Деятельный подход на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Разделы: Русский язык


В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Пересматривается программа модернизации образования, обозначаются её новые проблемы и перспективы, среди которых – формирование и развитие у современных школьников социальных (ключевых) компетенций, связанных со способностью человека эффективно действовать за пределами учебных программ и учебных ситуаций. В связи с этим актуализировалась и проблема формирования и развития коммуникативной компетенции (умение связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии).

Работая с детьми, я обратила внимание на то, что у них слабо сформированы навыки устной и письменной речи. Учащиеся не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными средствами общения. Ребята затруднялись в создании самостоятельных устных и письменных высказываний.

Изучив работы ведущих педагогов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна), я поняла, что деятельностный подход играет большую роль в формировании коммуникативной компетенции обучающихся.

Все это и определило тему, над которой я работаю: «Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся».

В центре моей методологической системы – деятельностный подход, основанный на известном положении П.Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических действий к освоению учеником полученного опыта (от действия к мысли, порождающей новое действие, уже более высокого уровня осмысления), т.е. самостоятельно творческого.
Именно этим обусловлена основная цель моей педагогической деятельности – создание условий для воспитания самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, формирования у учащихся высокого уровня мотивации самосовершенствования и самообразования.

Данную цель реализую, решая следующие задачи:

  • совершенствование формы организации деятельности (и личной профессиональной, и для моих учащихся);
  • использование в учебно-воспитательном процессе новых педагогических технологий и методик;
  • вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • развитие речи учащихся в процессе изучения русского языка;
  • развитие творческого, интеллектуального, нравственного потенциала каждого ученика;
  • формирование и развитие регулятивных действий: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
  • формирование высокого уровня учебной мотивации к изучению русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы – благодатная почва для формирования у учащихся коммуникативной компетенции. В центре урока – создание коммуникативно-проблемной ситуации, которая позволяет каждому школьнику

  • самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу и т д.), учитывая его особенности;
  • поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
  • слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
  • высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
  • стимулировать собеседника к продолжению общения;
  • грамотно разрешать конфликты в общении;
  • оценивать успешность ситуации общения;
  • корректно завершать ситуацию общения.

На своих уроках провожу работу с текстом, с художественным словом, так как необходимо обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов, сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки. Использование текста позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка и литературы, усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся и повышения их творческой активности. Я не только знакомлю ученика с текстами, учу понимать их, видеть и слышать изображенное в них, но и запоминать непроизвольно образцовые тексты, воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи.
На своих уроках использую разнообразные методы и формы работы:

  • практические (выполнение упражнений учебника);
  • репродуктивные (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);
  • объяснительно-иллюстративные (сообщение, чтение учебника);
  • эвристические (устное словесное рисование, творческий пересказ);
  • исследовательские (анализ языковых единиц разных уровней);
  • метод устного изложения знаний и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, рассказ, лекция, иллюстрирование);
  • метод закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор);
  • метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитически-синтетических упражнений, преобразование языкового материала, составление синквейнов, кластеров);
  • метод работы по применению знаний на практике;
  • метод выработки умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование, подбор синонимов, изложения, сочинения, монологическое высказывание);
  • наглядный (иллюстрирование, демонстрация);
  • метод проблемного изложения изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической, грамматической задачи).

Активно использую диалог «ученик-ученик». Учащиеся получают следующие задания:

  • расскажите товарищу материал заданного на дом параграфа;
  • выполните указанное упражнение, предварительно обсудив варианты его выполнения;
  • разбейте текст нового параграфа на 2 логические части, распределите их между собой, прочитайте внимательно свою часть, постарайтесь доходчиво изложить материал товарищу (при необходимости обратитесь к учителю или кому-то из одноклассников);
  • обсудите с товарищем прочитанную книгу, докажите, что её стоит прочитать всем (определитесь, кто будет выступать);
  • получив задание, определите, какой из предложенных словарей вам необходим для его выполнения, возьмите нужный словарь, выполните задание.

Систематически использую задание подготовить доклад или сообщение. Тщательно готовимся с учащимися к выступлению, определяя его структуру: вступление, основную часть, заключение. Обращаем внимание на задачи каждой части, её объём от общего объёма выступления. После выступления проводим анализ речевого поведения выступающего (слово предоставляем и выступающему, и слушателям):

1) Достигнута ли цель выступления?

2) Удалось ли вызвать интерес у слушателей, найти контакт с ними?

3) Правильно ли было построено сообщение?

4) Какие недостатки в подготовке к докладу или сообщению проявились во время выступления?

5) Удалось ли сделать свою речь естественной, непринуждённой?

На уроках русского языка использую клоуз-тесты, которые помогают мне, учителю-словеснику, развивать коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий, основанное на критериях понимания смысла текста.

Например, клоуз-тест, составленный Дереченко Г.И., использую как закрепление по теме «Для чего людям нужна речь?» после усвоения таких понятий, как «речевая ситуация», «место речевой ситуации в рассказе» - после выполнения упражнения №2 («Русская речь 5 класс» Е.И.Никитиной).

В своей практике использую систему занятий, в основе которых лежит общение. Это уроки-конференции, круглые столы, диспуты, деловые игры, групповые игры, творческие отчеты, защита проектов. Они развивают коммуникативные навыки учащихся, помогают детям четко выражать свои мысли, воспитывают культуру общения.

При изучении «Поучения» Владимира Мономаха в 7 классе предлагаю обучающимся следующие вопросы и задания, развивающие способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать самооценку своим и чужим поступкам.

Совокупность этих методов и форм работы позволяет мне охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации.

На уроках применяю такие средства обучения:

  • научно-популярную литературу, которая дает новейшую информацию по изучаемой теме и расширяет кругозор учащихся (подготовка сообщений, рефератов, тезисов);
  • периодическую печать, методические журналы;
  • художественную литературу;
  • технические средства.

Уроки с использованием ИКТ дают положительный результат. Работаю я по следующим направлениям: использование готовых программных продуктов; работа с программами MS Office (Word, PowerPoint, Microsoft Publisher). В процессе обучения использую интернет-ресурсы, программные продукты («Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.

Положив в основу своей работы деятельностный подход, я пришла к выводу, что система уроков русского языка и литературы:

  • формирует коммуникативную компетенцию обучающихся в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми,
  • повышает мотивацию учения, формирует познавательный интерес учащихся,
  • способствует развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы,
  • побуждает к активному познанию окружающей действительности,
  • формирует интеллектуально развитую личность.