Архитектор. Софийский собор в Киеве был сооружён в середине XI века по повелению князя Ярослава Мудрого.
Собор - грандиозное,величественное здание, построенное древнерусскими мастерами из камня светлых тонов. 13 куполов придавали ему своеобразную пирамидальную форму. Светлые стены собора ,стоявшего на высоком берегу Днепра, золотые купола были видны далеко за пределами города.Внешняя красота здания дополнялась роскошной декоративной отделкой внутренних помещений. Мозаика, фрески, мрамор здесь были использованы в полной мере.
Софийский собор-главный храм Древнерусского государства. Здесь венчались на престол киевские князья. При соборе была основана первая библиотека, где от руки переписывались редкие книги.
Жемчужиной Новгородского зодчества является Софийский собор. Инициатор его создания - сын Ярослава Мудрого Владимир. Храм построен в 1045-1050 гг.Слова древних новгородцев “умереть за святую Софию” означали призыв отдать жизнь за родную землю.Собор имеет 5 куполов, сгруппированных в центре. Здесь нет богатой мозаики, мрамора. Внутреннее убранство соответствует простым строгим формам объёма.
Вопрос. Какой собор г.Владимира содержит 566 резных фигур?
Архитектор: На княжеском дворе Всеволода Большое Гнездо был сооружен Дмитриевский собор.
Верхняя половина храма покрыта затейливой резьбой: из 566 резных камней лишь 46 изображений связано с христианской символикой. Много орлов, барсов, крокодилов, сказочных животных. Ученые установили: с некоторыми животными принято было сравнивать княжескую власть. Рельефы прославляли князей. Аркатурный (состоящий из арок) пояс как бы отделяет “земную” часть от “небесной”. Для строительства использовали белый камень - известняк, который легко поддавался резьбе. В строительстве принимали участие архитекторы из Священной Римской империи.
Вопрос. Какой храм построен в память о сыне Андрея Боголюбского?
Архитектор: Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) построена по инициативе Андрея Боголюбского. Храм должен был стать памятником воинской победы, символом власти князя над окрестными землями. Князь построил храм в ознаменовании своей печали о смерти сына, погибшего во время похода на волжских болгар.
Выбор места удачен. Храм виден со всех сторон. Окружающий пейзаж поражает красотой. Весной воды разлива поднимаются до его подножия. Сначала заложили фундамент высотой 1,5 метра. Постепенно вырос искусственный холм высотой около 4-х метров. На этом холме, на упрятанных в землю стенах выросла церковь. Церковь построили за один год. Пропорции её таковы, что рождают ощущение легкости: ширина 10 метров, высота 30 метров, длина 14 метров. 33 рельефных изображения украшают фасад храма. Над его украшением трудились 14 скульпторов. Зимой - это словно хрустальный ларец, а летом - драгоценная шкатулка на зеленом бархатном ковре.
Свечой на ладони - на голом лугу –
Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.
Мерцает в излучине, будто из туч.
Сквозит к нему некий единственный луч.
Пропорций бесспорность иль магия лет? –
Струящийся в небо единственный свет!
И сколько б ни шел ты назад допоздна,
Идет за тобою его белизна.
Вопрос: Как изменился Московский Кремль в XV веке?
Архитектор: Московский кремль - это огромный музей, хранитель памяти о разных исторических событиях. С самого начала своего существования. Кремль был крепостью, защищавшей жителей от врага.
В 1485 году началось возведение новых кремлевских укреплений. Строительство продолжалось 10 лет. Подобных сооружений Русь ещё не знала. Укрепления сохранили форму неправильного треугольника с общей протяженностью сторон 2235 метров. Кремль имеет 18 башен. Каждая башня - маленькая крепость и могла обороняться, если даже были взяты соседние. Во время боя защитники могли перемещаться вдоль стен, так как башни имели сквозные проходы.
А как мощны стены - до 6,5 метров толщиной, высота стен достигла 19 метров. Стены снаружи завершались зубцами, высота которых 2,5 метра. Высота башен с шатрами и звездами достигает 71 метра. С городом Кремль был связан воротами в шести башнях. Планировка Кремля соответствовала местоположению: река Неглинная огибала холм с запада, Москва - река протекала с юга, а с востока был вырыт ров, заполнявшийся водой. Кремль превратился в укрепленный остров, расположенный в середине города.
Вопрос: О каких московских соборах поэт Мандельштам сказал:
“И пятиглавые московские соборы
С их итальянскою и русскою душой
Напоминают мне явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке меховой”.
Архитектор: Площадь трех соборов в Кремле возникла в конце XV века при великом московском князе Иване III. Москва превратилась в столицу могущественного государства, лицом которого должен был стать Московский Кремль. Началась перестройка Московского кремля в 1472 году с возведения Успенского собора Для строительства главного собора столицы был приглашен из Италии архитектор Аристотель Фиораванти. Строительство велось с помощью циркуля и линейки. Известь, замешанная по рецепту Фиораванти, отличалась особенной крепостью. Блоки белого камня соединяли железными “скрепами”. 4 года спустя строительство было завершено. Выполняя заказ Фиорованти поставил в Москве храм, похожий на Владимирский, но еще более торжественный и величавый.
Успенский собор построен из отесанных прямоугольных блоков подмосковского белого камня.
Здание увенчано пятью большими золотыми главами, напоминающими гигантские шлемы. Его высокие гладкие стены украшал нарядный пояс из небольших колонок и арок. В два яруса располагались узкие щелевидные окна. Входы в собор обрамляли живописные порталы. Пятиглавый собор выглядел удивительно монолитным, “как единый камень”. Восторгаясь, сооружением летописец писал: “Была же та церковь весьма удивительна величеством, и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством”.
В соборе венчались на царство русские цари, хранились важные государственные документы. Долгое время в соборе хранилась икона Владимирской богоматери, созданная в XI веке.
По соседству с Успенским собором стоит нарядный девятиглавый Благовещенский собор - домовая церковь великого князя. В соборе работал художник Андрей Рублев. Краски его были так нежны, чисты и прозрачны, что о художнике сложили легенду, будто писал он не кисточкой, а дымом.
Памятником древнего зодчества является Архангельский собор - самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминает сказочный заморский дворец. Строил собор итальянский архитектор Алевиз Новый. Архангельский собор - это усыпальница московских князей и русских царей. Здесь 54 захоронения. Одно из самых первых (XIV) московского князя Ивана Калиты, захоронен тут и герой Куликовской битвы Дмитрий Донской и жестокий Иван Грозный
Вопрос. Почему Грановитая палата так названа? Где она находится?
Архитектор: Грановитую палату строили с 1487 г. по 1491 г. итальянские архитекторы Солари и Фрязин.
Палата - двухэтажное здание, построенное из кирпича. Главный фасад облицован белым граненым камнем. Это и дало название палате - “ Грановитая ”. Зал палаты - площадью 500 м2 и высота 9 метров - самый большой тогда зал в государстве. Палата была так велика, что её не смогли перекрыть без опор. Поэтому в центре массивные каменные своды, поддерживал приземистый столб.
Грановитая палата служила парадным тронным залом в Русском государстве. Здесь принимали иноземных послов, устраивали праздники, отмечали события государственного значения.
Вопрос: О каком соборе поэт А.Вознесенский сказал:
“Здесь купола - кокосы,
И тыквы - купола,
И бирюза кокошников
Окошки оплела”
Архитектор: Речь идет о Покровском соборе. Собор был построен в часть покорения Казани войсками Ивана Грозного. А город Казань взяли сразу после Покрова дня. 2 октября 1552 г, т. е. сразу после Покрова дня . Народ позже стал называть собор храмом Василия Блаженного в честь известного московского ясновидящего. Верующие очень почитали его. После смерти Василия Блаженного похоронили у стен храма, а храм стали называть его именем. Собор стал украшением Красной площади. Строили его зодчие Барма и Постник Яковлев.
Мощный столп, который завершается высоким шатром, объединяет 8 куполов; ни один не повторяет другой, но чем то они схожи. Все купола разнообразны по форме и окраске. Они как бы символизируют собой многоликость, многоязычность Российского государства, собранного вокруг Москвы.
Храм внутри невелик, в некоторых приделах может находиться одновременно не более 5-6 человек. Собор создавался как памятник подвигу воинов, отдавших жизнь за других. В камне воплотилось идея райского жилища для “их праведных душ” и победной поступи христианства.
Издавна живет легенда о строителях. После возведения собора царь велел ослепить его мастеров, чтобы они никогда не смогли создать ничего подобного.
Мастера вылепляли
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды –
Купол золотом жгли.
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы, балкончики, луковки, да купола...
И спросил благодетель:
А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?
И тряхнув волосами,
ответили зодчие:
Можем!
Прикажи, государь!-
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его церковь
Стояла одна такова.
Чтобы в Суздальских землях,
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она.
Будто их отпевала навзрыд.
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.
Вопрос: Что удивило знаменитого французского композитора Берлиоза в России?
Архитектор: В XVIвеке на Руси появляются каменные шатровые храмы-удивительные по красоте и изяществу. Шатром в архитектуре называют устремленные вверх кровли храмов, напоминающие по форме четырехгранную или восьмигранную пирамиду. Первый такой храм был построен в 1532 г. на высоком берегу Москвы - реки в царском селе Коломенском. Широкое четырехгранное основание - высокий подклет, от которого сбегают к земле крытые лестницы - галереи, на нем крытый шатром восьмигранник, легко уносящийся ввысь на 70-метровую высоту. Здание кажется плавно и торжественно вырастающим из земли. Площадь храма 8,5 на 8,5 метров. Внутри здания не было столбов, что говорит о значительных успехах русской архитектуры.
Церковь господствует над местностью, видна издалека. Современник - летописец не скрывал своего восхищения: “Церковь та чудна высотою и красотою, такова не бывала прежде того в Руси”.
Знаменитый французский композитор XIX века Берлиоз писал о нем “Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений я ничего не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры.Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный.”
Строительство церкви Вознесения было связанно с рождением наследника престола будущего царя Ивана Грозного.
...Но вверх взгляни – над
сизыми холмами
Увидишь ты ожившую
мечту.
Как дым костра в
безветрие, как пламя,
как песня, храм струитсяв высоту:
Он рвется ввысь,
торжественен и строен
Певучей силой камень
окрылен, -
для бога он иль не для бога
строен,
Но человеком был
воздвигнут он...
Вопрос: Где находится 8-е чудо света?
Архитектор: Царь Алексей Михайлович повелел соорудить для себя деревянный дворец (1667-68 гг.) в Коломенском. Его называли восьмым чудом света. Красоты он был необыкновенной и очень походил на сказочный терем.
“Ставенки резные,
Окна расписные”
Дворец получился на славу. Издали напоминал он волшебный город с высокими башенками, чешуйчатыми крышами, витыми колонками и нарядными крылечками. Ни одна его часть не повторяла другую. Каждая крыша была ярко раскрашена, затейливые наличники окон и искусно вырезаны в виде редкостных цветов узоры, покрыты позолотой. Один из иностранцев сравнивал дворец с “игрушечкой”, только вынутой из шкатулки.
В просторном деревянном дворце было много воздуха и света. Во дворце насчитывалось 270 комнат и 3000 окон. Хоромы были соединены между собой крытыми переходами.
Царь с семьей и слугами жил в селе Коломенском в летнее время. Днем и ночью дворец охраняли вооруженные воины - стрельцы.
В царских покоях была диковина, которая вызывала изумление и удивление. Это сделанные из меди и оклеенные бараньими шкурами громадные львы. С помощью механизмов они совсем как настоящие разевали пасти с острыми клыками, вращали глазами и даже издавали могучий рык.
Ровно 90 лет простоял дворец. От лютых зим, холодных ветров и дождей пришел он в негодность и был разобран.
Когда я с изумлением смотрю
На эти древнерусские соборы,
Я вижу в них, подобно звонарю,
родных лесов и пажитейпросторы.
Великий Новгород и древний Псков –
нас от врага спасавшие твердыни –
Вот, что в искусстве старых мастеров
Пленяет нас и радует поныне.
Был точен глаз их, воля их крепка,
Был красоты полет в дерзаньях отчих.
Они умели строить на века,
Благословим же труд безвестных
зодчих!
Вопрос. Что было характерно для внутренней отделки храмов?
Искусствовед: О высоком мастерстве художников свидетельствует мозаика. В мозаичной палитре было около 130 оттенков. Кусочки смальты вносили в сырую штукатурку под различным углом наклона, поэтому создавалось искрящееся, хорошо видимое с любого места в соборе мозаичное изображение.
Много места в соборах занимали фрески. Техника фрески на долгое время сохраняла роспись, но требовала от художника большого мастерства. На сырую штукатурку нудно было нанести рисунок. Малейшая неточность в исполнении могла потребовать полной замены штукатурки. Фрески писались водяными красками.
Украшением храма были иконы. Они писались на дереве (сухих, в течение нескольких лет выдержанных досках). На деревянную основу накладывали холст, на него накладывался слой мела, по которому писали красками. Среди древнейших икон выделяется икона Владимирская Богоматерь византийского происхождения. Эта икона является главной святыней России. Была широко известна на Руси. Обратив взор к матери, ребенок обнимает её за шею. Взгляд матери полон скорби.
Здесь в Успенском, в сердце стен кремлевских.
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых увлажнялись светлою слезой!
Простирались старцы и черницы, дымные сияли алтари.
Ниц лежали кроткие царицы,
Поклонялись хмурые цари.
Вопрос. Какая икона принесла известность Андрею Рублеву?
Искусствовед: Ученик Сергея Радонежского монах Андрей Рублев написал в похвалу своему Учителю икону “Троица”. Икона была установлена в Троицком соборе. Было это почти 600 лет назад у но и сегодня рублевская “Троица” сияет красками, будто она только написана... На иконе три Ангела склоняются друг к другу в тихой беседе. Кто они?
Прочитаем икону как книгу: слева направо. Слева - Бог Отец.
Посередине - Бог Сын Иисус Христос. Справа - Бог Дух Святой.
То есть на иконе изображена Святая Троица - Бог, Единый в Трех Лицах!
Единой доброй беседой Ангелы показывают людям пример жизни в дружбе и любви...
В руках у каждого Ангела – посох. Длинный, красный вишневый или можжевеловый. Посохи - знак того, что Ангелы эти - странники. После задушевной беседы пойдут они по широкой нашей земле, понесут людям мир и согласие.
Праздник Троицы празднуется ранним летом, когда земля в свежей зелени, в цвету. Все это изображено на иконе Андрея Рублева.
Синим, глубоким, как небо, цветом цветет лен; синеют васильки и незабудки - это верхний плащ среднего и нижний плащ правого Ангелов.
И свежая троицкая зелень радует на иконе. Это - темно-зеленое дерево над средним Ангелом и ярко-зеленый верхний плащ правого Ангела.
Вопрос: Как назывались первые литературные произведения. Кто их писал?
Палеограф:
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
И слова его простые
Сквозь века до нас дошли.
(Н.Кончаловский)
Летопись - запись о событиях по годам. Писали их люди, которых называли летописцами.
Самые первые летописи, известные ученым относятся в IX веку, когда в Киеве княжил Аскольд.
Сохранились новгородские летописи XII-XIII вв. Из них ученые узнавали о жизни богатого шумного города, о пожарах, наводнениях.
Самым известным из русских летописцев был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Жил Нестор в конце XI - начале XII в.
Главный труд Нестора - “Повесть временных лет”. Нестор описывает историю Руси и связывает её с историей всех славян и соседних народов.
О содержании своего труда Нестор написал так: “Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала, есть”.
Вопрос: Какие примеры говорят о грамотности жителей Новгорода?
Археолог:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
В конце XI века в городе Новгороде жил мальчик Онфим. Учился он писать и считать, любил рисовать. С тех пор, как он учился, прошло 800 лет, и его “тетрадки” нашли археологи. А “тетрадки” - это кусочки бересты - берёзовой коры.Исписанные кусочки бересты, которые археологи находят в Новгороде, называют берестяными грамотами. Найдено их уже несколько сотен. Это денежные документы, деловые и личные письма, просьбы и приказания. Не бересте писал костяной или металлической заостренной палочкой - писалом. Бумага и пергамент были в те же времена очень дороги, поэтому на них писали только в очень серьезных случаях.
Вопрос: Как появились школы на Руси?
Источниковед: Первые книги и первые грамотные люди появились вместе с “крещением Руси”. Согласно летописи начало школьному обучению положил князь Владимир Красное Солнышко.
В 1028 г. Сын князя Владимира - Ярослав Мудрый - собрал в Новгороде 300 детей и велел “учите их книгам”. Это было первое большое училище.
Число школ росло. Они открывались при церквях и в монастырях Книга пользовалась большим почетом в Древней Руси. В случае пожара книги спасали в первую очередь. “Книги суть те же реки, наполняющие Вселенную мудростью” - говорили в старину.
Сын Ярослава Мудрого - Святослав - заполнил книгами кладовые своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.
Нашествие монголо-татар в XIII веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с XVI в. Начался новый подъем школьного дела.
Вопрос: Почему “Поучения Владимира Мономаха детям” не утратило своего значения до сих пор?
Источниковед: “Поучение” было написано уже престарелым князем, за плечами которого осталась долгая трудная жизнь, десятки походов, битв, скитания, небывалые почет и слава. Князю было что рассказать своим потомкам, чему из научить. Мономах требовал соблюдать христианскую мораль.Такое написать мог только добрый и мудрый человек.
По мнению Владимира Мономаха князь должен жить в мире с другими князьями, не притеснять младших сородичей, избегать кровопролития, не предаваться лени, во все дела вникать сам. “Поучения” - единственный в древнерусской литературе пример политического и морального наставления, написанного князем. “Поучение” не утратило своего значения до сих пор. Разве мы сегодня не стоим перед решением тех же моральных проблем: “не лги, не убий, желай и делай только добро, трудись, живи с чистой совестью и правде..”
Вопрос: Что такое “Домострой”?
Источниковед “Домострой” - литературный памятник XVI в. Его создание связывают с именем Сильвестра, протопопа Благовещенского собора Московского Кремля.
“Домострой” - свод нравственных норм и правил поведения, которым должен следовать добропорядочный христианин. Помимо этого он содержал рекомендации по бытовой и семейной жизни русских людей.
Если обратиться к толковому словарю Даля, то мы прочтем следующее определение данного понятия: домостройство - наблюдение за порядком в доме, а домострой - письменное наставление домохозяину, как быт в семье наладить, повелевать и воспитывать, обнову справить, стол для гостя накрыть и убогого не обидеть.
“Домострой” - мудрое поучение молодым и старым, всем православным христианам о семейных устоях, высокой морали.
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.
Русская культура — это сказки нянины,
Песня колыбельная, горькая до слез.
Русская культура — это разрумяненный,
В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,
Терема и маковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей,
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — это все, чем славится
Со времен Владимира наш народ святой.
Это наша женщина — русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой.
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.