Тип урока: урок открытия новых знаний.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о синквейне как разновидности текста.
Задачи урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сождания синквейна как способа характеристики персонажа.
- Развивающая: развивать познавательный интерес; умение наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас; совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.
- Воспитательная: воспитывать умение строить отношения сотрудничества; осознание степени разнообразия и богатства русского языка, чувство восхищения его красотой, формировать ассоциативное мышление на основе эмоционально-экспрессивного восприятия произведения
Формируемые УУД:
- Предметные: Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы, синонимы для их характеристики. Подбирать к тексту произведения пословицы, отражающие его главную мысль.Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи выразительно. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять смысл отдельных выражений в содержании лирического произведения.
- Метапредметные: Понимать учебную задачу и стремиться выполнить ее. Извлекать информацию из текста, структурировать её. Наблюдать за жизнью слова в лирическом произведении. Формулировать выводы на базе изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- Коммуникативные: аргументировано высказывать свою точку зрения, проявлять уважение к мнению окружающих, сотрудничать при выполнении задания. Читать стихи в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, в парах, модель «1 компьютер – 1 ученик».
Средства обучения:
- для учителя: медиа-проектор, компьютер с программным обеспечением «PowerPoint», «SmartNotebook»;
- для учеников: учебник, тетрадь, карточка с дидактическими материалами, нетбук.
Ход урока
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Форма ОПДУ |
||||||||||
1. Организационный этап. |
|||||||||||||
Игра « Я или не Я?»
– Надеюсь, сегодня нам удастся в полной мере получить новые знания, запомнить их, а главное – совершить открытия! |
Создаёт позитивный настрой |
|
фронтально |
||||||||||
2. Актуализация знаний. |
|||||||||||||
1. Прослушивание аудиозаписи «Эпизод из песни «Клён ты мой опавший…» на стихи С. Есенина 2. Чтение на карточках отрывка из стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…» – Узнали автора стихотворений, отрывки которых сейчас прозвучали? Посмотрите на портрет поэта (1 слайд: а) портрет; б) Сергей Есенин). – Какие стихотворения С. Есенина нам знакомы? («Берёза», «Черёмуха», «Бабушкины сказки») – Прочтите строки этих стихотворений. – Что вы знаете о С. Есенине? (Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, которые маленький Серёжа очень любил слушать. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, но чтобы всё хорошо закончилось. Бабушка сумела предать Серёже всю прелесть народной устной и даже песенной речи. Свои стихи, когда вырос, писал, подражая частушкам). – Да, свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа. |
Воспроизводит аудиозапись Контролирует чтение детей Выслушивает, уточняет и дополняет высказывания детей Демонстрирует портрет писателя |
Прослушивают аудиозапись Выразительно читают Называют ФИО автора прозвучавших произведений. Вспоминают и декламируют наизусть эпизоды из стихотворений С.А. Есенина. Рассказывают сведения из биографии автора. |
Фронтально
В парах |
||||||||||
3. Сообщение темы и цели. |
|||||||||||||
1. Работа с нетбуками – интерактивная игра «Анаграмма» (зашифровано название стихотворения» (2 слайд: Тема урока: стихотворение С.А. Есенина «Лебёдушка» Задачи урока:
|
Контролирует выполнение заданий, помогает, направляет. Помогает сформулировать тему и задачи урока. |
Выполняют интерактивные задания, формулируют тему урока и задачи урока
|
Модель «1 компьютер – 1 ученик» |
||||||||||
4. Этап открытия новых знаний |
|||||||||||||
I. Словарно-лексическая работа. – Давайте подготовимся к чтению. 1. Чтение слов с делением по слогам и правильной постановкой ударения (3 слайд). 2. Работа с нетбуками – знакомство с лексическими значениями слов из стихотворения, вызывающих затруднение в понимании |
Демонстрирует образец правильного чтения. Контролирует выполнение заданий, помогает, направляет.
|
Читают слова по слогам с правильной постановкой ударения Соотносят слово, вызывающее затруднение в понимании, с лексическим значением или изображением. |
Фронтально,
В парах |
||||||||||
II. Знакомство с текстом произведения. 1. Чтение стихотворения. А) учителем Б) учениками (индивидуально, хором, по цепочке). 2. Углубление понимания прочитанного – Опишите свои впечатления от прочитанного. Какие чувства испытали? Работа с нетбуками – интерактивные игры «Мозаика» –собираем слова, заменяем синонимами, «Рассыпанное предложение» –восстанавливаем предложение, объясняем смысл). 3. Анализ содержания текста – Какой жанр устного народного творчества напомнило вам стихотворение? (Народную песню или сказку). – Найдём в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях. – Перечитаем начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Предвещало ли что-нибудь беду? – Обратим внимание на литературные приёмы, помогающие Есенину описать красоту наступающего утра –…? (Эпитеты и сравнения). – Как поэт относится к лебёдушке? Докажите эпизодами из текста. – Что необычного в изображении лебёдушки? – Как автору удаётся показать, что она была хорошей матерью? – Перечитаем самый напряжённый момент стихотворения. – Как вела себя лебёдушка во время смертельной опасности? – Как думаете, почему С. Есенин так завершает стихотворение, ведь он не любил историй с плохим концом? |
Демонстрирует образец правильного выразительного чтения. Задаёт наводящие вопросы Объясняет правила игры
Задаёт вопросы по содержанию текста и для осмысления его смысла |
Учатся чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи выразительно. Читают произведение выразительно. Наблюдают за жизнью слова в лирическом произведении Подбирают синонимы к данным словам. Объясняют смысл отдельных выражений в содержании лирического произведения. Выборочно читают эпизоды стихотворения для обоснования своей точки зрения. Анализируют содержание текста, литературные приёмы, использованные автором |
Фронтально
Модель «1 компьютер – 1 ученик»
Фронтально |
||||||||||
III. Составление характеристики героя. 1. Создание ситуации затруднения. – Кого вы назвали бы главным героем стихотворения С.А. Есенина? – Предлагаю новый вид работы над созданием текста–характеристики героя. – Узнайте, как он называется. Работа с интерактивной доской – интерактивная игра «Зеркальное отражение» ( За буквами слова « Лебёдушка» скрывается слово «Синквейн») – Как вы думаете, что же такое « синквейн»? – Давайте проверим ваши предположения. 2. Построение проекта выхода из затруднения. Работа с нетбуками – задание «Всплывающие подсказки» – Синквейн родом из … французского языка ( 5 вдохновений, 5 удач) – Синквейн – это … краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам. Запомним эти особые правила… – 1 строка – одно существительное (тема) – 2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём. – 3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное. – 4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному. – 5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова). – Рифма не нужна. 3. Первичное закрепление – Используя данный алгоритм, составим синквейн:
– Этот синквейн помогает нам представить характер героини. |
Создаёт ситуацию затруднения
Побуждает к самостоятельному поиску информации
Предлагает слова для справок. Помогает в выборе лексического материала |
Выполняют задания на интерактивной доске Высказывают предположения
Осуществляют поиск информации при помощи интерактивного ресурса
Выбирают слова для синквейна. Высказывают предположения. Анализируют ответы одноклассников. |
Фронтально
Модель «1 компьютер – 1 ученик»
Фронтально |
||||||||||
5. Самостоятельная творческая работа. |
|||||||||||||
-Мы говорили с вами, что стихотворение очень похоже на народную сказку. А во всякой сказке героя охарактеризовать помогает ещё и противопоставление. Добро становится ещё более привлекательным на фоне недоброго, злого. И в этом произведении Есенин не отказался от такого приёма. – Что несёт в себе образ лебёдушки? (Добро, нежность, ласку, заботу). – Кто олицетворяет противоположные качества? (Орёл). – Составьте синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.
|
Предлагает слова для справок. Помогает в выборе лексического материала |
Самостоятельно подбирают лексический материал. Создают текст. |
индивидуально |
||||||||||
6. Презентация работ учащихся. |
|||||||||||||
– Прочитайте свои работы. – Выскажите мнение, чью работу можно считать удачной и почему. Какие недостатки увидели? |
|
Представляют свои работы. Анализируют достоинства и неудачи в работах одноклассников. Осуществляют самооценку. |
фронтально |
||||||||||
7. Итог урока. |
|||||||||||||
– Как охарактеризуете своё настроение в конце урока? – Чем оно вызвано? Оцените работу на уроке: – Достигли ли мы цели урока? – В чём это выражается, на ваш взгляд? – Что нового узнали на уроке? – Что выполняли с лёгкостью? – Что осталось непонятным? – Что было самым интересным? |
Предлагает критерии для оценки работы |
Аргументированно высказывают своё мнение. Оценивают свои достижения. Делают выводы о проделанной работе. |
|
||||||||||
8. Домашнее задание. |
|||||||||||||
– Проведём параллель с недавно прочитанными произведениями: кого вам напомнила Лебёдушка? – Чем схожи эти персонажи? – Дома составьте синквейн о героях прочитанных произведений, которые вам запомнились своей самоотверженностью. (Опирайтесь на памятку) |
Задаёт наводящие вопросы. Демонстрирует памятку для выполнения Д/з |
Высказывают и обосновывают своё мнение |
фронтально |