Урок "Важнейшие бинарные соединения". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


УМК О.С. Габриеляна «Химия-8»

Тип урока: обобщение и систематизация полученных ранее знаний.

Цели урока:

Личностные

  • создание условий для раскрытия личности ученика;
  • способности к творческому сотрудничеству и саморазвитию;

Метапредметные

  • умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • умения строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Предметные

  • умения определять последовательность действий;
  • умения преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;
  • умение сопровождать свое выступление графическим сопровождением;
  • умение представлять информацию в сжатой форме.

Ход урока

Этапы урока

Основные дидактические задачи этапа

Приёмы и виды заданий для активизации УУД различных блоков

Примерное время

1. Организационный момент (мотивация к деятельности)

Подготовка учащихся к работе.

Мотивация на учебную деятельность (Л 2).

Готовность к учебному сотрудничеству (Л 7).

Фронтальная работа с классом.

2 мин.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Настроить учащихся на работу в группах. Вспомнить учебный материал пройденных уроков в сжатой форме, при помощи фронтальной беседы. При необходимости, ликвидировать возникшие затруднения и вопросы.

Умения осуществлять целеполагание (МР 1).

Умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (МР 2).

Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами (МР 3). Умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность (МК 9). Умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (МК 10). Умения строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы (МП 6).

Фронтальная работа с классом, затем индивидуальная работа с каждой группой учащихся.

4 мин.

3. Закрепление изученного ранее материала (проговаривание вслух); осмысление материала; проведение коррекции знаний учащихся

 

 

Обеспечить закрепление и углубление знаний и способов деятельности, необходимых для самостоятельной работы и саморазвития учащихся; обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала.

Умения определить причины успеха/неуспеха решения учебной задачи (МР 4). Умения строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы (МП 6). Умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общее решение на основе согласования позиций (МК 9). Умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (МК 10). Умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (МР 4). Владение навыками самоконтроля и самооценки (МР 5). Готовность к сотрудничеству, умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации (Л 7).

Фронтальная работа с классом, а также с группами учащихся.

25 мин.

4. Экспресс-диагностика

 

Закрепление полученных ранее знаний, посредством мониторинга знаний.

Владение навыками самоконтроля и самооценки (МР 5). Умения определять последовательность действий (МР 1). Умения преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач (МП 7).

Индивидуальная работа учащихся в каждой и групп.

12 мин.

5. Итог урока (рефлексия деятельности)

 

Подведение итогов урока и осуществление рефлексии в группах и каждого учащегося в отдельности.

Владение навыками самоконтроля и самооценки (МР 5).

Фронтальная работа с классом; сопровождающаяся индивидуальным выводом каждой из групп и каждого учащегося.

2 мин.

 

Содержание приёмов и заданий , обуславливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока и описание методики их применения.

Этапы урока

Приёмы и виды заданий для активизации УУД различных блоков

1. Организационный момент (мотивация к деятельности)

  1. Приветствие.
  2. Учитель отмечает отсутствующих на уроке.
  3. Учащиеся готовятся к уроку и рассаживаются по группам (по 4–5 человек). Предварительно учащиеся выбирают капитанов своих групп. Рассадка учащихся по группам производится таким образом, чтобы к каждой группе был хотя бы один сильный и слабоуспевающий учащийся.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Учитель задает вопросы 4 группам:

  1. Какие элементы мы с Вами изучили?
  2. Какие основные свойства этих элементов мы рассматривали?

На основе поставленных вопросов учащиеся самостоятельно формулируют цель урока.

Учитель раздает капитанам команд задание (4 конверта).

3. Закрепление изученного ранее материала (проговаривание вслух); осмысление материала; проведение коррекции знаний учащихся

 

Учащиеся каждой из групп работают над своими заданиями.

Задание (I группа).

Для химических соединений состава: K2S, Al2O3 и Na2O, содержащих в своем составе металлы и неметаллы, найдите:

А) Значение молекулярной массы соединений;
Б) Значение относительной молекулярной массы соединений;
В) Массовые доли элементов-металлов в соединении.

Один участник выполняет задание у доски с записью всех необходимых формул и хода решения (расчет одного соединения на выбор).

Задание (II группа).

  1. Выберете карточки с элементами – неметаллами, назовите их и запишите в тетрадь.
  2. Выберете карточки, которые характеризуют элементы-неметаллы с точки зрения их физических свойств.
  3. Для выбранных Вами элементов-неметаллов, напишите в тетради их агрегатное состояние.

Задание (III группа).

  1. Приведите пример трех элементов – металлов (кроме Al и Li), назовите их и запишите в тетрадь.
  2. Выберете карточки, которые характеризуют элементы-металлы с точки зрения их физических свойств.
  3. Для элементов Al и Li напишите:
    А) Символ химического элемента;
    Б) Заряд ядра и массовое число;
    В) Число энергетических уровней и распределение электронов по ним;
    Г) Распределение электронов по ячейкам;
    Д) Тонкую электронную структуру.

Один участник выполняет задание у доски с записью всех необходимых формул и хода решения (расчет одного элемента на выбор).

 Задание (IV группа).

  1. Выберите карточки и разделите их.
  2. Одни карточки, которые характеризуют особенности элементов-металлов, другие карточки, которые характеризуют особенности элементов-неметаллов и запишите данные особенности в тетрадь.

После того, как учащиеся выполнили задание, идет проверка выполненных заданий.

4. Экспресс-диагностика

Самостоятельная работа.

Вариант 1

  1. Запишите символы трех любых металлов. Назовите их.
  2. Перечислите основные физические свойства металлов.
  3. Запишите номера групп главных подгрупп, в которых находятся металлы и тип химической связи, который для них характерен?

Вариант 2

  1. Запишите символы трех любых неметаллов. Назовите их.
  2. Для элемента кислорода напишите: число энергетических уровней, распределение электронов по ячейкам, тонкую электронную структуру, заряд ядра и массовое число.

5. Итог урока (рефлексия деятельности)

Учитель совместно с учащимися подводит итог урока. Учащиеся самостоятельно анализируют работу своих групп и свою индивидуальную работу в ходе урока; записывают на обратной стороне своих самостоятельных работ, что получилось и не получилось у них (с указанием причин неудач).