Креативно-интеллектуальный тренинг для детей младшего школьного возраста "Учись мыслить" (мастер-класс)

Разделы: Начальная школа


Форма – мастер-класс

Время – 30 минут

Участники: 10-15 человек

Цель: познакомить коллег с упражнениями креативно-интеллектуального тренинга для интеллектуального и творческого развития детей младшего школьного возраста

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1. Мотивация к деятельности

- Добрый день, уважаемые коллеги. Все мы прекрасно знаем, что младшие школьники очень любят играть. Именно игра позволяет им легко и быстро усвоить не только учебный материал, но и научиться быть внимательными, логично думать рассуждать, доказывать, изобретать, фантазировать и запоминать. Главное чтобы игра была интересной и посильной для ребёнка. Особенно азартно игры проходят, когда у ребёнка есть возможность посоревноваться, если не с другими детьми, то хотя бы с самим собой. Существует огромное количество интеллектуальных и творческих игр. Все они представляют собой элементы единой системы тренировки интеллектуальных и творческих способностей детей, которая сокращённо называется “КИТ” (креативно-интеллектуальный тренинг). В основе КИТа для детей 7 – 10 лет лежат современные психологические и педагогические исследования многих учёных. Способствуя развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, КИТ помогает решить и другую задачу – сформировать у младших школьников потребность в умственной работе, в интеллектуальной и творческой активности. Сегодня мы поговорим о тренировке умственных способностей детей, вернее – интеллекта. (Слайд 1)

“Интеллект – по определению английского писателя Дугласа Адамса – это способность смотреть на вещи с разных точек зрения и при этом окончательно не потерять связи с реальностью”.

- А какое определение интеллекта дали бы вы? Что такое интеллект?

(ответы педагогов)

- Может ли человек развивать свой интеллект? Что для этого необходимо? (ответы педагогов) (Слайд 2)

Действительно интеллект нуждается в постоянной тренировке. И сделать это можно в виде игр и творческих заданий. Готовы ли вы заняться тренировкой своего интеллекта?

В ходе нашей тренировки вам необходимо заполнить лист самооценки. (Приложение 1)

- Рассмотрите его, всё ли вам понятно?

2. Разминка (7-10 мин.)

Одной из составляющих интеллекта вы назвали память и внимание. Есть замечательное упражнение, которое направлено на тренировку памяти, внимания и совместную работу полушарий головного мозга. Это упражнение называется “Юлий Цезарь”.

Упражнение 1 “Юлий Цезарь” (Слайд 3)

(Работа в командах)

Участники делятся на две команды и после команды “начали”, поочередно выполняют одно действие двигательное (Например – приседание или прыжки на одной ноге) и одно – умственное (Например – счет до 50, обратный счет, таблица умножения и т.д.). Действия выполняются одновременно. Команды соревнуются: кто быстрее закончит упражнение, возможны подсказки своему игроку членами команды.

Вариант:

  • 1 участник команды: приседания и таблица умножения на 2
  • 2 участник команды: приседания и таблица умножения на 3
  • 3 участник команды: приседания и таблица умножения на 4
  • 4 участник команды: приседания и таблица умножения на 5
  • 5 участник команды: приседания и таблица умножения на 6

Для того чтобы развить логическое мышление и способности действовать в уме очень полезно решать головоломки, отгадывать ребусы.

Упражнение 2 “Ребусы” (Слайд 4)

(Индивидуальная работа)

(Рисунок 1, при необходимости, ознакомить с правилами)

Рисунок 1

Проверьте и оцените выполнение этого упражнения.

3. Основная часть

Упражнение 3 “Головоломки со спичками” (Слайд 6)

(Работа в парах)

(ограничить по времени, не более 5 мин.)

Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, способности перегруппировать элементы объекта, умению планировать свои действия в уме, а также сообразительности. Для работы нам потребуются спички, но помните, что спички – это не игрушка.

Задания могут быть разные: сложить из определенного количества спичек заданную фигуру - слово или цифру; преобразовать исходную фигуру в одну или несколько заданных и др. По правилам игры перекладывать спички можно только для демонстрации уже найденного решения. По ходу решения этого делать нельзя. Поиск решения надо осуществлять в уме.

  1. Как из двух спичек получить десять, не ломая их.
  2. Нельзя ли из трех спичек сделать шесть, не ломая их.
  3. К разложенным на столе четырем спичкам прибавьте еще пять спичек так, чтобы получилось сто.
  4. Три спички вертикально расположены на столе. Как удалить среднюю спичку из середины, не трогая ее.
  5. Переложите две спички так, чтобы листочки, находящиеся около ручки совочка, оказались внутри него.
  6. Из двух квадратов сделайте три треугольника.

(Задание с исходным расположением спичек прилагается).

Оцените выполнение данного задания.

Упражнение 4 “Логические задачи” (Слайд 13)

(Индивидуальная работа) (2-3 мин.)

Упражнение на умение рассуждать, умение отвлекаться от второстепенных условий задачи и сосредоточиться на главном. Способствует развитию логического мышления и сообразительности.

  1. Три девочки – Таня, Ира, Оля пошли в магазин. По дороге они нашли 5 копеек. Сколько бы денег нашла Таня, если бы она одна пошла в магазин?
    (Ответ – 5 копеек)
  2. Папа купил 4 шара красного и жёлтого цвета. Красных шаров было больше, чем жёлтых. Сколько шаров каждого цвета купил папа?
    (Ответ – 3 красных и 1 жёлтый)
  3. Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько часов сварятся 2 кг мяса?
    (Ответ – 1 час)
  4. Шла баба в Киев и повстречала 3-х мужиков. Каждый из них нес по мешку, а в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Киев?
    (Ответ – одна баба)
  5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
    (Ответ – 50 пальцев)
  6. Что тяжелее: килограмм ваты или полкилограмма гвоздей?
    (Ответ – килограмм ваты)
  7. Вы заходите в темную комнату. В ней есть свеча и керосиновая лампа. Что Вы зажжете в первую очередь?
    (Ответ – спичку)
  8. У меня три сына, и у каждого из них есть сестра. Сколько у меня детей?
    (Ответ – четверо детей)
  9. Сколько концов у 3-х палок? А у пяти? А у пяти с половиной?
    (Ответ – 6 концов; 10 концов; 12 концов – у пяти с половиной)
  10. Что становится легче, когда увеличивается в размерах?
    (Ответ – воздушный шарик)
  11. Чем больше берут, тем больше становится. Что это?
    (Ответ – это яма)

Не забудьте заполнить лист самооценки.

Упражнение 5 “Похожие домики” (Слайд 24)

(Работа в группах)

(Ограничить до - 5 мин)

Упражнение направлено на тренировку внимания, памяти, логического мышления. Способствует тренировке приема “сравнение”, нахождению закономерностей.

Даны шесть задач с изображением различных вариантов домиков. Все задачи разделены на три группы. Для каждой группы свое задание:

  • Для задач А и Б: найти два домика, чем-то похожих друг на друга.
  • Для задач В и Г: найти домик, чем-то похожий на два других домика.
  • Для задач Д и Е: найти домик, чем-то похожий на три других домика.

Необходимо указать не только номера домиков, но и указать, по каким признакам домики похожи.

(Задачи и ответы к ним прилагаются Приложение 2)

Все ли задачи были одинаковы по сложности? Достаточно для тренировки интеллекта решать только простые несложные задачи?

Отметьте в листе самооценки, на сколько правильно, вы выполнили это задание.

Упражнение 6 (Слайд 28)

(Работа в парах)

На основе теста американского психолога Пола Торренса предлагаю выполнить вам упражнение на развитие творческого мышления и фантазии, умение создавать новые идеи.

Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок. Качество рисунков не столь важно, важны - идеи.

(Бланк теста прилагается Рисунок 2)

Рисунок 2

- Кто хочет рассказать, какие идеи вас посетили? (Ответы педагогов)

- Оцените свою работу.

4. Рефлексия (3–5 мин.)

- Давайте подведём итог нашей тренировке. В листе самооценки подсчитайте количество правильно выполненных заданий. Если вы набрали от 5 до 6 баллов – вы здорово потренировались, если ваш результат от 3 до 4 баллов ваша работа заслуживает оценки хорошо, если у вас менее 3-х баллов, не расстраивайтесь, вы всё равно МОЛОДЕЦ, т.к. для любой тренировки необходима сила воли, желание, а оно у вас сегодня было.

(Вручаются наклейки)

  • Сегодня на занятии я узнал.....
  • У меня хорошо получилось....
  • Мне ещё необходимо.....

Мастер-класс сопровождается презентацией (Приложение 3)

Список литературы.

1. Барташников, А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить / А. А. Барташников, И. А. Барташникова. – Харьков: Фолио, 1998.

2. Барташников А.А., Барташникова И.А., Учись играя/ А.А. Барташников, И.А. Барташникова. . – Харьков: Фолио, Серия: Для пап и мам

3. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.

4. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997