Детско-взрослый проект "Организация социальных проб как условие актуализации коммуникативной компетенции воспитанника детского дома"

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность

На сегодняшний день важным направлением работы детского дома является постинтернатное сопровождение. По результатам мониторинга выявлен низкий уровень коммуникативной компетенции у воспитанников-выпускников: нежелание идти на компромисс; дети не пытаются понять другого, встав в его позицию; не умеют конструктивно реагировать в проблемной ситуации, они обидчивы, перекладывают ответственность за происходящее на других, вместо желания самому проявить инициативу и справиться с возникшей проблемной ситуацией.

Эти проблемы взаимоотношений затем проецируются в семейной жизни воспитанников и при трудоустройстве.

Несмотря на активный интерес ученых к проблеме формирования коммуникативной компетенции, обнаруживается дефицит практик, технологий в развитии коммуникативной компетенции наших воспитанников.

Поэтому был разработан проект «Организация системы социальных проб как условие актуализации коммуникативной компетенции воспитанника детского дома».

Цель проекта: развитие коммуникативной компетенции воспитанников.

Задачи проекта:

  1. Развивать умение вступать в социальные контакты, действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия, слушать и слышать собеседника;
  2. Развивать адекватные социальные эмоции на проблемные ситуации (снижение агрессивности, обидчивости).

Целевая группа: воспитанники и сотрудники детского дома.

Место проведения: Детский дом.

Ожидаемые результаты

Определены три умения коммуникативной компетенции на развитие которых направлена деятельность проекта:

  • умение вступать в социальные контакты, регулировать ситуации взаимодействия, а также достигать преследуемые цели;
  • действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия;
  • снижение агрессивных поведенческих реакций, обидчивости в проблемной ситуации.

Команда проекта:

  • педагог-психолог;
  • инструктор по физической культуре;
  • 2 воспитанника детского дома.

Мониторинг: 2 раза в год

Сроки реализации: долгосрочный

Риски: отказ детей и взрослых от участия в предложенных мероприятиях.

Ресурс:

  • помещения для организации мероприятий;
  • оргтехника (компьютер, принтер, фотоаппарат, магнитофон, проектор);
  • творческие способности детей и педагогов детского дома.

Описание деятельности внутри проекта: кратковременное мероприятие (пятничная пятиминутка), проходящее один раз в неделю. Каждый воспитанник путем жеребьевки выбирает себе пару из числа сотрудников. Воспитанник не может поменять выбранного путем жеребьевки напарника. Если сотрудник по какой-либо причине (отсутствие желания, занятость и т.д.) отказывается проходить испытание, воспитанник должен попытаться договориться и убедить взрослого в необходимости выполнения задания или их пара автоматически проигрывает.

Задача образовавшейся пары состоит в том, чтобы совместно выполнить предложенное задание.

В плане предусмотрено чередование интеллектуальных и спортивных мероприятий (Приложение 1).

По окончанию мероприятия выбираются три пары наиболее успешно прошедшие испытание. Критерии оценивания каждого мероприятия могут меняться.

План

Подготовительный этап

  •  

Создание инициативной группы

  •  

Обсуждение проблемы с воспитанниками детского дома

  •  

Анкетирование «Психологический климат в коллективе»

  •  

Презентация проекта целевой группе

Основной этап

  •  

Пятничная пятиминутка (1 раз в неделю)

  •  

Мониторинг (2 раза в год)

  •  

Анкетирование «Психологический климат в коллективе» (3 раза в год)

  •  

Отчетная презентация о состоявшихся мероприятиях проекта (1 раз в квартал)