Форма – мастер-класс
Время – 30 минут
Участники: 10-15 человек
Цель: познакомить коллег с упражнениями креативно-интеллектуального тренинга для интеллектуального и творческого развития детей младшего школьного возраста
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
1. Мотивация к деятельности
- Добрый день, уважаемые коллеги. Все мы прекрасно знаем, что младшие школьники очень любят играть. Именно игра позволяет им легко и быстро усвоить не только учебный материал, но и научиться быть внимательными, логично думать рассуждать, доказывать, изобретать, фантазировать и запоминать. Главное чтобы игра была интересной и посильной для ребёнка. Особенно азартно игры проходят, когда у ребёнка есть возможность посоревноваться, если не с другими детьми, то хотя бы с самим собой. Существует огромное количество интеллектуальных и творческих игр. Все они представляют собой элементы единой системы тренировки интеллектуальных и творческих способностей детей, которая сокращённо называется “КИТ” (креативно-интеллектуальный тренинг). В основе КИТа для детей 7 – 10 лет лежат современные психологические и педагогические исследования многих учёных. Способствуя развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, КИТ помогает решить и другую задачу – сформировать у младших школьников потребность в умственной работе, в интеллектуальной и творческой активности. Сегодня мы поговорим о тренировке умственных способностей детей, вернее – интеллекта. (Слайд 1)
“Интеллект – по определению английского писателя Дугласа Адамса – это способность смотреть на вещи с разных точек зрения и при этом окончательно не потерять связи с реальностью”.
- А какое определение интеллекта дали бы вы? Что такое интеллект?
(ответы педагогов)
- Может ли человек развивать свой интеллект? Что для этого необходимо? (ответы педагогов) (Слайд 2)
Действительно интеллект нуждается в постоянной тренировке. И сделать это можно в виде игр и творческих заданий. Готовы ли вы заняться тренировкой своего интеллекта?
В ходе нашей тренировки вам необходимо заполнить лист самооценки. (Приложение 1)
- Рассмотрите его, всё ли вам понятно?
2. Разминка (7-10 мин.)
Одной из составляющих интеллекта вы назвали память и внимание. Есть замечательное упражнение, которое направлено на тренировку памяти, внимания и совместную работу полушарий головного мозга. Это упражнение называется “Юлий Цезарь”.
Упражнение 1 “Юлий Цезарь” (Слайд 3)
(Работа в командах)
Участники делятся на две команды и после команды “начали”, поочередно выполняют одно действие двигательное (Например – приседание или прыжки на одной ноге) и одно – умственное (Например – счет до 50, обратный счет, таблица умножения и т.д.). Действия выполняются одновременно. Команды соревнуются: кто быстрее закончит упражнение, возможны подсказки своему игроку членами команды.
Вариант:
- 1 участник команды: приседания и таблица умножения на 2
- 2 участник команды: приседания и таблица умножения на 3
- 3 участник команды: приседания и таблица умножения на 4
- 4 участник команды: приседания и таблица умножения на 5
- 5 участник команды: приседания и таблица умножения на 6
Для того чтобы развить логическое мышление и способности действовать в уме очень полезно решать головоломки, отгадывать ребусы.
Упражнение 2 “Ребусы” (Слайд 4)
(Индивидуальная работа)
(Рисунок 1, при необходимости, ознакомить с правилами)
Рисунок 1
Проверьте и оцените выполнение этого упражнения.
3. Основная часть
Упражнение 3 “Головоломки со спичками” (Слайд 6)
(Работа в парах)
(ограничить по времени, не более 5 мин.)
Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, способности перегруппировать элементы объекта, умению планировать свои действия в уме, а также сообразительности. Для работы нам потребуются спички, но помните, что спички – это не игрушка.
Задания могут быть разные: сложить из определенного количества спичек заданную фигуру - слово или цифру; преобразовать исходную фигуру в одну или несколько заданных и др. По правилам игры перекладывать спички можно только для демонстрации уже найденного решения. По ходу решения этого делать нельзя. Поиск решения надо осуществлять в уме.
- Как из двух спичек получить десять, не ломая их.
- Нельзя ли из трех спичек сделать шесть, не ломая их.
- К разложенным на столе четырем спичкам прибавьте еще пять спичек так, чтобы получилось сто.
- Три спички вертикально расположены на столе. Как удалить среднюю спичку из середины, не трогая ее.
- Переложите две спички так, чтобы листочки, находящиеся около ручки совочка, оказались внутри него.
- Из двух квадратов сделайте три треугольника.
(Задание с исходным расположением спичек прилагается).
Оцените выполнение данного задания.
Упражнение 4 “Логические задачи” (Слайд 13)
(Индивидуальная работа) (2-3 мин.)
Упражнение на умение рассуждать, умение отвлекаться от второстепенных условий задачи и сосредоточиться на главном. Способствует развитию логического мышления и сообразительности.
- Три девочки – Таня, Ира, Оля пошли в магазин. По
дороге они нашли 5 копеек. Сколько бы денег нашла
Таня, если бы она одна пошла в магазин?
(Ответ – 5 копеек) - Папа купил 4 шара красного и жёлтого цвета.
Красных шаров было больше, чем жёлтых. Сколько
шаров каждого цвета купил папа?
(Ответ – 3 красных и 1 жёлтый) - Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За
сколько часов сварятся 2 кг мяса?
(Ответ – 1 час) - Шла баба в Киев и повстречала 3-х мужиков. Каждый
из них нес по мешку, а в каждом мешке по коту.
Сколько существ направлялось в Киев?
(Ответ – одна баба) - На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
(Ответ – 50 пальцев) - Что тяжелее: килограмм ваты или полкилограмма
гвоздей?
(Ответ – килограмм ваты) - Вы заходите в темную комнату. В ней есть свеча и
керосиновая лампа. Что Вы зажжете в первую
очередь?
(Ответ – спичку) - У меня три сына, и у каждого из них есть сестра.
Сколько у меня детей?
(Ответ – четверо детей) - Сколько концов у 3-х палок? А у пяти? А у пяти с
половиной?
(Ответ – 6 концов; 10 концов; 12 концов – у пяти с половиной) - Что становится легче, когда увеличивается в
размерах?
(Ответ – воздушный шарик) - Чем больше берут, тем больше становится. Что это?
(Ответ – это яма)
Не забудьте заполнить лист самооценки.
Упражнение 5 “Похожие домики” (Слайд 24)
(Работа в группах)
(Ограничить до - 5 мин)
Упражнение направлено на тренировку внимания, памяти, логического мышления. Способствует тренировке приема “сравнение”, нахождению закономерностей.
Даны шесть задач с изображением различных вариантов домиков. Все задачи разделены на три группы. Для каждой группы свое задание:
- Для задач А и Б: найти два домика, чем-то похожих друг на друга.
- Для задач В и Г: найти домик, чем-то похожий на два других домика.
- Для задач Д и Е: найти домик, чем-то похожий на три других домика.
Необходимо указать не только номера домиков, но и указать, по каким признакам домики похожи.
(Задачи и ответы к ним прилагаются Приложение 2)
Все ли задачи были одинаковы по сложности? Достаточно для тренировки интеллекта решать только простые несложные задачи?
Отметьте в листе самооценки, на сколько правильно, вы выполнили это задание.
Упражнение 6 (Слайд 28)
(Работа в парах)
На основе теста американского психолога Пола Торренса предлагаю выполнить вам упражнение на развитие творческого мышления и фантазии, умение создавать новые идеи.
Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок. Качество рисунков не столь важно, важны - идеи.
(Бланк теста прилагается Рисунок 2)
Рисунок 2
- Кто хочет рассказать, какие идеи вас посетили? (Ответы педагогов)
- Оцените свою работу.
4. Рефлексия (3–5 мин.)
- Давайте подведём итог нашей тренировке. В листе самооценки подсчитайте количество правильно выполненных заданий. Если вы набрали от 5 до 6 баллов – вы здорово потренировались, если ваш результат от 3 до 4 баллов ваша работа заслуживает оценки хорошо, если у вас менее 3-х баллов, не расстраивайтесь, вы всё равно МОЛОДЕЦ, т.к. для любой тренировки необходима сила воли, желание, а оно у вас сегодня было.
(Вручаются наклейки)
- Сегодня на занятии я узнал.....
- У меня хорошо получилось....
- Мне ещё необходимо.....
Мастер-класс сопровождается презентацией (Приложение 3)
Список литературы.
1. Барташников, А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить / А. А. Барташников, И. А. Барташникова. – Харьков: Фолио, 1998.
2. Барташников А.А., Барташникова И.А., Учись играя/ А.А. Барташников, И.А. Барташникова. . – Харьков: Фолио, Серия: Для пап и мам
3. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001.
4. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997