Состав семян

Разделы: Биология


Учебник: Биология, 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко – М.: Вентана – Граф, 2014г.

Урок новых знаний

Цель: определить, с чего начинается жизнь любого растения?

Задачи

обучающие:

  • создать условия для восприятия нового материала
  • развивать навыки исследовательской деятельности
  • сформировать знания учащихся о химическом составе семян, условиях и особенностях прорастания, о функциях частей семени

развивающие:

  • развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность
  • формировать умение работать по заданному алгоритму, используя карточки и проводя эксперименты
  • формировать умение применять знания для решения биологических задач и выполнения лабораторной работы
  • развивать умение наблюдать, анализировать и обобщать

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету
  • воспитывать культуру в организации учебного труда

Установки на достижение результата:

личностные:

  • формировать устойчивый познавательный интерес
  • вырабатывать готовность к самообразованию и самовоспитанию

метапредметные:

  • организовывать собственную деятельность и сотрудничество при работе в группе
  • определять круг проблем
  • самостоятельно планировать пути достижения цели

предметные:

  • определять химический состав семян
  • объяснять рост и развитие проростка фасоли

Методы обучения:

  • словесный (беседа и объяснение)
  • практический (работа с раздаточным материалом)
  • частично-поисковый (работа с дополнительным материалом)
  • проблемный (постановка проблемных вопросов)
  • исследовательский (работа по исследованию выдвинутых проблем, гипотез)

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип:  комбинированный урок

Вид: исследовательский практикум

Форма: лабораторная работа

Оборудование: 

  • карточки с заданиями
  • лабораторное оборудование (стакан с водой, спиртовка, пробирки, держатель для пробирок, марлевые салфетки, раствор йода, стеклянная палочка)
  • пшеничная мука
  • семена льна, пшеницы, гороха и подсолнечника
  • проросшие семена фасоли

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация субъективного опыта учащихся

1.Учащиеся определили тему и цель урока в ходе беседы, используя карточки с загадками:

  • золотое решето черных домиков полно: сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов -... подсолнух
  • без окон, без дверей полна горница людей - ... огурец
  • знаем ноты: “фа и соль”, и слова: “и сколь и вдоль”, подсказать ты мне изволь, что за длинный боб - ... фасоль
  • веселится, золотится в кузовах машин - ...пшеница

2.Учащиеся выделили главный вопрос урока: с чего начинается жизнь любого растения?

III. Лабораторная работа “Состав семян”

Цели:

  • изучить химический состав семян
  • выяснить, как влияет на рост и развитие проростка фасоли, запас питательных веществ
  • доказать, что семя - зачаток растения

Ход работы

На доске написаны слова: вода, белки, углеводы, жиры, минеральные вещества

Беседа по вопросам:

  • что означают эти слова?
  • какие группы веществ они образуют?

Учащиеся разделились на три группы, взяли карточки, обсуждали задания, составляли план дальнейших действий, работали 10 минут

Цели: узнать какие вещества входят в состав растений; какие условия необходимы для прорастания семян; доказать это опытным путём

Задания для 1-й группы: на карточке словосочетание неорганические вещества; рисунок - пробирка с семенами; составьте вопросы для эксперимента

Учащиеся составили вопросы:

  • какие вещества относятся к неорганическим веществам?
  • почему, вещества называются неорганическими?
  • каким образом их можно обнаружить в семенах льна?

Демонстрировали опыт: первый ученик нагревал в пробирке семена льна и продемонстрировал наличие капелек воды на стенках пробирки

Второй ученик объяснил, что при дальнейшем нагревании “семена сгорели” – осталась зола

Третий ученик провел аналогичный эксперимент с зерновками пшеницы. Четвертый ученик, пользуясь текстом учебника и интернетом, нашел ответ на вопрос: почему, вещества называются неорганическими? Он объяснил, что зола состоит из несгораемых минеральных веществ

Учащиеся, наблюдавшие опыты, сделали вывод, что в семенах разных растений есть неорганические вещества - это вода и минеральные соли

Задания для 2-й группы: на карточке словосочетание органические вещества; у вас есть семена подсолнечника и листы белой бумаги, сформулируйте вопрос; ваши дальнейшие шаги, объяснения и доказательства

Учащиеся, выделили проблему: какое вещество и каким образом можно обнаружить в семенах подсолнечника?

Демонстрация опыта: учащийся положил семена подсолнечника между двумя листами белой бумаги и надавил пеналом – остался жирный след

Проблема (записано на обратной стороне карточки): известно, что из одной зерновки пшеницы вырастает растение с несколькими колосками, в каждом из которых созревает около 60 зёрен; в них содержатся _______?_____ вещества

Учащиеся высказали суждения и подтвердили экспериментально: поместили в марлевую салфетку пшеничную муку, промыли ее в стакане с чистой водой, капнули в стакан каплю йода, раствор “посинел”. Сделали вывод: в муке есть крахмал, под действием йода он синеет. Крахмал - это органическое вещество, образуется в результате фотосинтеза

На марлевой салфетке осталась клейкая масса, “что бы это значило?”, вопрос учителя. Учащийся группы нашел ответ в интернете: это клейковина и называется растительным белком

Учащиеся, наблюдавшие опыты сделали вывод: крахмал, белок и жир относятся к органическим веществам

Вопрос учителя: при горении семян льна выделялся белый дым, объясните?

Ученики находят ответ из учебника “горят органические вещества”

Задания для 3-й группы: группа разделилась на две подгруппы

1-я подгруппа работала с текстом учебника, после чтения текста выделили главную мысль и поставили проблемный вопрос: какие условия необходимы для прорастания семян гороха?

Для 2-й подгруппы дана дополнительная карточка-задание: Настя, желая подготовить семена гороха к посеву, поместила их в три пробирки. В одной пробирке семена проросли, в другой сгнили, в третьей - ?

Как это можно объяснить? Предположите, как выглядели результаты опыта?

Подгруппа объяснила предполагаемые результаты опыта: в первой пробирке семена прорастут, в ней есть вода; во второй семена набухнут, не прорастут, начнется гниение – нет воздуха; в третьей пробирке семена не прорастут - нет воды. Учащиеся сделали вывод: вода и воздух – жизненно необходимые условия для прорастания семян

IV. Закрепление полученных знаний в ходе лабораторной работы

Два ученика прорастили семена фасоли (это домашнее задание) в количестве 15 штук

Учащимся 3-х групп раздали проросшие семена и задания: составьте вопросы и “действия” - возможные эксперименты с проросшими семенами

(Деятельность учащихся: как это возможно? почему это происходит?)

Учащиеся, которые проращивали семена фасоли, координировали деятельность тех, кто рассматривал семена

Учащиеся 1-й группы выдвинули гипотезу: влияет ли запас питательных веществ семени на рост и развитие проростка?

Учащиеся 2-й группы предложили исследовательские вопросы:

  • что произойдет с проростком семени фасоли, если удалить 1/2 семядоли?
  • что произойдет с проростком семени фасоли, если удалить одну семядолю?

Учащиеся 3-ей группы демонстрировали эксперименты:

  • 3-и проросшие семени фасоли оставили без изменений
  • у 3-х проросших семян фасоли удалили одну семядолю
  • у 3-х проросших семян фасоли удалили 1/2 семядоли

Вопрос учителя, какие ожидаете получить результаты?

Учащиеся объяснили предполагаемые результаты опыта: чем меньше запас питательных веществ (белков, жиров и углеводов) в семядолях, тем слабее будет развиваться растение фасоли

V. Итог урока

1.Обсуждение результатов исследования в сравнении с выводами Гете:

“В семени сила сокрыта была; в оболочке согнувшись, члены растения были готовы давно – корень, и стебель, и лист, но бесцветны и полуразвиты; скрытую, тайную жизнь зерна сухие хранят...”

Вывод: семя это маленькая мобильная фабрика, в которой есть сложные вещества и необходимые условия, для развития зародыша и превращения его в растение

2. Выставление оценок за работу на уроке

VI. Рефлексия: заполнение листа самооценки

Ф.И. учащегося или группы Оцените свою работу или работу группы
   
Приложение:

“+” - все понял (а)

“?” – остались вопросы

“-” - не понял (а)

 

отлично

хорошо

я бы мог (ла) работать лучше