Актуальность
На сегодняшний день важным направлением работы детского дома является постинтернатное сопровождение. По результатам мониторинга выявлен низкий уровень коммуникативной компетенции у воспитанников-выпускников: нежелание идти на компромисс; дети не пытаются понять другого, встав в его позицию; не умеют конструктивно реагировать в проблемной ситуации, они обидчивы, перекладывают ответственность за происходящее на других, вместо желания самому проявить инициативу и справиться с возникшей проблемной ситуацией.
Эти проблемы взаимоотношений затем проецируются в семейной жизни воспитанников и при трудоустройстве.
Несмотря на активный интерес ученых к проблеме формирования коммуникативной компетенции, обнаруживается дефицит практик, технологий в развитии коммуникативной компетенции наших воспитанников.
Поэтому был разработан проект «Организация системы социальных проб как условие актуализации коммуникативной компетенции воспитанника детского дома».
Цель проекта: развитие коммуникативной компетенции воспитанников.
Задачи проекта:
- Развивать умение вступать в социальные контакты, действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия, слушать и слышать собеседника;
- Развивать адекватные социальные эмоции на проблемные ситуации (снижение агрессивности, обидчивости).
Целевая группа: воспитанники и сотрудники детского дома.
Место проведения: Детский дом.
Ожидаемые результаты
Определены три умения коммуникативной компетенции на развитие которых направлена деятельность проекта:
- умение вступать в социальные контакты, регулировать ситуации взаимодействия, а также достигать преследуемые цели;
- действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия;
- снижение агрессивных поведенческих реакций, обидчивости в проблемной ситуации.
Команда проекта:
- педагог-психолог;
- инструктор по физической культуре;
- 2 воспитанника детского дома.
Мониторинг: 2 раза в год
Сроки реализации: долгосрочный
Риски: отказ детей и взрослых от участия в предложенных мероприятиях.
Ресурс:
- помещения для организации мероприятий;
- оргтехника (компьютер, принтер, фотоаппарат, магнитофон, проектор);
- творческие способности детей и педагогов детского дома.
Описание деятельности внутри проекта: кратковременное мероприятие (пятничная пятиминутка), проходящее один раз в неделю. Каждый воспитанник путем жеребьевки выбирает себе пару из числа сотрудников. Воспитанник не может поменять выбранного путем жеребьевки напарника. Если сотрудник по какой-либо причине (отсутствие желания, занятость и т.д.) отказывается проходить испытание, воспитанник должен попытаться договориться и убедить взрослого в необходимости выполнения задания или их пара автоматически проигрывает.
Задача образовавшейся пары состоит в том, чтобы совместно выполнить предложенное задание.
В плане предусмотрено чередование интеллектуальных и спортивных мероприятий (Приложение 1).
По окончанию мероприятия выбираются три пары наиболее успешно прошедшие испытание. Критерии оценивания каждого мероприятия могут меняться.
План
№ |
Подготовительный этап |
Создание инициативной группы |
|
Обсуждение проблемы с воспитанниками детского дома |
|
Анкетирование «Психологический климат в коллективе» |
|
Презентация проекта целевой группе |
|
Основной этап |
|
Пятничная пятиминутка (1 раз в неделю) |
|
Мониторинг (2 раза в год) |
|
Анкетирование «Психологический климат в коллективе» (3 раза в год) |
|
Отчетная презентация о состоявшихся мероприятиях проекта (1 раз в квартал) |