Цель урока: Обобщение введений о постановке двоеточия и тире в простом предложении.
Формирование умений:
- устанавливать смысловые отношения между частями в БСП,
- определять интонацию в БСП в соответствии со значением его частей,
- правильно ставить двоеточие и тире в БСП,
- определять синонимию БСП и СПП, ССП,
- составлять БСП и употреблять их в речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний о постановке двоеточия и тире в простом предложении.
Какие правила постановки двоеточия в простом предложении вы знаете? Приведите примеры постановки двоеточия в простом предложении.
Ответы: “Это двоеточие при обобщающем слове”.
Примеры:
- Острым складным ножом на палке вырезали разные узоры: то белое колечко, то узкую спиральку, то мелкую шахматную клеточку. (В. Сол.)
- Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Гог.)
- У нее не было на лице никакого выражения, совсем никакого: ни волнения, ни радости, ни страха – ничего. (Сим.)
- А теперь вспомним случаи постановки тире в простом предложении.
Ответы: “Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, тире при обособлении приложений, тире при вставных конструкциях”.
Примеры:
- Работа – лучшее лекарство.
- Задача науки – постигать законы природы.
- Рана от ножа заживает, от слова – никогда.
- Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
- Пришел ноябрь – месяц осенних заморозков.
- Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
- Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень – Миша вышел из дома и не спеша пошел в сад. (Бун.)
- Тишина – она казалась Наташе глубокой, как ночная вода, - стояла в лесах. (Пауст.)
II. Объяснение нового материала. Постановка двоеточия в БСП.
1. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если второе простое предложение имеет значение причины.
Печален я: со мною друга нет. (П.)
На какую известную вам синтаксическую конструкцию можно заменить данное БСП?
Ответ: “На сложноподчиненное предложение со значением причины” (Печален я, так как со мною друга нет.)”
2. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение пояснения.
В одном месте случилось совсем невероятное происшествие: продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух. (Олеша)
При этом между частями можно поставить слово а именно (происшествие, а именно:)
3. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение изъяснения.
Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка. (Л.)
Каким сложноподчиненным предложением можно заменить данное бессоюзное?
Ответ: “Сложноподчиненным с придаточным изъяснительным” (Я поднял глаза и увидел, что на крыше моей хаты стояла девушка.)
В БСП с двоеточием между его частями звучит предупредительная интонация.
III. Материал для отработки постановки двоеточия в БСП.
1. Киевские былины имеют героический характер: главное предназначение богатырей – стоять на рубежах Русской земли и сторожить ее от нашествий степных кочевников. (Ю.Лот.)
2. Одно было несомненно: назад он не вернется. (Тург.)
3. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (Булг.)
4. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы , которые еще водились у него на висках и затылке, совершенно растрепались, бок, и грудь, и все панталоны были в снегу. (Гог.)
5. И он увидел: белый-белый как смерть Ланцелот стоит возле мертвых голов дракона. (Шварц)
6. Я отдернул руку: из самой середины цветка с яростным шипением вылетела пчела. (Л.Т.)
IV. Объяснение нового материала. Постановка тире в БСП.
1.Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение времени.
Пашню пашут – руками не машут.
Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?
Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением времени. Когда пашню пашут, руками не машут.”
2. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение условия.
Волков бояться – в лес не ходить.
Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?
Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением условия. Если волков бояться, то в лес нечего ходить.”
3. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть указывает на следствие, результат того, о чем говорится в первой части.
Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (Тург.)
Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?
Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением следствия. Мелкий дождь сеет с утра, так что выйти невозможно.”
4. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях сравнения.
Слово молвит – соловей поет.
Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?
Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением сравнения. Слово молвит, словно соловей поет.”
5. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях противопоставления.
Не спеши языком – торопись делом.
Какой конструкции синонимично данное предложение?
Ответ: “Сложносочиненному предложению с противительными союзами. Не спеши языком, а торопись делом.”
6. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях быстрой смены событий, неожиданного результата.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(Кр.)
Какой конструкции синонимично данное предложение?
Ответ: “Сложносочиненному предложению с сочинительными союзами. Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.”
Тире оказывается на высшей интонационной точке подобных БСП.
V. Материал для отработки постановки тире в БСП.
1. Поставишь кляксу – заставлю слизать языком. (Шварц)
2. В сумерки брат осторожно заглянул ко мне – я притворился, что сплю. (Бун.)
3. Взглянул – так и знакомый; взошел – так и живи. (Цв.)
4. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. (Л.)
5. Гроза давно уже прошла – звезды засияли, все смолкло кругом. (Тург.)
6. Знай я ремесло – жил бы в городе. (М.Г.)
7. Светает – пора вставать.
VI. Материал для отработки постановки двоеточия и тире в БСП..
1. Все невольно глянули в окно: кто-то с усами в полувоенном сюртуке вылезал из телеги. (Гог.)
2. Выйдя из дому, я пошел по улицам; они были странны: немо, тепло, сыро всюду, вокруг в голых садах и среди тополей бульвара густо стоит белый туман, смешанный с лунным светом.
3. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор. (Л.)
4. Меня отпусти на волю – я с голоду не умру, я не пропаду; дай мне пашню – я оброк хороший взнесу... (Тург.)
5. Утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем. (Тург.)
6. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. (Тург.)
7. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.
8. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Тург.)
VII. Задание на эрудицию. Закончите цитаты из русских классиков, поставьте необходимые знаки препинания.
- Я помню чудное мгновенье... (П.)
- Идет направо...налево... (П.)
- Там чудеса... (П.)
- Сыр выпал... (Крыл.)
- Служить бы рад... (Гриб.)
- Чин следовал ему... (Гриб.)
- А потому обычай мой такой...подписано... (Гриб.)
- Забил заряд я в пушку туго и думал... (Л.)
- Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы... (Гог.)
VIII. Домашнее задание: выучите теорию, выпишите из художественной литературы 8 предложений на двоеточие и тире в БСП, составьте их схемы.