2016 – год кинематографии в России!
Посмотрев с детьми добрый красочный анимационный компьютерный фильм приключенческого жанра “В поисках Немо”, мы с воспитанниками разновозрастной группы решили создать коллективную работу по этой теме. Как педагог, я ориентировалась при этом на слова Н.Б.Крыловой о том, что практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм. Другими словами, для меня было важно организовать эту коллективную работу как соответствующую требованиям, предъявляемым к культурным практикам.
При проектировании культурных практик педагогу важно ответить на следующие вопросы (Т.П. Фомичева):
- Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные задачи?
- Какие деятельностные умения осваивают дети?
- Какие творческие умения осваивают дети?
- Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?
- Какие чувства и эмоции развиваются у детей?
- Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?
Если педагог сможет ответить на эти вопросы, проектируя совместную и самостоятельную деятельность детей, то это поможет решить проблемы освоения основных способов и форм ее реализации, соответствующих культурным практикам. Опишу этот опыт подробнее.
Задачи:
- Образовательные: познакомить детей с нетрадиционным видом лепки – вдавливание в пластилин мелких деталей: гречневая крупа, кукурузная крупа, мелкая вермишель (паутинка); закрепить знания детей о цвете; уточнить представление о частях тела рыбки;
- Развивающие: развивать непроизвольное внимание и аналитическое зрительное восприятие; совершенствовать мелкую моторику рук;
- Воспитательные: формировать познавательный интерес к объекту; воспитывать доброжелательность к людям; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов и объектов природы, воспитывать любовь к окружающему миру.
Предварительная работа: чтение стихотворений, загадок, рассказов о рыбках; беседа на тему “Где живут рыбы?”; рассматривание иллюстраций аквариумных рыбок.
Материалы: фотография – образец аквариума; большие листы в виде аквариума, крупа разная; салфетки розового, зеленого, голубого цвета; клей; ножницы; пластилин; готовые шаблоны рыб.
Ход проектной мастерской
Педагог: К нам в группу явилась необыкновенная гостья.
К нам из сказки приплыла, там царицею была.
Рыбка это не простая,
Рыбка эта ... (золотая).
Правильно. Это золотая рыбка (педагог демонстрирует игрушку би-ба-бо).
Вместе со своими подругами она приглашает нас к себе в гости. Как вы думаете, куда? (Дети предлагают свои варианты – в море, в озеро...)
(Проводится физкультурная минутка.)
Педагог:
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде,
То сойдутся – разойдутся,
То зароются в песке.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Затем дети рассаживаются по местам. Педагог предлагает им вспомнить, кто рядом с кем прятался, играя роль рыбки. Обращает внимание на самых внимательных и наблюдательных детей.)
Педагог: А кому из вас интересно, где прячутся настоящие золотые рыбки?
(Кто-то из детей высказывается. Педагог поощряет его задать интересующий их вопрос тем сверстникам, кто знает ответ.)
Давайте вспомним, что находится на дне, где прячутся рыбки?
Дети: Водоросли, грунт, камушки.
Педагог: Кто хочет спросить, зачем нужны водоросли?
(Кто-то из детей отказывается. Педагог интересуется, у кого он хочет спросить – предлагает это сделать самостоятельно. Ребенок задает вопрос группе.)
Дети: Чтобы дышать.
Педагог: Что еще находится на дне, кроме водорослей?
Дети: камушки.
Педагог: правильно. Теперь посмотрите на свои столы и догадайтесь, из чего мы будем мастерить водоросли, а из чего – камешки. Отвечать нужно в парах. Договоритесь, кто с кем отвечает. (Дети договариваются и отвечают.)
Педагог: Вы хорошо умеете работать в парах! Молодцы! Наши водоросли мы сделаем из цветных ниток-мулине, а камешки из крупы (вдавливаем крупу в пластилин).
(Педагог закрепляет знания детей о цвете, используя нитки-мулине, и знакомит воспитанников с нетрадиционным видом лепки – вдавливанием мелких деталей в покрытую пластилином картонную основу: гречневая крупа, кукурузная крупа, мелкая вермишель-паутинка. Предлагает договориться заранее, кто где будет распологаться на общем пространстве, напоминает правила общения:
- Старшим – помогать младшим, но не делать за них работу;
- Младшим – стараться делать, как делают большие дети, а если трудно – не забывать просить у них помощи и говорить “спасибо”;
Следить за настроением друг друга и не портить его, стараться договариваться и не ссориться.
Дети выполняют коллективную работу.)
Педагог: Как дружно вы умеете работать! Наш макет аквариума почти готов! Теперь возьмем рыбок(показывает готовые формы – рыбки, разрезанные на две части).
(Педагог уточняет представление младших воспитанников о частях тела рыбки – используется макет. Обращает внимание старших дошкольников на то, чтобы они не перебивали младших и не демонстрировали свои знания раньше. Потому что этим они расстраивают малышей. Предлагает в следующий раз быть внимательнее к ним и учиться сдерживать себя.)
Педагог: Все у вас получится, если будете внимательными и будете помогать друг другу! Украсим наших волшебных рыбок (показывает разрезанных рыбок на подносе).
(Дети выражают недоумение, как можно раскрашивать разрезанных рыбок. Воспитатель предлагает взять по кусочку и сделать так, чтобы рыбки стали целыми. Так образуются пары.)
Педагог: Возьмем разноцветные салфетки (педагог проверяет знание основных цветов у младших детей и их оттенков – у старших), нарежем из них полоски и скрутим. Затем скатаем полоску в шарик (педагог демонстрирует каждый способ действия). Потом соберем все шарики – это будут чешуйки рыбки – и будем приклеивать на картонную основу. Головку и хвост рыбки оставляем незаполненными.
(Дети выполняют задание в парах. Взрослый просит каждую пару по очереди комментировать свои совместные действия: что дети делают в начале, потом, чем заканчивают.)
Педагог: Посмотрите, дети, какие красивые получились у нас рыбки, волшебные! Только без хвостов и голов.
(Педагог предлагает каждой паре придумать, как из салфеток сделать хвосты и головы для рыбок, используя другие приемы для работы с ними. Дети совещаются и придумывают свои варианты. Золотая рыбка, очень довольная тем, что у нее теперь так много подруг, тоже благодарит детей.)
Педагог: Вы просто молодцы! Чему вы сегодня научились? Чему удивились? Чему порадовались? Я очень рада за вас! Мне было приятно видеть, какие вы внимательные и дружные. Вот и закончилось наше путешествие в гости к Золотой рыбке! До новых встреч!