Учебник: Биология, 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко – М.: Вентана – Граф, 2014г.
Урок новых знаний
Цель: определить, с чего начинается жизнь любого растения?
Задачи
обучающие:
- создать условия для восприятия нового материала
- развивать навыки исследовательской деятельности
- сформировать знания учащихся о химическом составе семян, условиях и особенностях прорастания, о функциях частей семени
развивающие:
- развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность
- формировать умение работать по заданному алгоритму, используя карточки и проводя эксперименты
- формировать умение применять знания для решения биологических задач и выполнения лабораторной работы
- развивать умение наблюдать, анализировать и обобщать
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету
- воспитывать культуру в организации учебного труда
Установки на достижение результата:
личностные:
- формировать устойчивый познавательный интерес
- вырабатывать готовность к самообразованию и самовоспитанию
метапредметные:
- организовывать собственную деятельность и сотрудничество при работе в группе
- определять круг проблем
- самостоятельно планировать пути достижения цели
предметные:
- определять химический состав семян
- объяснять рост и развитие проростка фасоли
Методы обучения:
- словесный (беседа и объяснение)
- практический (работа с раздаточным материалом)
- частично-поисковый (работа с дополнительным материалом)
- проблемный (постановка проблемных вопросов)
- исследовательский (работа по исследованию выдвинутых проблем, гипотез)
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Тип: комбинированный урок
Вид: исследовательский практикум
Форма: лабораторная работа
Оборудование:
- карточки с заданиями
- лабораторное оборудование (стакан с водой, спиртовка, пробирки, держатель для пробирок, марлевые салфетки, раствор йода, стеклянная палочка)
- пшеничная мука
- семена льна, пшеницы, гороха и подсолнечника
- проросшие семена фасоли
Ход урока
I . Организационный момент
II . Актуализация субъективного опыта учащихся
1.Учащиеся определили тему и цель урока в ходе беседы, используя карточки с загадками:
- золотое решето черных домиков полно: сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов -... подсолнух
- без окон, без дверей полна горница людей - ... огурец
- знаем ноты: “фа и соль”, и слова: “и сколь и вдоль”, подсказать ты мне изволь, что за длинный боб - ... фасоль
- веселится, золотится в кузовах машин - ...пшеница
2.Учащиеся выделили главный вопрос урока: с чего начинается жизнь любого растения?
III. Лабораторная работа “Состав семян”
Цели:
- изучить химический состав семян
- выяснить, как влияет на рост и развитие проростка фасоли, запас питательных веществ
- доказать, что семя - зачаток растения
Ход работы
На доске написаны слова: вода, белки, углеводы, жиры, минеральные вещества
Беседа по вопросам:
- что означают эти слова?
- какие группы веществ они образуют?
Учащиеся разделились на три группы, взяли карточки, обсуждали задания, составляли план дальнейших действий, работали 10 минут
Цели: узнать какие вещества входят в состав растений; какие условия необходимы для прорастания семян; доказать это опытным путём
Задания для 1-й группы: на карточке словосочетание неорганические вещества; рисунок - пробирка с семенами; составьте вопросы для эксперимента
Учащиеся составили вопросы:
- какие вещества относятся к неорганическим веществам?
- почему, вещества называются неорганическими?
- каким образом их можно обнаружить в семенах льна?
Демонстрировали опыт: первый ученик нагревал в пробирке семена льна и продемонстрировал наличие капелек воды на стенках пробирки
Второй ученик объяснил, что при дальнейшем нагревании “семена сгорели” – осталась зола
Третий ученик провел аналогичный эксперимент с зерновками пшеницы. Четвертый ученик, пользуясь текстом учебника и интернетом, нашел ответ на вопрос: почему, вещества называются неорганическими? Он объяснил, что зола состоит из несгораемых минеральных веществ
Учащиеся, наблюдавшие опыты, сделали вывод, что в семенах разных растений есть неорганические вещества - это вода и минеральные соли
Задания для 2-й группы: на карточке словосочетание органические вещества; у вас есть семена подсолнечника и листы белой бумаги, сформулируйте вопрос; ваши дальнейшие шаги, объяснения и доказательства
Учащиеся, выделили проблему: какое вещество и каким образом можно обнаружить в семенах подсолнечника?
Демонстрация опыта: учащийся положил семена подсолнечника между двумя листами белой бумаги и надавил пеналом – остался жирный след
Проблема (записано на обратной стороне карточки): известно, что из одной зерновки пшеницы вырастает растение с несколькими колосками, в каждом из которых созревает около 60 зёрен; в них содержатся _______?_____ вещества
Учащиеся высказали суждения и подтвердили экспериментально: поместили в марлевую салфетку пшеничную муку, промыли ее в стакане с чистой водой, капнули в стакан каплю йода, раствор “посинел”. Сделали вывод: в муке есть крахмал, под действием йода он синеет. Крахмал - это органическое вещество, образуется в результате фотосинтеза
На марлевой салфетке осталась клейкая масса, “что бы это значило?”, вопрос учителя. Учащийся группы нашел ответ в интернете: это клейковина и называется растительным белком
Учащиеся, наблюдавшие опыты сделали вывод: крахмал, белок и жир относятся к органическим веществам
Вопрос учителя: при горении семян льна выделялся белый дым, объясните?
Ученики находят ответ из учебника “горят органические вещества”
Задания для 3-й группы: группа разделилась на две подгруппы
1-я подгруппа работала с текстом учебника, после чтения текста выделили главную мысль и поставили проблемный вопрос: какие условия необходимы для прорастания семян гороха?
Для 2-й подгруппы дана дополнительная карточка-задание: Настя, желая подготовить семена гороха к посеву, поместила их в три пробирки. В одной пробирке семена проросли, в другой сгнили, в третьей - ?
Как это можно объяснить? Предположите, как выглядели результаты опыта?
Подгруппа объяснила предполагаемые результаты опыта: в первой пробирке семена прорастут, в ней есть вода; во второй семена набухнут, не прорастут, начнется гниение – нет воздуха; в третьей пробирке семена не прорастут - нет воды. Учащиеся сделали вывод: вода и воздух – жизненно необходимые условия для прорастания семян
IV. Закрепление полученных знаний в ходе лабораторной работы
Два ученика прорастили семена фасоли (это домашнее задание) в количестве 15 штук
Учащимся 3-х групп раздали проросшие семена и задания: составьте вопросы и “действия” - возможные эксперименты с проросшими семенами
(Деятельность учащихся: как это возможно? почему это происходит?)
Учащиеся, которые проращивали семена фасоли, координировали деятельность тех, кто рассматривал семена
Учащиеся 1-й группы выдвинули гипотезу: влияет ли запас питательных веществ семени на рост и развитие проростка?
Учащиеся 2-й группы предложили исследовательские вопросы:
- что произойдет с проростком семени фасоли, если удалить 1/2 семядоли?
- что произойдет с проростком семени фасоли, если удалить одну семядолю?
Учащиеся 3-ей группы демонстрировали эксперименты:
- 3-и проросшие семени фасоли оставили без изменений
- у 3-х проросших семян фасоли удалили одну семядолю
- у 3-х проросших семян фасоли удалили 1/2 семядоли
Вопрос учителя, какие ожидаете получить результаты?
Учащиеся объяснили предполагаемые результаты опыта: чем меньше запас питательных веществ (белков, жиров и углеводов) в семядолях, тем слабее будет развиваться растение фасоли
V. Итог урока
1.Обсуждение результатов исследования в сравнении с выводами Гете:
“В семени сила сокрыта была; в оболочке согнувшись, члены растения были готовы давно – корень, и стебель, и лист, но бесцветны и полуразвиты; скрытую, тайную жизнь зерна сухие хранят...”
Вывод: семя это маленькая мобильная фабрика, в которой есть сложные вещества и необходимые условия, для развития зародыша и превращения его в растение
2. Выставление оценок за работу на уроке
VI. Рефлексия: заполнение листа самооценки
Ф.И. учащегося или группы | Оцените свою работу или работу группы |
Приложение: “+” - все понял (а) “?” – остались вопросы “-” - не понял (а) |
отлично хорошо я бы мог (ла) работать лучше |