Тип урока: урок решения практических задач.
Планируемые результаты:
- Личностные: Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; воспитание позитивного отношения к предмету
- Метапредметные: Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- Предметные: Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (рациональные числа, действия с рациональными числами), формирование навыков применения полученных знаний на практике;
Цель: Создание условий для овладения математическими знаниями и умениями (выполнение действий с рациональными числами), необходимыми для продолжения обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Ход урока
Я хочу рассказать Вам сказку
“Жил на свете богач, очень богатый богач, самый богатый на земле, но все ему казалось, что он еще недостаточно богат.
И вот однажды пришел к этому самому богатому богачу самый бедный бедняк на свете и сказал:
– О, господин! Сияние твоих сокровищ слепит глаза. И все-таки у меня есть способ умножить твое богатство. А заодно и свое.
Богач прямо затрясся от жадности:
– Чего ты стоишь? Умножай скорее!
– А ты не будешь на меня в обиде? – опасливо спросил бедняк.
– Да ты что! Ведь ты хочешь умножить мое богатство!
– Конечно, умножить, – подтвердил бедняк.
– Так умножай, и дело с концом! – закричал богач, теряя терпение.
– Быть по-твоему, – ответил тот. – Раз, два, три! Готово!
Богач бросился к своим сундукам да как закричит:
– Что ты наделал, негодный?! Ты меня разорил! Где мое золото? Где алмазы? Где жемчуга?
– Были у тебя, теперь они у меня, – сказал бедняк.– Ведь ты же сам просил меня умножить! Я и умножил.″
Создание проблемной ситуации.
- Как вы думаете, почему так получилось?
- Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? (умножение)
- А вы знаете, как выполняется умножение чисел? (да)
- А какие другие действия с рациональными числами Вы знаете? (сложение и вычитание)
- Мы уже знаем три действия (сложение, вычитание, умножение) действий с рациональными числами, скажите, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
- Сформулируйте тему урока
Тема нашего урока: «Действия с рациональными числами» (слайд 2)
И как Вы правильно сказали, сегодня на уроке мы будем выполнять действия (сложение, вычитание, умножение) с рациональными числами.
В тетрадях обучающиеся записывают число, тему урока.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
(Алексей Плещеев)
На нашей классной доске – дерево! Необычное дерево на нем всего 4 ветки и много листьев. Как Вы думаете, как нужно назвать ветки?
Правильно, Сложение, вычитание, умножение, деление.
Оденем дерево листвою, а для это решим примеры устно! (Листья прикреплены в разных местах, так, чтобы примеры не было видно). (Приложение 1).
Объясним, почему получился такой ответ и почему вы его определили на выбранную Вами ветку.
Молодцы!
А верите ли Вы, что … (слайд 3, 4)
- Что впервые отрицательные числа стали применять в Китае в III веке, но разрешено их было использовать только в исключительных случаях, так их считали беcсмыслецей (да)
- Положительные количества в китайской математике называли «фу», а отрицательные «чен» (нет, наоборот). Их изображали разными цветами: «чен» - красным, «фу» - черным. Такой способ изображения использовался в Китае до середины XII столетия
- Индийский математик Брахмагупта излагал правила сложения и вычитания: «имущество и имущество есть имущество, сумма двух долгов есть долг; сумма имущества и нуля есть имущество; сумма двух нулей есть нуль… Долг, который отнимают от нуля, становится имуществом, а имущество – долгом». (Да)
- В Европе отрицательными числами начали пользоваться еще в III-V веках. (нет)
В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII–XIII вв., но до XVI в. большинство ученых считали их «ложными», «мнимыми» или «абсурдными», в отличие от положительных чисел – «истинных»
- Французский математик, физик и философ Рене Декарт. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую. (1637 г.)
- Что в Пермском крае два заповедника? (Да)
Заповедник «Басеги», основан в 1991 году, «Вишерский», основан в 1991 году.
Давайте определим высоту над уровнем моря известной горы Ослянка (Слайд 5), которая находится в заповеднике «Басеги», для этого поднимемся на гору, по вариантам поднимемся на гору и выполним цепочки вычислений (в тетрадях). Действительно высота горы Ослянка 1119 метров.
Возьмите зеленые карточки с заданием и определите названия животных или птиц, проживающих в Пермском крае, или название растений, произрастающих в Пермском крае. (Приложение 2), (слайд 6). Выполните вычисления и соотнесите букву с ответом. Вычисления выполняем в тетради. Одна карточка на парте - выполняем работу в парах.
Прочитайте названия животных, птиц, растений, которые у Вас получились?
Беркут, выхухоль, квакша, астрагал, вероника, адонис.
Беркут (слайд 7) - Самый крупный орел региона: длина тела более 90 см, размах крыльев до 2,5 м. У взрослых окраска темно-бурая, от других орлов отличается охристыми или золотисто-каштановыми перьями на затылке. Взрослые особи крайне редко попадаются на глаза, но птенцы, слетевшие с гнезд, доступны для наблюдений.
Выхухоль (слайд 8) является млекопитающим семейства кротовых. Относится к классу насекомоядных. В прошлом – объект активной охоты. В настоящее время животное занесено в Красную книгу России и находится под охраной.
Выхухоль – довольно редкий реликтовый вид, эндеминый на территории России. Ранее она часто встречалась в Европе до самых Британских островов. Современный же естественный ареал выхухоли ограничивается бассейнами Волги, Днепра, Урала и Дона. Она до сих пор водится также на Украине, в Казахстане, в Беларуси и Литве.
Квакша (слайд 9) — небольшие лягушки с максимальной длиной тела 53 мм (в Европе до 60 мм). Окраска очень изменчива, может меняться буквально на глазах, в зависимости от цвета субстрата и физиологического состояния. Сверху от травянисто-зеленого до темно-серого, синеватого или бурого цвета. По бокам головы и туловища проходит темная с белой каемкой сверху полоса, которая около паховой области образует петлю. Снизу белого или желтоватого цвета. У самцов горло темное.
Квакша обыкновенная - единственная представительница отечественных земноводных, которая большую часть жизни проводит на деревьях (не зря же в переводе с латыни ее имя означает 'древесница').
Астрагал волжский (слайд 10) - многолетнее бесстебельное растение высотой 10-20 см целиком покрытое в большей или меньшей степени длинными оттопыренными волосками. Листья черешковые длиной 10-20 см, черешок листа короче пластинки, которая состоит из 15-25 пар овально-продолговатых притупленных листочков.
Вероника ненастоящая (слайд 11) - Многолетнее травянистое растение высотой от 30 до 120 см, с ползучим корневищем. Стебли прямостоячие. Листья мутовчатые или супротивные, продолговатые или ланцетные, слегка сероватые (особенно снизу) за счет короткого опушения, по краям зубчатые, остро-или двоякопильчатые, в верхней части цельнокрайные, в основании от клиновидных до слегка сердцевидных, с короткими черешками
Адонис (слайд 12) – многолетняя трава, относится к семейству Лютиковых. Растет в высоту до 60 см. Адонис вырастает весной самым первым. В растении содержится множество гликозидов, полезных для сердца. Адонис – из греческой мифологии. Горе Афродиты было так велико, что из ее слез появился – цветок. По легенде этот цветок появился из слез Афридиты, именно она любила Адониса, но он был убит
Как Вы думаете, что объединяет растения и животные, которые у Вас получились? Все эти животные, птицы, растения занесены в Красную книгу, а значит, их нужно беречь.
В Красную книгу занесены и другие растения, произрастающие в Пермском крае, животные, птицы, рыбы, проживающие в Пермском крае.
Вот лишь некоторые из них:
- Птицы - сапсан, большая выпь, большой веретенник, гагара, лебедь кликун,
- Рыбы – хариус европейский
- Растения - осока лесная, осока войлочная, ива отогнутопочечная, дремлик болотный.
А теперь я Вам предлагаю поработать самостоятельно и выполнить задания, разной трудности (Приложение 3), (слайд 13), а значит, за каждое задание можно получить разное количество баллов. Можно решать более легкие задания и получать небольшое количество баллов, а можно решить сразу «дорогое», т.е. более сложное задание и получить большее количество баллов.
Решаем в тетрадях.
Каждый выбирает стратегию для себя сам. На решение примеров – 10 минут.
Итог урока подведем с помощью приема: «Плюс», «Минус», «Интересно» (слайд 14)
Каждый у себя в тетради пишет один плюс урока
В следующей строке - один минус (может быть что-то не получилось…)
В третьей строке – что было интересно…
Обучающиеся зачитывают свои ответы.
Ребята, а как Вы думаете, почему сегодня примеры на дереве, почему мы говорили о Заповедниках Пермского края, животных и растениях, занесенных в Красную книгу?
Еще 05 января 2016 года президент России В.В. Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации года Экологии. (слайд 15)
И наш «зеленый» урок хочу закончить словами Евгения Евтушенко (слайд 16):
Берегите эти Земли, Воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя!