Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС. Природа вокруг нас

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Впервые вопросы экологического образования дошкольников нашли свое отражение в 1998 году в проекте «Национальная  стратегия экологического образования РФ», один из разделов которого посвящался дошкольному образованию как важной ступени системы непрерывного экологического образования.

Анализ большого количества литературных источников позволил выделить ряд наиболее типичных ошибок, неточностей в содержании  программ, методических пособиях и привел к выводу о необходимости смены в экологическом образовании дошкольников антропоцентрической парадигмы (человек – хозяин природы) на эко – (био) центрическую (человек – часть природы, и его  деятельность  должна учитывать ее законы).

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в:

  • эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру;
  • в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды;
  • в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Источники отечественного экологического образования дошкольников:

  • Ознакомление с природой.
  • Охрана природы.
  • Народные традиции. Фольклор. Краеведение.

Большую роль в вопросах экологии занимает ознакомление дошкольников с той местностью, где родился и живет ребенок.
Поэтому основная цель начального знакомства детей с экологией – это знакомство с  народными  обычаями, промыслами, ремеслами  и природой Урала.

Задачи:

  • Знакомить дошкольников с Уральскими писателями П.Бажовым, его  сказами, Маминым – Сибиряком и др.
  • С  музыкой Уральских композиторов: П.И.Чайковского. Л.Лядовой, В.Бибергана, Е.Родыгиным и др.
  • Средствами музыкального народного фольклора формировать позитивные установки к различным видам труда через сравнение истории труда наших предков и настоящего.
  • Развивать музыкально-творческие способности детей, развивать и обогащать речь детей посредством театрализованной деятельности.
  • Воспитывать любовь к родному краю, достопримечательностям Уральского региона.

Перед педагогом в экологическом образовании стоят следующие задачи:

  • Формирование качественных личностных экологических новообразований, проявляющиеся в ценностных ориентациях, экологическом опыте взаимодействия с природой, экологической позиции, направленности личности, экологичности – нового свойства личности.
  • Формирование начал экологической культуры, формирование осознанно – правильного отношения к природе.
  • Формирование способности детей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности: выключать свет, сортировать мусор, выбирать при покупке   энергосберегающую бытовую технику.

Задачи на уровне дошкольника:

  • Развитие познавательного интереса к миру природы и поддержка этого интереса.
  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно – правильного отношения к природе).
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  • Воспитание гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
  • Развитие чувства эмпатии к объектам природы.
  • Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
  • Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы,  самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой).
  • Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни.
  • Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь  (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
  • Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Экологический праздник – одна из относительно новых форм дошкольного образования, которая уже завоевала популярность среди взрослых и детей. Экологический праздник, не всегда означает праздник, скорее это напоминание о том или ином событии, явлении.

Задачи экологического праздника – заинтересованность ребенка экологическими проблемами. Вызвать у него эмоциональный отклик, сформировать эмоциональное отношение к природе, к своему ближайшему окружению и планете в целом. Но не менее важно в этот день сделать что – то нужное для окружающей среды.

Создание экологически-развивающей среды музыкальным руководителем

Элементы развивающей среды

Функциональная роль

Формы и методы работы

Музыкальный зал

- эколого-эстетическая
- познавательная

1. Проведение экологических праздников.
2 .Песни, хореографические композиции о природе.
3. Выставка рисунков, поделок из природного материала.
4 .Родительские собрания экологической направленности.
5. Экологические стенды.

Фитобар

- эколого-оздоровительная
- познавательная

1. Беседы о лекарственных растениях.
2. Употребление кислородного коктеля.

Русская изба

- познавательная
- эколого-эстетическая
- историческая

1. Комплексные  эколого – эстетические занятия
2. Рассматривание  народно – прикладного искусства

Уголки для родителей

- познавательная
- информационная

1. Методические рекомендации
2. Выставки совместных работ родителей и детей.

Музыкально-театрализованный
 уголок

- эколого-эстетическая
- познавательная

1. Альбом песен о природе с подбором иллюстраций.
2 .Различные виды театра.
3. Подбор произведений для слушания о природе: времена года, голоса птиц и др.

Экологическое образование тесно связано с пятью образовательными областями.
Экологическое образование способствует реализации задач всех указанных образовательных областей и объединяет их.

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие

Физическое развитие

1.Усвоение норм и нравственных  ценностей принятых в обществе.

2.Развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

3.становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4.Оазвитие социального и эмоционального интеллекта, социальной, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

5.Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и в взрослых в организации.

6.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

7.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме.

1.Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

2.Формирование познавательных действий, становление сознания.

3.Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

 

1.Владение речью как средством общения и культуры.

2.Обогащение активного словаря.

3.Развитие речевого творчества.

4.Развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха.

5.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)

2.Становление эстетического отношения к окружающему миру

3.Формирование элементарных представлений о видах искусства

4.Восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора.

5.Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

6.Реализация самостоятельной творческой  деятельности детей  (изобразительной, коммуникативно-модельной, музыкальной и др.)

1.Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной:
- координация и гибкость
- развитию равновесия
- развитие координации движения
- крупной и мелкой моторики
- выполнением основных движений.

2.Становление ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами.

3.Становление целенаправленности и  саморегуляции  в двигательной сфере.

Литература.

  1. Горбатенко О.Ф. «Сиситема экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» / Волгоград. Издательство  «Учитель» 2008 год.
  2. Рыжова Н.А. «Экологическое образование дошкольников: реализация требований ФГОС ДО /Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2015 год.