На сегодняшний день вместо простой передачи учащегося на уроках биологии знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. По сути, происходит переход:
- от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений;
- от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций.
В чем я вижу актуальность данной темы? Важнейшей задачей школы и каждого педагога является повышение качества обучения и воспитания, а также познавательного интереса у учащихся. Особенно это важно на уроках по темам, где материал излагается по одному алгоритму, изменяется лишь содержание. Это снижает интерес и качество усвоения материала. Очевидно, что даже самые интересные уроки, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной схеме будут эмоционально утомительны. Использование проектных и исследовательских методов позволяет решить эти проблемы.
Проектные и исследовательские методы в первую очередь связаны с реализацией деятельностного содержания образования, когда предметом освоения становится не просто “базовый объем” знаний, а способы и средства деятельности и стоящая за ним культура проектирования и исследования. Сегодняшний выпускник школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум.
Метод учебного проекта – это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Метод учебных проектов подразумевает:
- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;
- выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование;
- социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.
Учебные проекты классифицируют на:
По направленности:
- исследовательские, информационные, творческие и др;
- групповые или индивидуальные;
- монопроекты или межпредметные;
По продолжительности:
- мини, краткосрочные и долгосрочные
В своей педагогической практике я провожу уроки с применением методов проектирования, в основе которых лежат мини-проекты учащихся. Например это урок биологии в 5 классе по теме “Жизнь в морях и океанах.”.
Работа ведется по следующему плану:
Учащиеся делятся по желанию на группы по 4-5 человек. Каждая группа выбирает себе макет с морскими обитателями и проводит работу на уроке по нему. Результатом работы группы будет выполнение мини-сообщения по обитателям, которые были на макете. Если тема нравится учащимся, то они сами могут создать маке во внеурочное время.
Технологическая карта урока
Учебный предмет: биология
Класс: 5 класс
Автор УМК (программа учебного курса): Л.Н. Сухорукова Биология “Живой организм”.
Тип урока: использование технологии развития критического мышления.
Цели урока: | Развитие понимания взаимосвязей и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разных условиях |
Образовательные | Помочь в осознании и осмыслении материала о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении в мелководной прибрежной части, в толще, на дне, в коралловых рифах, на поверхности воды. |
Развивающие | Способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тесте учебника, в компьютерной презентации и на музейных стендах. Развивать у школьников мышление и умение делать выводы. |
Воспитательные | Воспитывать бережное отношение ко всем живым объектам природы, способствовать формированию эмоционально- целостного отношения к миру. |
Форма урока | - частично-поисковый (эвристический) - проблемный На уроке природоведения прослеживается системно-деятельностный подход: учащиеся 5 класса работают по ОК (используется технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала), применяется информационно-коммуникационная технология. На всех этапах урока идет работа с дополнительным материалом, учащиеся сравнивают, анализируют, делают выводы, выполняют проблемные задания. Урок изучения нового материала. На уроке используются технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационная технология. |
Опорные понятия, термины | Сообщества, взаимосвязь организмов, влияние неживой природы на внешний вид организмов. |
Новые понятия | Сообщество поверхности воды, толщи воды, донное, кораллового рифа, глубоководное. Планктон. |
Формы контроля | Беседа, составление таблицы в тетради в ходе урока, проверка каждого этапа заполнения. |
Домашние задание | Объяснение сущности домашнего задания: Составить краткий рассказ об одном из обитателей морей и океанов Нарисовать обитателей морей и океанов согласно их жизни в сообществах Выучить новые термины. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
I Этап “Постановка цели и задачи урока” | ||||||
Вспомнить понятия: сообщество,
среда обитания. Организует беседу, выявляющую знания этих терминов у учащихся Подводит итог о знании данных терминов Ставит цель познакомиться на уроке с сообществами морей и океанов Формирует группы для изучения нового материала |
Отвечают на вопросы. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя | Выделяют главную информацию из ответов. Приводят различные примеры и сравнивают их. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность ответов обучающихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
II Этап Изучение нового материала | ||||||
Учитель предлагает учащимся
закрыть глаза и включает музыку: Шум морского
прибоя и предлагает учащимся предположить о
каких сообществах мы будем сегодня говорить.
Учитель задает вопросы о морских обитателях и их
взаимосвязи: Каких морских обитателей вы знаете, перечислите их? Чем питаются эти обитатели и в каких условиях они живут? |
Учащиеся слушают звуки моря. Работа осуществляется для того чтобы выяснить какие знания о живых организмах и их взаимосвязях есть уже у учащихся | Анализируют, делают выводы и вспоминают необходимые данные | Весь класс участвует в беседе | Понимать на слухи представлять животных и их взаимосвязь | Группа учащихся по ходу опроса оценивает, кто больше может привести примеров и установить взаимосвязей между организмами | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль |
Предлагает прочесть первый абзац текста учебника и определить план изучения нового материала | Учащийся читает текст в слух. Остальные слушают. Работа осуществляется с целью понимания обучающимися содержания текста и установки последовательности изучения материала | Анализировать: - содержание прочитанного текста - установление последовательности изученного материала |
Весь класс во фронтальном режиме слушает первый абзац параграфа | Понимать на слух текст абзаца параграфа | Походу чтения абзаца устанавливают последовательность изучаемого материала | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль |
Организует просмотр презентации. - демонстрирует таблицу, которую необходимо заполнить входе просмотра презентации |
Учащиеся смотрят презентацию и заполняют предложенную таблицу в тетради, записывают новые термины в тетрадь с пояснением | Анализировать: - содержание просмотренных слайдов - установление последовательности изученного материала |
Весь класс смотрит презентацию и слушает описание слайдов | Воспринимает информацию зрительно и на слух | Походу просмотра презентации устанавливают последовательность изучаемого материала | Принимать и сохранять новую информацию. Осуществлять взаимоконтроль |
III Этап “Работы над содержанием урока” | ||||||
После просмотра презентации класс делится на 3 группы и им предлагается рассмотреть морских обитателей в витринах музея и найти обитателей с которыми они познакомились во время просмотра презентации | Учащиеся рассматривают макеты с морскими и океаническими обитателями и пытаются найти у них особенности о которых говорилось в презентации. Каждый учащийся в группе должен высказать свое мнение | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Обосновывать свое мнение | В группах из 5 человек кооперируются усилия по решению по ставленой задачи | Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаружить ошибки и отклонения от эталона |
Для закрепления и проверки
изученного материала учащимся предлагается
ответить на проблемные вопросы: 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик? 2. Как удерживаются в толще воды и передвигаются животные? 3. Как ориентируются в темноте глубоководные животные? 4. Какое сообщество представлено самым большим разнообразием животных? |
Учащиеся отвечают на вопросы и высказывают выводы по решению проблем | Осуществлять анализ объектов и выделять у них существенные признаки | Весь класс участвует в обсуждении поставленных проблем и выявлении определенных признаков у животных живущих в морях и океанах | Строить высказывания понятные для партнеров. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимать на слух ответы обучающихся | Прослушивают ответы обучающихся | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
IV Этап “Домашнее задание” | ||||||
Объяснение сущности домашнего
задания: 1. Составить краткий рассказ об одном из обитателей морей и океанов 2.Нарисовать обитателей морей и океанов согласно их жизни в сообществах 3. Выучить новые термины. |
Мои ученикам очень нравится работать над мини-проектами, они с азартом включаются в соревнование за лучшую презентацию, ищут потруднее задания для проверки знаний, придумывают стихи и слоганы для защиты проекта, создают красивые и содержательные информационные памятки. При этом каждый ученик может выбрать себе форму участия по интересам, где он может быть более успешен. Знатоки компьютера создают презентации, любители Интернета ищут информацию, артистичные ребята выступают на защите презентации. Урок, который идет с позитивным настроем, приносит радость учащимся и удовлетворение учителю.
В процессе работы над проектом формируются следующие УУД:
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнерами;
- строить речевые высказывания и ставить вопросы;
Личностные:
- различать виды ответственности внутри своей учебной работы;
- осваивать новые виды деятельности;
Регулятивные:
Умение ставить цель, определять задачу, соотносить поставленную цель и условия ее достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные:
- добывать, перерабатывать и представлять информацию;
- оформлять результаты исследования и представлять их;
- осознавать познавательную задачу.
Таким образом, за время урока удается комплексно развивать различные универсальные умения, причем поддерживая устойчивый интерес к предмету изучения за счет различной его презентации и элемента соревновательности между группами. Подобный метод можно применять и на уроках изучения других тем, это может быть основой для организации работы в различных классах.
Во внеурочное время учащиеся продолжают работать на понравившимися проектами, а по окончании создания проекта выступают сними на конференциях.
Используемые источники информации
1. А.Г. Асмолов и др. “Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли”. Система заданий. М. “Просвещение”, 2010.
2. Н. Л. Галеева “Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии”, М. 2006.
3. Н.Н. Жукова “Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии”. Журнал “Справочник заместителя директора школы”, № 6, 2011.
4. Г. И. Лернер “Стандарты нового поколения и формирование УУД”. Журнал “Биология в школе”, №7, 2011.