Урок математики в 1-м классе по теме «Цифра и число 9»

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • в ходе практической деятельности и наблюдений познакомить с составом числа 9;
  • научить писать цифру 9;
  • развивать интеллектуальные способности обучающихся;
  • воспитывать интерес к урокам математики, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
  • уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; учиться работать в паре и оценивать себя и друг друга, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

  • научиться воспроизводить последовательность чисел от 0 до 10 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа;
  • определять место числа 9 в натуральном ряду чисел;
  • познакомиться с составом числа 9;
  • научиться писать цифру 9.

Организация пространства:

  • фронтальная работа,
  • индивидуальная работа,
  • парная работа.

Оборудование: презентация с составом чисел и числовой прямой, смайлики, учебник, рабочая тетрадь, карточка с цифрой 9, Незнайка.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
  • создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; эмоциональный настрой;
  • уточнить тип урока;
  • наметить шаги учебной деятельности.

Организует проговаривание стихотворения:

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас–
Математика сейчас.

– Улыбнитесь нашим гостям.

– А теперь подарите улыбку своим товарищам и мне.

– Садитесь.

Проговаривают стихотворение, настраивающее на учебную деятельность

 

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

 

II. Актуализация знаний.

Цели: организовать актуализацию полученных знаний.

Сегодня Незнайка попросился к нам на урок.

Он хочет посмотреть знают ли ребята числа и умеют ли считать.

(Проводится фронтальная работа с рядом натуральных чисел от 1 до 10).

– Помогите Незнайке разобраться с соседями-числами:

  • назовите соседей числа 5; 2.
  • назовите число, следующее за числом 7; 3.
  • назовите число, предшествующее числу 2; 4; 7;
  • назовите число, стоящее левее числа 6.
  • назовите число, стоящее правее числа 5.

– Молодцы! А теперь следующее задание. (Запись на доске)

– Сравните числа 3 и 7, 8 и 4, 5 и 6, 3 и 1, 8 и 8. Поставьте соответствующий знак.

 

 

Ребята считают:

– от 1 до 10 в прямом и обратном счете;

– от 3 до 9; от 8 до 2;

(выполняют задания)

 

Сравнивают числа, вставляя между ними соответствующий знак (<, >, =).

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

 

III. Определение темы урока и целеполагание.

Цели:

  • организовать постановку цели урока;
  • зафиксировать новое знание в речи, письменно в тетрадях;
  • организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

Проблемная ситуация.

– Пока Незнайка путешествовал, он встретил белочек, которые никак не могли сосчитать, сколько у них запасов орешек на зиму и хватит ли им их?

– Села белочка у кассы, посчитать свои запасы:

Восемь шишек и орех, посчитай, их хватит всех?

(Запись на доске)

8-1=7
8+1=9
7+1=8

– Какое равенство мы выбрали? Почему?

Откройте учебники на с. 58, посмотрите и попробуйте назвать тему нашего урока.

 

– Определите цели нашей работы?

Решение проблемной ситуации.

 

 

 

Ученики выбирают верный ответ, объясняя свой выбор.

 

 

Выбирают нужное равенство: 8+1=9

Открывают учебники.

Ответы детей.

(Число 9 и цифра 9)

– Познакомиться с составом числа 9, определить его место в числовом ряду, научиться писать цифру 9.

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение (Познавательные УУД)

 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

 

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

IV. Изучение нового материала.

Цели:

  • зафиксировать новое знание о цифре, о правильном написании цифры 9;
  • организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

а) работа по учебнику.

стр. 58 Что общего у фигур слева? Докажите, что это треугольники.

– Объясните, что означают эти записи под треугольниками.

Какие знаки надо вписать в круги?

 

 

 

Что общего у фигур справа?

Докажите, что это четырёхугольники.

Объясните, что означают эти записи под четырёхугольниками.

 

Какие нужно знаки вписать в круги?

– Посмотрите задание внизу страницы.

Где можно встретить число 9?

Посмотрите, как правильно писать цифру 9.

– Откройте тетради на с. 22.

– На что похожа цифра 9?

Я важней всех потому, что запутать всех могу.
Если я перевернусь, то другою окажусь!

– В какую цифру может превратиться девятка-акробатка? (показать на цифре)

б) работа в тетради.

А сейчас мы научимся писать цифру 9. А Незнайка поучится у вас, как правильно сидеть при письме.

Начинаем работать.

(а) Письмо в воздухе.
б) Письмо на ладони.
в) Письмо в тетради).

– Оцените свою работу, подчеркните карандашом самую красивую цифру 9.

Ответы детей: (это треугольники).

Ответы детей: (у них 3 угла, 3 вершины и 3 стороны).

7+1=8 (синих треугольников -7, красный -1. Всего треугольников 8.)

8 – 1=7 (из 8 треугольников, – 1 красный, синих треугольников -7.)

8 >7; 7<8)

Ответы детей:

(это четырёхугольники)

(У них 4 угла, 4 вершины и 4 стороны)

8+1=9 (синих четыр-ков 8, красный – 1.Всего четыр-ков 9).

9-1=8 – из 9 четыр-ков -1 красный, синих -8)

9>8

8 <9

– На часах, № дома, № места в автобусе, и т. д.

 

 

 

 

Ответы детей.

– В цифру 6.

Слайд

Ученики выполняют:

а) Письмо в воздухе.
б) Письмо на ладони.
в) Письмо в тетради.

Оценивают свою работу.

Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

 

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

 

V. Физминутка.

Цель: организация отдыха учащихся, здоровьесбережение

Учитель проговаривает и выполняет первично вместе с детьми, затем дети повторяют второй раз самостоятельно, выбирая главного героя среди одноклассников.

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт:
Шейку моет, глазки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку. 
Раз, два, три, четыре, пять -
Хомка хочет сильным стать.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

 

VI. Первичное закрепление.

Цель: организовать усвоение учениками способа действий с проговариванием.

Работа с учебником.

а) фронтально

Работа с отрезками.

– Сравните отрезки. Какой из них длиннее, а какой короче?

Как вы это узнали?

На сколько мерок синий отрезок длиннее, чем фиолетовый? На сколько мерок фиолетовый отрезок короче, чем синий?

б) работа в парах

– Ребята, выберите для каждого рисунка соответствующую запись.

 

 

Учащиеся с помощью мерок определяют длину отрезков. Объясняют, что длина синего отрезка 7 мерок, а фиолетового – 6 мерок. 7 больше, чем 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1.

 

 

– работают в парах

(выполняют задание)

 

 

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

 

VII. Закрепление изученного.

Цели:

  • организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
  • организовать проверку;
  • организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

а) работа со слайдовой презентацией

Незнайка приготовил для вас задание: рассмотреть состав числа 9 и заполнить таблицу

б) Самостоятельная работа*.

С. 59 учебника.

Вставьте нужные числа, чтобы получилась запись, соответствующая картинке.

Работают интерактивно с ПК

Слайды

 

Выполняют самостоятельно, затем проверка у доски.

 

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

Цели:

  • зафиксировать новое содержание урока;
  • организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Что показалось особенно интересным?

– Где было трудно?

– Кому можем сказать «спасибо» за урок?

– Оцените свою работу на уроке: Если у вас после урока очень хорошее настроение, то нарисуйте вот такой рот у смайлика (улыбка). Если вам немного грустно, настроение так себе, то нарисуйте вот такой рот у смайлика (прямая линия), а если вам совсем плохо, то нарисуйте вот такой рот (уголки вниз).

– Вы все хорошо поработали! Незнайка тоже многому научился, очень доволен. Спасибо, ребята! Урок окончен!

Ответы детей.

 

 

 

Рисуют рты у смайликов. Показывают.

 

Слайд

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)