Методический семинар "Роль преподавателя школы искусств в повышении качества обучения на уроке в современных условиях"

Разделы: Администрирование школы


Цель: формирование представлений преподавателей о ресурсах, используемых в повышении качества обучения на уроке.

Задачи:

  1. закрепление представлений преподавателей о понятии «качество обучения»;
  2. знакомство преподавателей с факторами, влияющими на качество обучения на уроке;
  3. самоанализ собственной педагогической деятельности.

Участники: преподаватели методических объединений школы.

Регламент: 45 минут.

Форма проведения: «мозговой штурм», работа в группах.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал (задания к семинару, опорные слова ко 2 заданию, лист самооценки, памятка).

Ход мероприятия

Ведущий: Тема, о которой пойдет речь сегодня, сложна и вместе с тем актуальна (слайд 1). Еще Киплинг писал: «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно» (слайд 2).

Методический семинар и педагогический совет в этом полугодии будут посвящены проблемам повышения качества обучения. Данные вопросы будут рассматриваться в разных ракурсах: от повышения качества обучения на уроке до повышения качества предоставления образовательных услуг на отделении и в учебном заведении.

Сегодня мы поразмышляем о роли преподавателя в решении проблемы повышения качества обучения на уроке в условиях введения реформ, коснувшихся художественного образования, федеральных государственных требований, общеразвивающих программ, а также социальных изменений.

Нам предстоит работать по следующему плану (слайд 3):

  1. Характеристика понятий «качество» и «качество обучения».
  2. Факторы, влияющие на качество обучения на уроке.
  3. Ресурсы управления качеством обучения на уроке.

В окружающей жизни мы все время сталкиваемся с понятием «качество». Каждый из нас, являясь потребителем самых разных услуг, товаров, постоянно, пусть даже невольно, оценивает предлагаемые и приобретаемые продукты, товары, которыми мы пользуемся повседневно.

Какие ассоциации вызывает у Вас слово «качество»? Попробуйте сформулировать одним словом или словосочетанием, не повторяясь.

(ответы преподавателей)

Качество – понятие комплексное, трактовка его многозначна. В Толковом словаре С.И. Ожегова качество определяется как:

1) совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет и явление от других и придающих ему определенность; 2) то или иное свойство, признак, определяющие достоинство чего-либо.

Качество это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности (Н.Г. Милованова, В.Н. Прудаева) (слайд 4).

Чтобы выяснить, в чем отличие понятий «качество» и «качество обучения» я предлагаю Вам выполнить следующее задание в группах (слайд 5).

Каждой группе предложены опорные слова, с помощью которых Вам нужно составить определение понятия «качество обучения» и представить (выполняется по группам):

  • 1 вариант, опорные слова: уровень знаний, степень, обязательный, достижение (определение: степень достижения обязательного уровня знаний);
  • 2 вариант, опорные слова: процесс обучения, потребности, результативность, ожидания потребителей, состояние (определение: состояние и результативность процесса обучения, его соответствие потребностям и ожиданиям потребителей);
  • 3 вариант, опорные слова: согласованные требования, конкурентноспособность, рынок труда, знания, умения, степень соответствия (определение: степень соответствия знаний и умений выпускника учебного заведения заранее согласованным требованиям, обеспечивающим его конкурентноспособность на рынке труда).

(составляют в группах и предлагают варианты определений)

А теперь давайте сравним предлагаемые Вами варианты ответов с правильными (слайд 5). Какое из определений, на Ваш взгляд, наиболее полно отражает смысл понятия «качество обучения»?

(преподаватели выбирают наиболее полное определение, аргументируют выбор)

Качество обучения представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого.

Чтобы выяснить, какие факторы влияют на качество обучения на уроке, давайте посмотрим, как и из каких составляющих формируется образование (слайд 7).

На схеме представлено, что образование или образовательная система взаимодействует со следующими группами:

  • государство, которое формирует требования в значениях государственных интересов – в художественном образовании это федеральные государственные требования, дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы;
  • родители (семья), которые ориентируются на перспективные рынки труда, на образование своих детей как семейный инвестиционный проект;
  • учащиеся, которые реализуют личные и общественные потребности и установки, связанные с успешной социализацией;
  • работодатели, которые через требования к персоналу начинают формировать требования к выпускникам школ.

Давайте посмотрим, как это связано с качеством образовательного процесса.

Каждая из перечисленных групп выдвигает свои требования. В первую очередь, это требования к деятельности образовательного учреждения, а поскольку результат образовательной деятельности школы связан напрямую с качеством образовательного процесса, то предъявляются требования именно к качеству обучения на уроке. Поэтому от того, как каждый из нас обеспечивает качество, зависит в конечном итоге качество работы учебного заведения.

Таким образом, общество, предъявляя требования к результату, определяет уровни качества процесса. Отсюда выстраивается следующая цепочка взаимосвязанных между собой факторов:

  • обеспечивая качество образовательного процесса на уроке в соответствии с программами ФГТ, общеразвивающими и уже имеющимися авторскими и адаптированными программами мы способствуем достижению качества образования учащихся, если суммировать все предметы;
  • тем самым мы способствуем поэтапному (от класса к классу) формированию основных модельных характеристик выпускника;
  • это, в свою очередь, обеспечивает социальную успешность учащихся (реализацию потребностей, стремлений в жизни и т.д.);
  • способствует качеству их дальнейшей жизни.

Такая взаимосвязь уровней процесса качества, предложенная Е.Л. Рачевским, как Вы видите, может быть адаптирована к школе искусств (слайд 8).

Поэтому качество школьного образования – это такая совокупность его свойств, которая позволяет:

  • решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры;
  • осуществлять выбор профессии;
  • адаптироваться в новых социально-экономических условиях;
  • осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование (слайд 9).

Провозглашенный компетентностно-ориентированный подход предполагает умение преподавателя управлять уровнем владения учеником знаниями для использования их в жизни. Успешность человека определяется не объемом имеющихся у него знаний, а, прежде всего, умением пользоваться знаниями в процессе решения возникающих проблем.

Компетентностный подход переносит профессиональную деятельность педагога в новую плоскость - с уровня интуитивного на уровень рефлексивный. Есть такой принцип управления, который предлагает Н.Л. Галеева, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, кандидат биологических наук: «Целью управленческой деятельности является создание условий теми, кто управляет, для успешной деятельности тех, кем управляют» (слайд 10).

Поскольку на уроке преподаватель по новым требованиям ФГТ, принципам современной педагогики, управляет образовательным процессом, поэтому он должен создать такие условия для учащихся, чтобы они были успешны.

В предпрофессиональных программах с одной стороны провозглашается соблюдение предлагаемых стандартов, а с другой - создание условий для реализации творческого потенциала каждого учащегося.

Поскольку в общеразвивающих программах стандарты отсутствуют, то здесь предоставляется возможность для саморазвития, самосовершенствования.

В следующем задании (слайд 11) Вам необходимо схематично представить базовые элементы, крупные блоки, от которых зависит качество обучения на уроке. Затем мы заполним их более подробно составляющими компонентами.

(преподаватели работают в группах, представляют свои варианты)

Итак, качество обучения на уроке зависит:

  • от качества учебной деятельности;
  • от качества преподавания;
  • от качества результатов обучения (слайд 12).

А теперь попробуйте расшифровать, что может входить в эти базовые элементы (слайд 13).

(преподаватели представляют варианты ответов)

Давайте посмотрим, что получилось (слайд 14):

качество учебной деятельности

качество преподавания

качество результатов обучения

  • уровень способностей и возможностей учащихся;
  • уровень мотивации учащихся;
  • познавательная активность учащихся;
  • уровень сформированности навыков организации учебной деятельности;
  • отношение учащихся к предмету.
  • качество организации, проведения и управления процессом урока;
  • содержание учебного материала;
  • качество образовательной программы и учебно-методического обеспечения;
  • качество преподавания, используемых форм и методов обучения;
  • уровень профессиональных компетентностей преподавателя;
  • качество оснащения учебного пространства (учебного кабинета), направленного на создание познавательно-развивающей среды;
  • качество организации системы контроля.
  • уровень компетентностей учащихся;
  • уровень усвоения материала урока;
  • уровень образовательных результатов (учебных и творческих достижений учащихся);

 

Таким образом, качество – это системная категория, которая отражает соответствие результата поставленной цели.

В заключении предлагаю Вам провести самооценку качества обучения на уроке (лист самооценки приложение 4). Обратите внимание на последний вопрос, где Вам необходимо выбрать одно из предлагаемых ниже высказываний и закончить его (слайд 15):

  • Для меня качество обучения ……
  • Я думаю, что качество обучения на уроке зависит …..
  • Для повышения качества обучения на уроке…

(заполняют листы самооценки)

Итак, мы сегодня рассмотрели вопросы повышения качества обучения на уроке, провели рефлексию собственной педагогической деятельности. Думаю, всем очевидно, что это крайне важно, поскольку качество образования «задает» качество жизни человека и общества.  И наша с вами задача - искать пути повышения качества обучения на уроке.

Приложение 1. План методического семинара.

Приложение 2. Задания к методическому семинару.

Приложение 3. Лист самооценки.

Приложение 4. Презентация.

Список используемой литературы:

  1. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. Лекция 1. //Управление школой.- 1-15 сентября 2007.- №17 (452).- с. 36-45.
  2. Милованова Н.Г., Прудаева В.П. Внутришкольный контроль как основа достижения современного качества образования. Научно-методическое пособие.- Тюмень: ТОГИРРО, 2006.
  3. Подчалимова Г.Н., Белова С.Н. Категориально-понятийный аппарат, характеризующий управление качеством образования // Завуч. Управление современной школой.- 2006.- №7.- с. 125-131.
  4. Рачевский Е.Л., Иванов А.В. Программа развития «Управления качеством образования в социально-ориентированной школе» (на 2006-2010г.) //Завуч. Управление современной школой.- 2007. - №7.- с 5-56.
  5. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- М: ИТИ технологии, 2009.
  6. Щербаков. А.В., Патрушина Л.И. Оценка качества образования в учреждениях дополнительного образования детей // Методист.- 2010. - № 7.- с. 46-49.