Цели урока:
- Образовательная: знакомство с основными понятиями «рентабельность предприятия», «рентабельность продукции», их сущностью, формирование умения анализировать работу предприятия.
- Воспитательная: формирование расчетливости, усидчивости, качеств личности, развитие интеллектуальных способностей.
- Развивающая: умение решать производственные задачи, анализировать эффективность использования материальных ресурсов предприятием.
Тип урока: Комбинированный урок.
Методы проведения: Беседа, лекция, фронтальный опрос.
Межпредметные связи: Курс «Экономика организации» связан с дисциплинами «Экономика», «Бухгалтерский учет».
Ход урока
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов урока.
- Выдача домашнего задания.
Дидактические средства: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, доска для работы с мелом, рабочая тетрадь, конспект лекций.
Методические средства: алгоритм решения задач, карточки с условием задач, карточки с тестовым заданием (приведены ниже), презентация.
ЭТАПЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕРНОЙ РАЗБИВКОЙ НА МИНУТЫ
Организационный этап (5 мин).
Взаимное приветствие преподавателя со студентами.
Проверка посещаемости.
Активизация на учебную деятельность.
Актуализация знаний - 10 мин.
Занятие проводится с применением групповых технологий: все учащиеся самостоятельно объединяются в группы экспертов по 3 – 4 человека: в течение урока действует накопительная система баллов, которые начисляются всей команде - за правильные ответы при повторении изученного материала, за решение задач, за правильно выполненные тестовые задания.
Для устного повторения изученного материала используется презентация: по ходу демонстрации слайдов студентам задаются вопросы для выяснения степени усвоения изученного материала:
- дайте определение понятию «себестоимость» (затраты предприятия на производство и реализацию продукции)
- назовите экономические элементы, формирующие себестоимость продукции (основные и вспомогательные материалы, фонд оплаты труда,
- стоимость топлива и электроэнергии, амортизация ОФ, ЕСН, прочие расходы)
- что такое ЕСН? (единый социальный налог)
- какой показатель в структуре себестоимости относится к вновь созданной стоимости? (фонд оплаты труда, амортизация, ЕСН, прочие расходы)
- какая часть себестоимости относится к перенесённой стоимости? (стоимость материалов и электроэнергии)
- какие элементы формируют цену продукции? (себестоимость, прибыль, НДС)
- расшифруйте аббревиатуру НДС (налог на добавленную стоимость)
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 10 мин.
Об эффективности работы предприятия недостаточно судить только по одному показателю – прибыли. Например, две фирмы получают одинаковую прибыль, но при этом по-разному используют имеющиеся у них производственные фонды и затраты. Значит ли это, что обе фирмы работают одинаково эффективно? Нет. Для более правильной оценки необходимо сопоставить полученный результат в виде прибыли с понесёнными затратами. Такое соизмерение прибыли с затратами называется рентабельностью, или, более точно, нормой рентабельности.
Известны два варианта определения нормы рентабельности.
Отношение прибыли к себестоимости, выраженное в процентах. Определяется по формуле:
R = × 100
где R – рентабельность; П – прибыль; С – себестоимость
Отношение расчётной (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств, также выражаемое в процентах. Определяется по формуле
R = × 100
где R – рентабельность; П – чистая прибыль; ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов; ОС – среднегодовой остаток оборотных средств.
Используются следующие показатели рентабельности:
1. Рентабельность производственных фондов – рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости ОФ и нормируемых оборотных средств.
2. Рентабельность продукции. Рассчитывается по всей реализованной продукции и по отдельным её видам. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации товарной продукции к её полной себестоимости.
3. Рентабельность вложений в предприятие - определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчёте используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу (отражающему состояние ресурсов в денежном виде). Кроме прибыли, при расчёте рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 руб. вложений в имущество предприятия.
4. Рентабельность собственных средств предприятия – определяется как отношение чистой прибыли к его собственным средствам.
5. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений – рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объёму долгосрочных финансовых вложений.
Повышения уровня рентабельности можно добиться следующими путями:
- увеличением оптовых цен в результате повышения качества продукции;
- снижением себестоимости (для материалоёмких отраслей промышленности – за счёт экономии материальных ресурсов; для трудоёмких – за счёт роста производительности труда; для фондоёмких – путём улучшения использования основных производственных фондов)
- увеличением объёма производства за счёт внутри производственных резервов без привлечения дополнительных внутрипроизводственных резервов без привлечения дополнительных капитальных вложений для расширения производства;
- переходом к выпуску более конкурентоспособной продукции, что приведёт к увеличению прибыли и соответственно к повышению уровня рентабельности;
- улучшением использования основных производственных фондов и оборотных средств. Так как их стоимость находится в обратно пропорциональной зависимости от рентабельности, то сокращение производственных фондов ведёт не только к увеличению рентабельности, но и к росту прибыли.
В заключение следует отметить, что рентабельность – очень важный экономический показатель функционирования предприятия любой формы собственности и размера. Поэтому повышение рентабельности – одна из главных целей, к которой стремится каждый производитель.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРАЛА (15 мин).
Закрепление полученных знаний и умений в виде решения задач.
Для решения задач в группах учащимся раздаются бланки – задания: каждый участник команды в ходе решения своей задачи должен проанализировать результаты маркетингового исследования по внедрению нового продукта на рынок и записать результаты в бланк; главный эксперт в группе выделяет самый рентабельный продукт и отображает рентабельность на диаграмме. Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается выполнить тестовое задание по вариантам. Правильность выполнения тестовых заданий учащиеся проверяют самостоятельно, предварительно обмениваясь выполненными заданиями
Задачи приведены ниже.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин).
Оценка работы студентов на занятии. Все поставленные оценки необходимо прокомментировать.
Замечания по уроку
ВЫДАЧА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Используя конспект лекции составить таблицу «Виды рентабельности».
Условие задач
Вариант 1: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц |
Выпуск и реализация продукции (шт.) |
Выручка (руб.) |
Себестоимость единицы продукции |
Прибыль на единицу продукции (руб.) |
Рентабельность |
Общая прибыль от реализации продукции (руб.) |
|
Себестоимость |
в том числе вновь созданная стоимость |
||||||
480 |
200 |
|
386 |
198 |
|
|
|
543 |
350 |
|
475 |
215 |
|
|
|
398 |
200 |
|
321 |
165 |
|
|
|
571 |
100 |
|
506 |
274 |
|
|
|
Вариант 2: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц |
Выпуск и реализация продукции (шт.) |
Выручка (руб.) |
Себестоимость единицы продукции |
Прибыль на единицу продукции (руб.) |
Рентабельность |
Общая прибыль от реализации продукции (руб.) |
|
Себестоимость |
в том числе вновь созданная стоимость |
||||||
1240 |
300 |
|
1110 |
645 |
|
|
|
1375 |
280 |
|
984 |
710 |
|
|
|
1596 |
350 |
|
1163 |
540 |
|
|
|
1644 |
360 |
|
1214 |
850 |
|
|
|
Вариант 3: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц |
Выпуск и реализация продукции (шт.) |
Выручка (руб.) |
Себестоимость единицы продукции |
Прибыль на единицу продукции (руб.) |
Рентабельность |
Общая прибыль от реализации продукции (руб.) |
|
Себестоимость |
в том числе вновь созданная стоимость |
||||||
2340 |
270 |
|
1980 |
1170 |
|
|
|
1980 |
250 |
|
1650 |
993 |
|
|
|
2130 |
230 |
|
1680 |
1080 |
|
|
|
2250 |
280 |
|
1870 |
1540 |
|
|
|
Вариант 4: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц |
Выпуск и реализация продукции (шт.) |
Выручка (руб.) |
Себестоимость единицы продукции |
Прибыль на единицу продукции (руб.) |
Рентабельность |
Общая прибыль от реализации продукции (руб.) |
|
Себестоимость |
в том числе вновь созданная стоимость |
||||||
1640 |
220 |
|
1280 |
960 |
|
|
|
1280 |
260 |
|
1002 |
770 |
|
|
|
1370 |
320 |
|
1109 |
650 |
|
|
|
1550 |
330 |
|
1190 |
740 |
|
|
|
Вариант 5: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.) Ц |
Выпуск и реализация продукции (шт.) |
Выручка (руб.) |
Себестоимость единицы продукции |
Прибыль на единицу продукции (руб.) |
Рентабельность |
Общая прибыль от реализации продукции (руб.) |
|
Себестоимость |
в том числе вновь созданная стоимость |
||||||
2360 |
280 |
|
1820 |
1390 |
|
|
|
2180 |
260 |
|
1710 |
1280 |
|
|
|
2270 |
240 |
|
1740 |
1150 |
|
|
|
2450 |
220 |
|
2090 |
1510 |
|
|
|
Вариант 6: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц |
Выпуск и реализация продукции (шт.) |
Выручка (руб.) |
Себестоимость единицы продукции |
Прибыль на единицу продукции (руб.) |
Рентабельность |
Общая прибыль от реализации продукции (руб.) |
|
Себестоимость |
в том числе вновь созданная стоимость |
||||||
1460 |
260 |
|
1190 |
740 |
|
|
|
1370 |
270 |
|
1050 |
821 |
|
|
|
1550 |
230 |
|
1224 |
935 |
|
|
|
1820 |
220 |
|
1389 |
984 |
|
|
|
Для объяснения алгоритма решения задач по расчёту возможной прибыли (убытка) используются слайды на интерактивной доске. Алгоритм решения задачи:
1. Определяется выручка от реализации партии товара:
Ц × К = 1367×100 = 136700
2. Определяется прибыль по формуле: П = Ц – (С + 0,18×В)
П = 1367 – (1108 + 0,18×682) = 1367 – (1108 + 122.76) = 136.24
3. Определяется рентабельность продукции по формуле:
R = П/С × 100 = 136.24/1108 × 100 = 12,3%
4. Определяется прибыль от реализации
П ×К = 13624 (руб.)
Вариант 1: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.)
Ц |
Выпуск и реализация продукции (шт.) |
Выручка (руб.) |
Себестоимость единицы продукции |
Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.) |
Рентабель-ность |
Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.) |
|
Себестои-мость |
В том числе вновь созданная стоимость |
||||||
480 |
200 |
96000 |
386 |
198 |
58.36 |
15,1 |
11672 |
543 |
350 |
190050 |
475 |
215 |
29.30 |
6,2 |
10255 |
398 |
200 |
79600 |
321 |
165 |
47.30 |
14,7 |
9460 |
571 |
100 |
57100 |
506 |
274 |
15.68 |
3,15 |
1568 |
Вариант 2: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.) Ц |
Выпуск и реализация продукции (шт.) |
Выручка (руб.) |
Себестоимость единицы продукции |
Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.) |
Рентабель-ность |
Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.) |
|
Себестои-мость |
В том числе вновь созданная стоимость |
||||||
1240 |
300 |
372000 |
1110 |
645 |
13.90 |
1,3 |
4170 |
1375 |
280 |
385000 |
984 |
710 |
263.2 |
26,7 |
385000 |
1596 |
350 |
5493600 |
1163 |
540 |
335.80 |
28,9 |
117530 |
1644 |
360 |
591840 |
1214 |
850 |
277 |
22,8 |
99720 |
Вариант 3: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.) Ц |
Выпуск и реализация продукции (шт.) |
Выручка (руб.) |
Себестоимость единицы продукции |
Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.) |
Рентабель-ность |
Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.) |
|
Себестои-мость |
В том числе вновь созданная стоимость |
||||||
2340 |
270 |
631800 |
1980 |
1170 |
149.40 |
7,5 |
40338 |
1980 |
250 |
495000 |
1650 |
993 |
151.26 |
9,2 |
37815 |
2130 |
230 |
489900 |
1680 |
1080 |
255.60 |
15,2 |
58788 |
2250 |
280 |
630000 |
1870 |
1540 |
102.80 |
5,5 |
28784 |
Вариант 4: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.) Ц |
Выпуск и реализация продукции (шт.) |
Выручка (руб.) |
Себестоимость единицы продукции |
Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.) |
Рентабель-ность |
Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.) |
|
Себестои-мость |
В том числе вновь созданная стоимость |
||||||
1640 |
220 |
360800 |
1280 |
960 |
187.20 |
14,6 |
41184 |
1280 |
260 |
358800 |
1002 |
770 |
139.40 |
13,9 |
36244 |
1370 |
320 |
438400 |
1109 |
650 |
144.00 |
13,0 |
46080 |
1550 |
330 |
511500 |
1190 |
740 |
226.80 |
19,05 |
74844 |
5 вариант: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.) Ц |
Выпуск и реализация продукции (шт.) |
Выручка (руб.) |
Себестоимость единицы продукции |
Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.) |
Рентабель-ность |
Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.) |
|
Себестои-мость |
В том числе вновь созданная стоимость |
||||||
2360 |
280 |
660800 |
1820 |
1390 |
289.80 |
15,9 |
81114 |
2180 |
260 |
730600 |
1710 |
1280 |
239.60 |
14,1 |
62296 |
2270 |
240 |
544800 |
1740 |
1150 |
323.00 |
18,6 |
77520 |
2450 |
220 |
539000 |
2090 |
1510 |
88.20 |
4,2 |
19404 |
Вариант 6: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции
Стоимость единицы продукции (руб.) Ц |
Выпуск и реализация продукции (шт.) |
Выручка (руб.) |
Себестоимость единицы продукции |
Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.) |
Рентабель-ность |
Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.) |
|
Себестои-мость |
В том числе вновь созданная стоимость |
||||||
1460 |
260 |
379600 |
1190 |
740 |
136.80 |
11,5 |
35568.00 |
1370 |
270 |
369900 |
1050 |
821 |
162.22 |
15,4 |
43799.40 |
1550 |
230 |
356500 |
1224 |
935 |
157.70 |
12,9 |
36271.00 |
1820 |
220 |
400400 |
1389 |
984 |
253.88 |
18,3 |
55853.60 |
Вариант 1
1. Какой показатель себестоимости входит в понятие «вновь созданная стоимость»:
а) фонд оплаты труда;
б) стоимость основных материалов;
в) стоимость вспомогательных материалов.
2. Понятие «балансовая прибыль предприятия» включает:
а) выручку, полученную от реализации продукции;
б) выручку от реализации продукции за вычетом акцизов;
в) прибыль от реализации продукции и внереализационные доходы (расходы).
3. В понятие «рентабельность предприятия» входят:
а) получаемая предприятием прибыль;
б) отношение расчётной прибыли к средней стоимости ОФ и ОС;
в) отношение прибыли к цене изделия.
4. Понятие «расчётная прибыль» включает в себя:
а) выручку, полученную от реализации;
б) балансовую прибыль за вычетом налогов и первоочередных платежей;
в) затраты на производство реализованной продукции.
5. Что входит в понятие «внереализационные операции»
а) полученные (уплаченные) штрафы и неустойки;
б) списание безнадёжных долгов;
в) и то, и другое .
Вариант 2
1. Какой показатель себестоимости входит в понятие «материальные затраты»:
а) фонд оплаты труда;
б) стоимость основных материалов;
в) единый социальный налог.
2. Понятие «прибыль от реализации продукции» включает в себя:
а) выручку, полученную от реализации продукции;
б) затраты на производство реализованной продукции;
в) разность между объёмом реализованной продукции (без НДС и акциза) и себестоимостью
3. Рентабельность продукции определяется:
а) отношением балансовой прибыли к объёму реализованной продукции;
б) отношением прибыли к себестоимости продукции;
в) отношением балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия.
4. Какая прибыль лежит в основе рентабельности предприятия:
а) расчётная прибыль;
б) балансовая прибыль;
в) прибыль от реализации.
5. Факторами повышения рентабельности производства являются:
а) совершенствование организации труда и производства;
б) рост числа работающих;
в) рост объёма потребляемого сырья.
1 |
2 |
||
1 |
а |
1 |
б |
2 |
в |
2 |
в |
3 |
б |
3 |
б |
4 |
б |
4 |
а |
5 |
в |
5 |
а |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Котерова Н.П. Экономика организации: учебник для студ. СПО- 8-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 288с.
- Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 208 с.
- Жиделёва В.В.. Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие; 2-е изд., перераб. и доп., - М.: ИНФРА – М, 2002. – 133с.