Леворукий ребенок в школе

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия


Человечество представлено двумя неравнозначными по численности группами – леворуких и праворуких людей. Сколько на земле левшей точно не знает никто. По имеющимся на этот счет данным, их около 15% населения планеты. В молодом возрасте их больше, а в зрелом и пожилом возрасте меньше (среди 20-летних – 13%, среди 70-летних – менее 1%). Над объяснением существования левшей и правшей учёные спорят уже не одно столетие. Так, ещё в 1860-х годах французский хирург Поль Брока установил взаимосвязь между работой полушарий мозга и активностью рук, сказав, что “полушария мозга и половины тела связаны друг с другом крест-накрест”. Пытались внести свою лепту в объяснение леворукости и генетики. Ученые из университетов Оксфорда, Сент-Эндрюс, Бристоль и Института Макса Планка установили, что доминирование одной из рук связано с группой генов и закладывается уже на этапе эмбрионального развития. Отметим, что это только версии. Согласно одной из них, причины – в генах, согласно другой – во внутриутробных травмах, согласно третьейв эволюционном преимуществе (удобство при сражениях, охоте и т.п.). Однозначного объяснения причин леворукости ученые не имеют.

Феномен леворукости давно привлекает внимание многих людей – педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, физиологов. Не может не волновать эта проблема и родителей “леворуких” детей.

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости. Одни считают это серьёзным недостатком, уменьшающим адаптационные возможности ребёнка, для других – это проявление гениальности.

Леворукость – это преимущественное владение левой рукой при выполнении каких-либо действий, обусловленное генетическим доминированием правого полушария. Следует отметить, что мозг человека не симметричен, одно полушарие (правое или левое) является ведущим, главным, или доминантным, а другое полушарие – подчиненным, или субдоминантным. Доминирующим полушарием считается то, в коре которого находится речевой центр. У правшей доминантным является левое полушарие. А доминирование правого полушария предопределяет левшество.

Беспокойство и гиперактивность почти всегда “выдают” будущего левшу ещё в раннем возрасте. Для маленького левши характерен особый тип поведения – он не может усидеть на маминых руках. Попав в новое помещение, он начинает тщательно обследовать все вокруг, рассматривая содержимое шкафчиков, коробочек и т.д. Это объясняется тем, что у большинства левшей более развита зрительная оценка информации, они в первую очередь реагируют на внешний вид предмета (форму, цвет), словесного описания для них часто бывает недостаточно. Именно преобладанием зрительных впечатлений над слуховыми и объясняется замедленное усвоение новой информации, что обусловливает необходимость ее многократного повторения.

В зависимости от причины возникновения леворукости всех левшей условно можно разделить на группы:

- генетические;

- патологические;

- вынужденные.

Чаще всего встречается генетическое левшество. До настоящего времени точно неизвестны механизмы передачи этого признака, но установлено, что, если один из родителей левша, вероятность появления леворукого ребенка составляет 17%, а если оба родители левши, то вероятность достигает уже 46%. Генетические (наследственные) левши в жизни наиболее успешны, т.к. их леворукость не связана с нарушениями мозговой деятельности. При обучении они, как правило, не имеют проблем и легко могут быть переучены с левой руки на правую. После переучивания они могут показать хорошие результаты не только по письму, но и по другим предметам. Такое переучивание возможно (благодаря сохранному здоровому мозгу ребенка), но крайне нежелательно.

Патологическое левшество связано с поражением мозга, нарушением деятельности одного из полушарий, чаще всего левого. У таких детей могут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики, они часто испытывают трудности при обучении чтению и письму. Генетически они являются правшами, но из-за различных повреждений левого или обоих полушарий в дородовом периоде или во время родов, они становятся леворукими и используют для письма и других действий левую руку. Очень часто у них нарушены зрительно-пространственные ориентировки, они путают левую и правую стороны собственного тела.

Именно этих детей категорически нельзя переучивать на правую руку. Ведь правая рука связана с деятельностью противоположного левого полушария, которое было поражено на ранних этапах развития ребенка и не сформировалось должным образом в течение дошкольного периода. В медицинской карте таких детей обычно можно найти записи о наличии у матери патологии беременности и родов. Этим детям в возрасте до одного года часто ставят диагноз – ПЭП (перинатальная энцефалопатия), который обычно скоро снимается, но, как правило, в более позднем возрасте его заменяет другой – ММД (минимальная мозговая дисфункция). Любой из перечисленных факторов может быть причиной не только леворукости, но и нарушений нервно-психического развития, а в дальнейшем трудностей обучения. Родители должны быть готовы к тому, что имеющий патологическую леворукость ребенок будет испытывать трудности на протяжении всего периода начального обучения.

У вынужденных левшей выбор ведущей руки обычно связан с утратой или травмой правой руки, когда активно начинает использоваться только левая рука, чтобы уберечь травмированную правую руку. Иногда вынужденное левшество может быть и результатом подражания родным и близким.

Одной из самых острых проблем леворукости является насильственное переучивание. Сложилась негласная педагогическая тактика переучивания леворукого ребенка для выполнения всех видов деятельности правой рукой. По мнению нейропсихолога, профессора МГППУ А.В. Семенович, “переучивание в том возрасте, когда двигательные процессы являются определяющими в психическом развитии ребенка, приводит к торможению всех высших психических функций, в том числе и речи”. Переучивание является фактором риска, потому что вызывает нарушение баланса взаимодействия полушарий мозга и травмирует личность ребенка. В этом случае необходимо ставить задачу не переучить левшу на правшу, а сконцентрировать внимание на достижении физического и психического совершенства.

Важно осознать, что все дети – и левши, и правши – очень разные и у каждого из них свой путь развития. Ребенок-левша не похож на других детей. И в этой непохожести заключена великая тайна его уникальных способностей и возможностей. Задача взрослых – помочь ребенку найти свое место в мире.

Проблемы леворуких детей связаны не только с особенностями проявления их психики, но и с деятельностью мозга, который состоит из двух полушарий.

Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, интуицию, воображение, творчество, помогает приспосабливаться к переменам. Оно управляет левой половиной тела.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно контролирует речь, способность к письму и чтению, а также отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление, основанное на словах, а не на образах. Оно управляет правой половиной тела.

Ведущая левая рука, как правило, является показателем большей активности правого полушария. Поэтому, заставляя левшу работать правой рукой, мы пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Очень важно, как можно раньше, определить ведущую руку ребенка. Родителям следует проанализировать течение беременности, родов, специфику раннего развития ребенка и с помощью специальных тестов установить степень леворукости.

Эти тесты состоят из 20 проб. Все пробы делятся на 2 группы.

Первая группа – “основные пробы”. В нее входят действия, которые практически всегда находятся под контролем родителей (например, любая мама обращает внимание на то, в какой руке ребенок держит ложку, карандаш, ручку, ножницы).

Вторая группа – “неосновные пробы”. В нее входят действия, на выполнение которых родители часто не обращают внимания (например, какой рукой ребенок поднимает карандаш с пола, машет на прощание, разматывает нитки и т.д.).

Перед ребенком на столе поочередно выкладывают предметы, с помощью которых он должен выполнять предложенное задание. Взрослый должен сесть напротив ребенка и перед предъявлением проб сообщить, что он хочет посмотреть как быстро и как точно ребенок будет работать. В ходе выполнения теста взрослый не должен давать образец выполнения той или иной пробы. Также следует иметь в виду, чтобы ребенок не догадался о цели выполнения задания (узнать, какой именно рукой он будет выполнять задание).

Пробы для определения ведущей руки
Основные Неосновные
Какой рукой ребенок
ест? раздает лото?
пишет? нанизывает бисер?
рисует? разматывает нитку?
держит чашку? раскручивает ручку?
режет ножницами? наливает воду в узкое горлышко?
расчесывается? сметает крошки со стола?
чистит зубы? аплодирует (какая рука сверху)?
бросает мяч? вставляет нитку в иголку?
стирает ластиком? машет рукой на прощание?
держит молоток? поднимает предмет со стола?

Если ребенок выполняет левой рукой 15 и более проб, то у него диагностируется выраженная леворукость; от 11 до 15 – слабая леворукость. Если же 10 проб выполняется левой рукой и 10 проб правой рукой, то это так называемая амбидекстрия (равное развитие функций обеих рук, выражающееся в способности выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью).

При переученной леворукости большую часть основных проб ребенок будет выполнять правой рукой, а неосновные пробы – левой рукой.

Если чаще используется правая рука, то это говорит о праворукости, которая тоже может быть как слабой, так и выраженной.

Если у леворукого ребенка были какие-нибудь нарушения развития в раннем возрасте, то следует обязательно обратиться за советом к специалистам (нейропсихологу или логопеду), которые помогут выявить причины нарушения и разработать программу коррекции нарушенных функций. Именно они смогут ответить на вопрос, отдавать ли шестилетнего ребенка в школу или подождать еще один год.

Это особенно важно, так как леворукость – важнейшая особенность ребенка, влияющая на процесс его обучения и воспитания. Несмотря на то что перед сегодняшней школой стоит задача максимального учета индивидуальных свойств личности ребенка, находятся педагоги, которые при построении обучения ориентируются исключительно на хорошо отработанную модель обучения праворуких детей. В этой модели используются в основном вербальные методы обучения (объяснение, рассказ, беседа), почти весь учебный материал дается в устно-речевой форме. Для левшей названные словесные методы малоэффективны.

При организации обучения леворуких детей педагогам и родителям чрезвычайно важно учитывать следующие рекомендации:

- леворуким детям необходимы дополнительные зрительные опоры (слова-образы для запоминания словарных слов, линейки при обучении счету и т.д.);

- таких детей нельзя торопить, так как с ускорением темпа увеличивается количество ошибок и усиливается нервно-психическое напряжение;

- их нельзя перегружать упражнениями тренировочного характера, переписыванием текстов (лучше предложить вставить пропущенные буквы, дописать окончания и т.д.);

- в связи с тем, что письмо вызывает более сильное напряжение кисти руки, дети медленнее выполняют письменные задания;

- также не следует настаивать и на том, чтобы ребенок наклонял тетрадь вправо (известно, что 86% леворуких предпочитают, чтобы тетрадь лежала прямо);

Со стороны познавательной сферы у леворуких детей часто наблюдаются:

- снижение способности зрительно-двигательной координации (ребенок плохо срисовывает графические изображения, путает их последовательность, ему трудно держать ручку, у него плохой почерк, он с трудом удерживает строчку при письме и чтении);

- недостаточное пространственное восприятие и снижение зрительной памяти (искажает формы и пропорции фигур при графическом изображении, пропускает и переставляет буквы при письме, отмечается зеркальное письмо, путает на письме близкие по конфигурации буквы П-Т, М-Н, путает левую и правую стороны, расположение предметов в пространстве под-над, из-за);

- особый способ переработки информации, аналитический стиль познания (им характерна поэтапная работа с материалом, раскладывание его по полочкам “на основании такого подробного анализа и строится целостное представление объекта”, что и объясняет медлительность леворуких детей);

- слабость внимания, трудности переключения и концентрации;

- нарушение речи, ошибки звуко-буквенного анализа.

Перечисленные особенности непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (реже чтением), а также нередко провоцируют формирование таких качеств личности, как эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность.

Вхождение в школьную жизнь у левшей может происходить значительно медленнее и более трудно, чем у сверстников. Поэтому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны родителей, учителей и специалистов.

Постановка техники письма у левшей тоже имеет специфичный характер.

Для них одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой.

Ставить руку надо так, чтобы строка была открыта, им удобнее правонаклонный разворот тетради и прямое безнаклонное письмо.

Способ держания ручки может быть различным (обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка). При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левшей безотрывного письма противопоказано.

В классе рекомендуется сажать леворуких детей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, его рабочее место имеет достаточную освещенность и он чувствует себя уверенно и комфортно.

Парта ребенка должна быть размещена так, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом, т.е. если ведущим является левый глаз, то классная доска и рабочее место учителя должны находится в левом зрительном поле ученика.

Рекомендовано пользоваться специальными предметами и принадлежностями для левшей (ручки, ножницы, линейки и т.д.).

Многие леворукие дети начинают читать текст справа-налево. Приучить ребенка читать правильно можно, помечая начало страницы и первую букву цветными карандашами.

И в заключение родителям хотелось бы дать советы.

  1. Не говорите ребенку, что левая рука – это плохо. Он не должен чувствовать ваше негативное отношение к его леворукости.
  2. Не пытайтесь насильно его переучивать. Это может привести к задержке в развитии. Не настаивайте, чтобы ребенок все делал только определенной рукой. Он может рисовать правой рукой, а писать и кушать – левой.
  3. Берегите ребенка-левшу от больших нервных нагрузок. Организуйте ему рациональный режим дня, без перегрузок. Ребенок прежде всего должен быть здоров. У здорового ребенка все получится.
  4. Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью. Не забывайте, что он эмоционален и раним, поэтому ругать его не только вредно, но и бесполезно (он потеряет всякий интерес к учебе). Чаще хвалите его, даже за маленькие достижения. Это придаст ему силы и уверенность в себе.
  5. Выполняйте с ним специальные упражнения, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию рук и глаз. Занимайтесь с ним лепкой, вышивайте, рисуйте.
  6. Используйте игры и игровые упражнения, направленные на взаимодействие полушарий головного мозга (кинезиологические упражнения).
  7. Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми (правшами и левшами). Не ждите от него таких же успехов, как у других детей, он не такой, как они и в этом его достоинство, а не недостаток. Если очень захочется сравнить, то сравнивайте его только с самим собой. “Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!”
  8. Учитесь вместе со своим ребенком-левшой. Объединитесь с ним против трудностей, станьте ему другом и союзником, а не обвинителем или противником.
  9. Помните сами и говорите ребенку, что среди левшей очень много одаренных и великих людей: В.А. Моцарт, А.С. Пушкин, Наполеон, Ю.Цезарь, П.Пикассо, Л.Н. Толстой, А. Эйнштейн, Ч. Чаплин, Аристотель, А. Македонский, М. Твен, И. Ньютон, Леонардо да Винчи и др. Среди известных нам современников левшами являются: Рональд Рейган, Билл Клинтон, Ринго Стар, Пол Маккартни, Брюс Уиллис.

Кроме того, 13 августа является международным днем левши.

Литература.

  1. Безруких М.М. Леворукий ребенок. М., 2001.
  2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург,1998.
  3. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2009.
  4. Иншакова О.Б. Леворукий ребенок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. №1
  5. Соболева А.Е. Левши-особенные дети//Начальная школа. 2007, № 1.
  6. Юдин П.Н. Психо-коррекционная работа с леворукими детьми//Воспитание школьников. 2003, № 2.