Методическая разработка урока по теме "Эпоха Великих географических открытий". 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 7


Примечания:

  1. Для разработки данного урока была разработана технологическая карта (Приложение 1).
  2. В связи с тем, что на уроке используется большое количество иллюстративного материала и для удобства его демонстрации ученикам, была разработана презентация (Приложение 2).

Структура урока:

  • I этап. Проблемно-мотивационный.
  • II этап. Информационный (+ физкультминутка)
  • III этап. Аналитический
  • IV этап. Оценочно-рефлексивный
  • V этап. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

 

I. ПРОБЛЕМНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (13 минут)

Слайд 1.

Учитель приветствует учеников. Отмечает отсутствующих. Проверяет наличие письменного д.з., предупреждает об индивидуальном задании, для тех, кто его не выполнил.

Раздает карточки с индивидуальными заданиями (Приложение 3)

Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Ученики: Тема нашего прошлого урока - Технические открытия и выход к Мировому океану.

Учитель: Что нового вы узнали?

Ученики:

  • Какие изобретения появились.
  • Как было усовершенствованно оружие.
  • Что изменилось у мореплавателей и кораблестроителей.
  • Значение технических открытий для дальнейшего развития истории.

Учитель: Перед изучением новой темы, предлагаю двум самым смелым и уверенным в своих знаниях ученикам, сразиться в честном бою в исторические крестики-нолики.

Кто еще не участвовал в наших сражениях за оценки?

Двое желающих проходят к доске.

Каждый из Вас будет, по очереди, отвечать на вопросы. За правильный ответ вы получаете право хода и отмечает на игровом поле своей знак «крестик» или «нолик». Если ответ был неверным, право ответа переходит сопернику. Если оба участника не справятся, класс будет помогать. Победитель получит «отличную» оценку, наиболее активные члены группы поддержи тоже будут поощрены. Кто будет играть «крестиком», а кто «ноликом» и, кто начнет.

Вопросы:

  1. Простейший механизм, приводившийся в движение силой воды или ветра, - наиболее распространенный источник энергии? – ветряная или водяная мельница
  2. Изобретателя какой «новинки» подозревали в связях с нечистой силой? - пороха
  3. Первое фитильное крупнокалиберное ружьё? – мушкет
  4. Профессиональные воины, пришедшие на смену рыцарским отрядам и народному ополчению? – наемники
    Слайд 2.

  5. Что изображено на экране: компас и астролябия
    Слайд 3

  6. Вид карт, на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов, встречающиеся на пути препятствия. – навигационная (портолан)
  7. Новый тип хорошо управляемого судна, благодаря которому впервые стали возможны длительные путешествия? – каравелла
  8. Мореплаватель, который никогда не пересекал океан? – португальский принц Генрих (Энрике) - Мореплаватель
  9. Мореплаватель, первым достигший южной оконечности Африки (мыса Доброй Надежды) - Бартоломео Диаш (1487-1488 гг.)
  10. Государства, первыми начавшие активные исследования новых земель – Испания и Португалия

Ребята справились с заданием достойно. Ребята, как вы считаете, победитель достоин отметки «5»?

Те, кто работал с индивидуальными заданиями, сдают свои работы. Кто не успеет, снижаю оценку на балл. После урока проверю их и поставлю отметки.

Учитель: Технические новинки и научные открытия способствовали началу эпохи ВГО. Какие еще причины ВГО вы можете назвать?

Ученики:

  1. Развитие науки и техники.
  2. Увеличение производства товаров и расширение торговли
  3. В XV в. турки, завоевав Византию, перерезали традиционные торговые пути из Европы на Восток.
  4. Недостаток в Европе золота и серебра как денежных металлов.

Слайд 4 – Причины ВГО

Учитель: До начала ВГО испанцы и португальцы осваивали ближнюю Атлантику.

Что это за регион?

Ученики: Западное побережье Африки

Слайд 5 - Открытие южного пути в Индийский океан. 1487-1488 гг.

Учитель: Дома вы составляли хронику этих открытий. Какие же земли были изучены, перечислите от самого раннего открытия

Ученики:

  • 1420 – о-ва Мадейра,
  • 1432 – Азорские острова
  • 1434 – мыс Бохадор
  • 1445 – мыс Зеленый (самая западная точка Африки)
  • 1456 – о-ва Зеленого мыса
  • 1480-ые – устье р. Конго
  • 1488 - мыс Бурь (Доброй Надежды - самая южная точка Африки) – экспедиция Бартоломеу Диаша (1487-1488 гг.)

Последнее открытие было одним из самых значимых.

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП (25 минут)

Учитель: Технические открытия и освоение ближайшей Атлантики помогли накопить знания и опыт для того, чтобы стало возможным, сделать Великие географические открытия.

Слайд 6 - ВГО

Вы уже встречались с этим понятием. Давайте дадим ему определение.

Ученики:

Великие географические открытия - период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские пути в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе

Великие географические открытия - открытия европейских мореплавателей начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века

Учитель: Мы только познакомились с этим понятием, а значит, сегодня нам предстоит познакомиться поподробнее с событиями и участниками Великих географических открытий. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Ученики: Эпоха Великих географических открытий

Слайд 7 – тема урока «Эпоха Великих географических открытий».

Учитель: Запишите в тетрадях дату и тему«Эпоха Великих географических открытий».

Слайд 8 – эпиграф: «Великие географические открытия укрепили веру человека в свои силы, открыли перед ним новые возможности и перспективы. Европа пришла в движение» (Гвардини)

Учитель: Как вы думаете, что нам предстоит узнать на уроке? За помощью можете обратиться к названия пунктов п. 2.

Ученики:

  • Какие территории были открыты.
  • Кто участвовал в экспедициях.
  • Какие народы проживали на открытых территориях, и чем они занимались.
  • К чему привели эти открытия.

Слайд 9 – цель урока

Учитель: Правильно, давайте, обобщив наиболее значимые варианты, попробуем сформулировать цель, которая будет стоять перед нами сегодня?

Цель: узнать, какие исторические события дали название целой исторической эпохе - Эпохе ВГО, познакомиться с выдающимися мореплавателями-первопроходцами, выяснить их значение и последствия.

Слайд 10 - план урока (озвучивается учителем)

  1. Открытие нового материка Христофором Колумбом. Вклад А. Веспуччи.
  2. Морская экспедиция Васко да Гамы в Индию.
  3. Кругосветное путешествие Фернана Магеллана.
  4. Западноевропейская колонизация «новых» земель
  5. Значение и последствия Великих географических открытий.

Слайд 11 – задание на урок:

Учитель: Нам предстоит выяснить сегодня, почему урок об открытии новых земель авторы учебника назвали «встреча миров», а не открытие Америки? Какое название, с вашей точки зрения, является более правильным и почему?

Слайд 12 – таблица

Работа с таблицей «Великие географические открытия» (Приложение 4)

Учитель: Перенесите ее в тетради, мы вместе заполним первую строчку, а в ходе дальнейшей работы вы будете продолжать уже самостоятельно. Таблицу мы будем заполнять в хронологическом порядке. Что это значит?

Ученики: От самого раннего события к самому позднему.

Слайд 13 – 1. Открытие нового материка Христофором Колумбом. Вклад Америго Веспуччи.

Учитель: Ключевой фигурой эпохи Великих географических открытий, безусловно, является всем знакомый вам первооткрыватель Америки. Кто это?

Ученики: Христофор Колумб

Учитель: А кто самым первым из европейцев (в средние века) добрался до Америки? / Викинги

Из-за изменения природно-климатических условий им пришлось об этом забыть.

А Колумб даже не узнал о своем открытии. Но его экспедиция положила начало новой эпохе. С этим событием вы уже знакомы, давайте приступим к таблице. Работайте в тетрадях аккуратно. Выпрямите свои спины, поднимите головы повыше.

Ученики: заполняют таблицу.

Слайд 14 - таблица «Великие географические открытия»

Учитель: Теперь познакомимся с Колумбом поближе. Сегодня у нас есть доклад о нем, Все внимательно слушают и следят за экраном, потом у меня будет к Вам несколько вопросов.

Выступление ученика:

Учитель: Ребята, у Вас есть вопросы к выступающему?

Ученики: Задают вопросы, выступающий у доски отвечает на них.

Слайд 15 –Идея о шарообразности Земли

Учитель: По мнению историков, идею Колумба поддержал итальянский географ Паоло Тосканелли. Он придерживался мнения о шарообразности Земли. Тосканелли составил карту мира, снабдив ее рассуждениями о вероятности попасть в Индию, плывя на запад. Тогда считалось, что этот путь короче, чем путь вокруг Африки.

Вопросы для класса:

- Какие исключительные качества личности помогли Колумбу преодолеть страх и открыть Новый Свет / Целеустремленность, проницательный ум и широкий кругозор, честолюбие, любовь к своему делу.

- Кем по происхождению был Колумб? / Итальянец (генуэзец)

- Короли какого государства оказали ему поддержку? / Испания

Слайд 16 - 4 экспедиции Христофора Колумба:1492-1504

Рассказ учителя: Несколько лет готовился Колумб к экспедиции в Индию по западному пути. 3 августа 1492 г. на 3 каравеллах Колумб отправился в плавание. В состав экспедиции входило около 100 опытных моряков, но и они не были готовы к такому долгому плаванию, часто случались бунты. 12 октября 1492 г. корабли достигли суши. В ходе 225 дневной экспедиции были исследованы острова Карибского моря, которые объявлялись испанской территорией.

Слайд 17 - острова Карибского моря объявлялись испанской территорией.

Учитель: В ходе последующих 3 экспедиций были открыты Центральная Америка и Северное побережье Южной Америки. Но Христофор Колумб считал эти территории восточным краем Азии — окрестностями Японии, Китая или Индии. Достаточно долго, эти земли именовались европейцами Вест-Индией («Западной Индией»), так как к этой «Индии» нужно было плыть на запад, в противовес собственно Индии и Индонезии, которые в Европе долгое время назывались Ост-Индией или, буквально, «Восточной Индией». Экспедиция Колумба произвело на европейцев большое впечатление, но испанские монархи были не довольны ее результатами, т.к. «восточные» товары он не привез. Постепенно о Колумбе забыли. Он умер в бедности, до конца своей жизни веря, что открыл путь в Индию.

Учитель: Почему же Америка названа Америкой?

Слайд 18 - Вклад Америго Веспуччи

Объяснение учителя: В начале XVI в., в одном из плаваний к берегам Вест-Индии участвовал итальянский торговый делец Америго Веспуччи. Посетив побережье Южной Америки, ему пришла идея, что земля, которую открыл Колумб, не Азия, а неизвестная обширная суша, - Новый Свет. Он поделился своей догадкой в письмах на Родину. Эта информация быстро распространилась. Во Франции в 1506 г. был издан географический атлас с картой северной части Южной Америки. Автор карт назвал эту часть Нового Света землей Америго. Картографы последующих лет распространили это название на Центральную и Северную Америку. Экспедиция Америго Веспуччи, доказала, что Колумб открыл - новый материк, который назвали Америкой.

Открытие Америки перевернуло уклад жизни, свет (мир) теперь разделился на Новый (Америка) и Старый (Европа+Азия и Африка)

Слайд 19 - 2. Морская экспедиция Васко да Гамы в Индию.

Мини-беседа по вопросам:

- О плавании Васко да Гамы вы узнали на прошлом уроке, не забудьте зафиксировать его в своих табличках.

- Куда отправился этот португалец? / Индия

- Чье открытие принесло большую выгоду Колумба или да Гамы и почему? / Васко да Гамы (доход от экспедиции в 60 р. превысил расходы)

Учитель: Открытие морского пути в Индию способствовало экономическому развитию стран Европы, особенно Испании и Португалии, открытие Америки изменило картину мира.

Слайд 20 - 3. Кругосветное путешествие Фернана Магеллана.

Работа с текстом учебника: с. 22 «Земля - шар»

Значение путешествия Фернана Магеллана? – первое кругосветное плавание опытным путем доказало, что наша планета имеет форму шара

Слайд 21 - 4. Западноевропейская колонизация «новых» земель

Работа с картой:

Вспомните, какие государства наиболее активно участвовали в морских экспедициях? / Испания и Португалия

Покажите их на карте. Они и становятся первыми колониальными державами.

Слайд 22 – метрополия и колония

Работа с понятиями:

Колония – страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишённая самостоятельности.

Метрополия –страна, владеющая колониями.

Конкиста - период захвата и колонизации Америки (XV-XVI вв.).

Слайд 24 - испанцы

Учитель: Если посмотреть на карты плаваний испанцев, можно сделать вывод, что они плыли в каком направлении? / на Запад.

Слайд 25 - португальцы

Учитель: Португальцы же устремились куда) / на Восток

Слайд 26 - Испанцы и португальцы в Новом свете

В 1494 г. между Испанией и Португалией был подписан Тордесильясский договр соглашение о разделе сфер влияния в мире: Португалии достались земли к Востоку от этой линии, а Испании – западные.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Ребята, мы уже достаточно долго работаем с экраном, надо дать нашим глазам возможность передохнуть, давайте выполним несколько упражнений:

  • Вверх-вниз, влево-вправо: двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
  • Круг: представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
  • Квадрат: представьте себе квадрат. Переводите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотрите в углы воображаемого квадрата.

Ученики: выполняют упражнения.

Учитель: Наши глаза передохнули, а теперь пора продолжить работу.

Слайд 27 – Фильм: 00:16-02:06

Ссылка на фильм - http://interneturok.ru/istoriya/7-klass/evropa-i-mir-v-kontse-xv-xvii-vv/zapadnoevropeyskaya-kolonizatsiya-novyh-zemel?seconds=0&chapter_id=7870&book_id=108

Сейчас мы посмотрим с вами отрывок из учебного фильма о том, как происходило завоевание американских континентов испанцами и португальцами. После фильмы у меня будет к вам ряд вопросов.

Слайд 28

Беседа по фильму:

- Какие индейские племена проживали в Америке до прихода европейцев? / апачи, майя, инки, ацтеки, а также алеуты и эскимосы.

- Кого называли конкистадорами? / участники конкисты (завоевания) Америки

- Кем были конкистадоры в Испании? / обедневшими рыцарями

- Что побудило их отправиться в Америку? / разорение и жажда наживы.

- Чем для индейцев закончилось их «открытие»? / завоеванием и истреблением

Слайд 29 – 5. Значение Великих географических открытий

Учитель: В период с с.XV до с. XVII вв. в результате рискованных морских и сухопутных экспедиций

- была открыта и исследована значительная часть Земли, что способствовало развитию науки и техники.

- проложили морские пути, связавшие между собой отдаленные страны и материки.

- было положено начало становлению колониальной системы.

- ускорился рост производства товаров в

Европе и складывание мирового рынка, что сыграло важную роль в формировании капиталистической системы хозяйства в Европе

Слайд 30 - Таблица

Работа таблицей:«Положительные и отрицательные последствия ВГО» (Приложение 5)

Учитель: Перенесите таблицу в тетради, мы совместно перечислим положительные и отрицательные последствия устно, а дома вы заполните ее письменно.

Слайд 31 – варианты для заполнения

Учитель: На экране представлены последствия. По очереди вы будете называть все варианты и говорить к какому столбцу относится каждый.

Ученики: заполняют таблицу

Слайд 32 – заполненная таблица

Учитель: Какой вывод мы можем сделать, проанализировав данные таблицы?

Ученики: Открытие новых земель, торговых путей имело различные последствия, часто это зависело от того, для какого региона мы определяли их характер.

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП (3 минуты)

1. Опрос

Слайд 33 – Какие новые земли и пути были открыты? / Американские континенты, морской путь в Индию.

Слайд 34 – С кем из путешественников-первооткрывателей мы сегодня познакомились? /Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Васко да Гама, Фернан Магеллан

Слайд 35

2. Задание на урок: Почему урок об открытии новых земель авторы учебника назвали «встреча миров», а не открытие Америки? Какое название, с вашей точки зрения, является более правильным и почему?

Слайд 36 – Вопрос?

Ученики: Встреча двух миров

Обсуждение различных вариантов.

Слайд 37 - В 1992 г. в мире отмечалось 500-летие открытия Америки Колумбом.

3. Подведение итогов

Учитель: Определение «открытие Америки», соответствует только взглядам европейцев, более верным понятием является - «встреча двух миров», т.к. народы, населявшие Старый свет и Новый свет, ранее не знали друг о друге.

Учитель: Давайте подведем итоги, что нового вы сегодня узнали?

Ученики: Мы рассмотрели исторические события, которые относятся к Эпохе ВГО, познакомились с выдающимися мореплавателями-первопроходцами, а также выяснили их значение и последствия.

Учитель: Можно сделать вывод, что ВГО нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества – зарождающееся индустриальное и традиционное.

IV. ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ (2 минуты)

Учитель: Карточки с индивидуальным заданием я проверю на перемене. А вам сейчас предлагаю определить учеников, наиболее активно работающих на уроке и дающих правильные ответы.

Оценка работы учеников на уроке, выставление отметок.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 минуты)

Слайд 38

  1. § - 2: читать, пересказывать, вопросы на с.18, с.25 (устно);
  2. доделать таблицы (письменно): - «Великие географические открытия»;
    - «Отрицательные и положительные последствия Великих географических открытий».
  1. индивидуальное задание: подготовка сообщения на тему «Яков I Стюарт»

Учитель: Урок окончен, всем спасибо, увидимся на следующей неделе. Не забудьте подать свои дневники.