Земля - удивительная голубая планета, единственная в Солнечной системе, где существует жизнь. На Земле уникальная природа, в которой все элементы удивительным незримым образом связаны. Только мы - разумные “человеки” или ошибка природы, или её спасители (еще не проявившие себя в этой роли).С каким удовольствием мы слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса, с каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью водоемов или величественными громадами гор. И все это нам дает планета Земля! А взамен просит только одного - бережного, доброго отношения.
Как мы относимся к матушке природе, влияем на неё, так и она влияет на нас: пагубно или положительно.
Так, в первом классе на уроках окружающего мира (Программа А.А. Плешакова) ученики знакомятся с таким обратным влиянием природы на человека. На уроке, по теме “Почему мы должны соблюдать тишину в лесу”, дети проводят исследование по серии картинок. Делают вывод о том, что человек от загрязненной природы леса не может получить наслаждения. От оскверненного, громкой музыкой леса, не получит он, покоя, не наберется здоровья и жизненных сил. С каждым разом приезжая (виртуально) на одно и тоже место, человек, засоряя его, распугивая животных, истребляя насекомых и растения, человек выглядит и сам жалким- среди этой свалки. Дети непременно предложат: “А давайте обратно, почистим этот лес, пусть он снова оживет”. Дети очень отзывчивы , их легко направить и вести доброй экологической тропой по отношению к природе.
От темы к теме, постепенно ученики осваивают правила разумного экономного использования воды, электричества, раздельного сбора мусора. Эти темы увлекают их. Параллельно с детьми во внеурочное время мы выходим на площадку для сбора мусора, родители помогают окапывать и сажать деревья. Так, от малого подходим к теме: “Почему мы часто слышим слово “экология””?
Предмет “Окружающий мир” формирует базу под проблему экологизации производства, способствует подготовке будущего специалиста к принятию обоснованных решений о структуре экономики. Экологически грамотный человек уже будет строить безотходное производство, уважая законы живой природы, соотнося с ними хозяйственную деятельность.
Основные правила природоиспользования должен знать каждый грамотный человек. Систематизация последствий неконтролируемого и несогласованного с законами биосферы развития техники (производственные загрязнения воды, почвы, воздуха, нерациональное использование природных ресурсов, аварии и др.) позволяет школьникам ориентироваться в решении вопросов о предпочтительных направлениях развития современного производства, поможет сделать выбор среди альтернативных путей развития энергетики, сельского хозяйства, медицины и т.д.
Проблему экологии, по моему мнению, в глобальном плане, рассматривает в своей книге “Тавро Кассандры” Чингиз Айтматов.
“Они выплывают из океана, как горы, и смотрите, о ужас, о наказание небес, киты с разгона выбрасываются на берег! Смотрите, что с ними происходит! Это киты-самоубийцы! Что с ними? Почему они выбрасываются из воды?! Почему они решили покончить с собой?! Что это значит? Что заставляет иx так поступать? Что-то неладное, что-то невыносимое гонит их на погибель! Или это совпадение последних помыслов наших? В один день и час! Кажется, я начинаю понимать, начинаю улавливать, что движет китами, обрекающими себя на смерть.”
Так, гениальный писатель объясняет, мне кажется боль Земли, безысходность нашего пребывания на ней. Киты как бы кричат остановитесь, люди, что вы делаете с собой и со своей планетой!
И мы, учителя должны призывать наших учеников беречь, сохранять, лелеять Землю - наш общий дом!