Цели:
- Образовательная - формирование навыка правописания о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях, закрепление правописания о, ё, е после шипящих.
- Развивающие - развитие навыков грамотного письма, устной и письменной речи учащихся, памяти и внимания, а также развитие умения рассуждать, ставить цели.
- Воспитательные - развитие коммуникативных учебных действий, умение работать коллективно.
Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы.
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Сегодня наш необычный урок мы начнём с кроссворда.
Кроссворд
По горизонтали:
2.
К одежде за воротничок
Пришили колпачок.
4. Бабушка потчевала украинским ...
По вертикали:
1.
Низок да колюч, сладок, а не пахуч.
Ягоды сорвёшь - всю руку обдерёшь.
3. Зубов много, а ничего не ест.
5. Большое белое облако плывёт над берёзовой ...
- С каким малым жанром устного народного творчества вы работали, разгадывая кроссворд? (загадки)
- Какие вам встретились орфограммы? (Капюшон, крыжовник... расчёска...)
- В каких ещё словах вы заметили шипящие? Выпишите слова. Выделим в них окончания. Так чем же мы сегодня будем заниматься? Сформулируйте тему урока...
- Ребята, как вы думаете, от чего будет зависеть, когда мы напишем О, а когда Е?
III. Первичное усвоение новых знаний
Работа с учебником. Параграф 99, читаем правило. Делаем выводы.
1) Первичное закрепление.
Он старался не быть (невежа).
- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать в данном предложении, чтобы раскрыть скобки? (Поставить существительное "невежа" в творительный падеж)
- Кого называют невежей?
Теперь вы сможете по аналогии выполнить упражнение № 556.
2) Выполнение упражнения № 556.
- Все ли слова в скобках нужно поставить в творительный падеж?
Разборы индивидуально выполняются на доске.
IV. Первичная проверка понимания
1) Друж..к, мяч..м, плюш..вый, больш..го.
- Перед вами слова, найдите слово с изучаемой орфограммой (мячом - т.к. это существительное, орфограмма в окончании)
- Какую букву надо вставить? Почему?
- Определим части речи других слов и выделим морфемы, в которых пропущена буква.
Учитель вставляет буквы в остальные пропуски.
- Проверим части речи, затем морфемы.
- Когда в суффиксах и окончаниях мы пишем О, а когда Е? Делаем выводы.
Мы будем обращаться к данной орфограмме не только в пятом классе, но и в шестом.
3) Замените выделенные существительные на прилагательные. Запишите получившиеся слова.
- заросли из камыша
- куртка из замши
- клык моржа
- пальто из парчи
V. Первичное закрепление
Работа в группах.
1 группа. Запишите слова, распределяя их по группам.
Реш…тка, улиц…й, врач…м, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, горош..к, полотенц..м.
2 группа. Впишите слова в таблицу.
Реш…тка, улиц…й, врач…м, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, горош..к, полотенц..м.
Корень | Суффикс |
Окончание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 группа. Найдите ошибки. Перепишите в исправленном виде.
О | Е |
Ё |
ш…рох |
плеч…м |
ж…лудь |
полотенц..м |
горош..к |
реш…тка |
врач…м |
пищ…вой |
стереж..т |
больш…го |
улиц…й |
бельч…нок |
|
колюч…го |
свинц…вый |
|
|
|
|
|
|
- С какими частями речи мы работали, выполняя это упражнение? (Делаем выводы). Стережёт - это глагол, мы помним, что окончания -ОТ у глаголов нет.
VI. Применение изученного материала
Работа с текстом
Птицы которые вернулись из дальних мест, смастерили гнездышки и выстилают их пухом и ш…рсткой. А у воронихи вылупилось шесть прож..рливых птенц..в и из гнезда слышится их писк.
На проталинке под кустом копошится серенький пушистый комоч..к – это зайч..нок. В овражке пропорхнет первая бабочка будто мелькнет лимонно-ж…лтый листочек. В свеж…й зелени жужжат сторож…вые пч…лы. Над камыш…м мелководной реч…нки кружатся стрекозы. Всюду слышится ш…рох и чуж…й ш…пот.
("Практикум по русскому языку" В.Ф.Мазиловой М.: Просвещение, 1971.)
- Прочитайте текст.
- Определите тему текста, основную мысль.
- Расставьте недостающие знаки препинания.
- Выпишите слова с пропусками. Обозначьте орфограмму.
Заканчиваем это задание взаимопроверкой.
VII. Коррекция
"Четвёртый лишний". (тест)
Перед тем, как проверить, насколько хорошо вы усвоили новую тему, давайте повторим, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в орфограмме.
1.
Восстановите ход рассуждения. 1. Определю морфему. 2. Определю часть речи. 3. Если в корне, проверю, не является ли слово исключением. 4. Если ударение падает на окончание или на суффикс, то пишу О. 5. Если в окончании или в суффиксе, проверю, куда падает ударение. 6. Если исключение, пишу букву О. 7. Если ударение не падает на окончание или на суффикс, то пишу Е. |
2.
1) шалаш..м, туч..й, ш..рох, овц..й
2) пищ..вой, горчиц..й, сердц..м, плащ..м
3) ж..лтый, ш..пот, приш..л, чуж..й
4) камыш..м, чащ..ба, береж..т, творц..м
5) крюч..к, дворц..вый, груш..вый, ш..в
VIII. Подведение итогов.
Домашнее задание - параграф 99, упражнение на выбор 557 или составить текст, используя слова с изученной орфограммой.
IX. Рефлексия.
Оцените свою работу. Выберите одно предложение.
1) Я держался молодцом.
2) Я была умницей-разумницей.
3) Я не ударил (-а) в грязь лицом.
4) У меня не получилось стать умельцем.