Учебник. История России. 7 класс. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А., И.В.Курукин, А.Я.Токарева, издательство «Просвещение» 2016 г.
Параграф 24.
Цель урока: выявить причины и последствия церковного раскола.
Задачи урока:
- Предметная
- уметь выделять проблемы в отношениях между церковью и государством в XVII в., причины и последствия церковного раскола;
- воспитывать любовь к истории и ее историческому прошлому;
- развивать умение отслеживать причины обострения отношений между светской и церковной властями;
- познакомить учащихся с содержанием и ходом реформы Никона;
- усвоение содержания понятий - церковная реформа, раскол, старообрядцы, никониане;
- усвоение основных событий и хронологии раскола – 1653-1655, 1666-1667;
- знание основных участников событий: Никон, Аввакум
- Познавательная - уметь составлять и анализировать таблицу;
- Регулятивная – уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
- Коммуникативная – уметь сотрудничать с товарищами при выполнения заданий в паре устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты.
- Личностная – уметь воспринимать гражданский патриотизм, веротерпимость.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая, парная.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
План урока
- Организационный этап (1 мин).
- Актуализация знаний и способов деятельности (2 мин).
- Изучение нового материала и закрепление знаний (18 мин).
- Закрепление (15 мин)
- Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. (3 мин).
Ход урока
Вводное слово учителя. Прочитайте высказывание историка С.М. Соловьева. Как вы думаете, какова тема нашего урока, с чем она связана?
«Столкновение между старыми и новыми учителями повело к расколу, к церковному мятежу…Раскольники, церковные мятежники явились и мятежниками гражданскими, не признававшими власти, которая в их глазах гнала правую веру, власти антихристовой».
Сейчас мы поиграем в игру «Составь слово». Перед вами варианты ответов, ваша задача в паре выбрать правильный ответ на вопрос. На обратной стороне ответов буквы. После ответов на вопросы вы узнаете, что о чем пойдет речь на уроке.
1. Годы правления Алексея Михайловича?
а) 1645-1676 (р)
б) 1676-1682 (в)
2. Годы правления Федора Алексеевича?
а) 1676 – 1682 (е)
б) 1796-1801 (к)
3.Годы правления Михаила Федоровича Романова?
а) 1645-1676 (а)
б) 1613-1645 (ф)
4. Когда было первое ополчение?
А) 1612 (с)
б) 1611 (о)
5. В каком городе было собрано первое ополчение ?
А) Новгороде (о)
б) Рязани (р)
в) Москве (м)
6. В каком городе было собрано второе ополчение ?
А) Новгороде (м)
б) Рязани (п)
в) Москве (у)
7. Кто был патриархом при Михаиле Федоровиче Романове?
А) Иов (е)
б) Гермоген(у)
в) Филарет (а)
Теперь переверните карточки, по вашему мнению, с правильными ответами и составьте слово, которое поможет вам понять о чем пойдет речь на нашем уроке. (реформа)
Какие цели и задачи урока мы будем решать?
Сегодня мы совершим восхождение на вершину пирамиды, которое поможет рассмотреть особенности церковной реформы в 1653-1655 годах.
Восходить будем по ступенькам.
Пройдя все ступеньки, мы узнаем, почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России.
Первая ступенька «Последствия вторжения поляков».
В паре выясните, что сделали поляки по отношению к церкви, церковнослужителям, когда были в Москве? (стр.75)
Ответ
- Разграбили церковную утварь
- Осквернили мощи святых
- Уничтожили при отступлении 450 московских церквей.
- Убийство служителей церкви
- Взятие в заложники служителей церкви
После 8-летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
Главное, что удалось добиться Филарету, - это укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
Как происходящее после смуты повлияло на верующих?
Укрепило духовные силы верующих и священнослужителей.
Укреплен авторитет и власть царя М.Ф.Романова
Не решены церковные вопросы.
А сейчас мы подошли ко 2 ступеньки «Никон и Аввакум».
Два активных участника церковной реформы: Патриарх Никон и протопоп Аввакум, неординарные личности. Сейчас мы с вами с ними познакомимся.
Учащиеся рассказывают индивидуальные задания о биографии Никона и Аввакума.
А сейчас 3 ступенька «Церковная реформа». Разобьемся на 4 группы. В группах заполните таблицу, используя материал на странице 76. (Приложение №1)
|
Никон |
Аввакум |
Название верующих |
|
|
Крещение |
|
|
Поклоны |
|
|
Пение |
|
|
Движение верующих в церкви |
|
|
Написание имени Христа |
|
|
После работы проверяют данную таблицу:
До реформы - "староверы" (сторонники Аввакума) |
После реформы (сторонники Никона)- никониане |
Крещение двумя перстами |
Крещение тремя перстами |
Многие люди отвергли реформы Никона.
Таким образом, произошел раскол: на старообрядцев и никониан. Среди старообрядцев были священники, монахи, крестьяне, дворяне.
Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу.
4 ступенька «Разногласия между царем и патриархом»
- 1 группа - причины ссоры Никона с Алексеем Михайловичем? (хотел править вместе с царем).
- 2 группа - Что сделал Алексей Михайлович, когда Никон заявил, что хочет с ним разделить власть? (перестал ходить на богослужения, приглашать Никона на государственные приемы)
- 3 группа - Почему Никон заявил о сложении с себя полномочий и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь? (Так как царь перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву).
- 4 группа - Что делал Алексей Михайлович после сложения патриарших полномочий Никона? (церковный суд над Никоном, земский собор)
5 ступенька – Цековный собор
Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Царь заявил, что Никон «самовольно и без царского повеления оставил церковь и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствующие церковные иерархии поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.
Индивидуальные рассказы биографии Никона, Аввакума (в презентации)
6 ступенька - «Протесты старообрядцев»
Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты (Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение (1675-1695 - 20 тыс. старообрядцев)
Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60.
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью.
Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.
Итак, во второй половине 17 века в Русской Православной Церкви произошел раскол. Часть духовенства и мирян отвергли церковные реформы Никона. Появилось старообрядчество.
7 ступенька «Итоги»
У вас на столах лежат алгоритмы (Приложение № 2). Откройте их и найдите правила составления синквейна.
Составьте синквейны к словам:
- 1 группа – раскол
- 2 группа - церковная реформа
- 3 группа - никониане
- 4 группа - старообрядцы
Была она нужна церковная реформа стране? К чему привел раскол? (Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям).
В группах определите, что произошло с церковью после смуты:
- церковь вовлечена в политическую борьбу времен смуты
- сложились условия для церковной реформы
- изменение обрядовой стороны православия
- раскол верующих на никониан и старообрядцев
- борьба народа против гнета властей.
Вернемся к нашей проблеме: почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России? (весь народ, применение силы, много жертв)
Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Но это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении показало, что церковь стала как одно из второстепенных ответвлений государственной власти.
А сейчас мы проведем «Свою игру».
Каждая из групп выбирает вопрос. Подсчитываем правильные ответы и выявляем победителя.
1.Движение, которое объединило часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона? (а) старообрядцы, б) никониане)
2.Какой патриарх укрепил роль церкви в государстве (а)Филарет, б)Аввакум, в) Никон)
3.Основатель церковной реформы (а)Филарет, б) Аввакум,в) Никон)
4.Лидер старообрядцев (а)Филарет, б)Аввакум, в) Никон)
5.Какое событие произошло в 1666 году? (церковная реформа, соборное уложение, церковный собор)
6. В каких годах была церковная реформа? а) 1666-1667,б) 1653-1655, в) 1497, г) 1450
7. Итог церковного собора по отношению Никона? (лишился сана и сослан в монастырь на пожизненное проживание)
а) лишился сана
б) сожжен
в) сослан в монастырь на пожизненное проживание
г) приговорен к заточению в земляной тюрьме
8. Итог церковного собора по отношению к Аввакуму?
а) лишился сана
б) сожжен
в) сослан в монастырь на пожизненное проживание
г) приговорен к заточению в земляной тюрьме
9. По каким образцам должны быть написаны книги? А) древнегреческим образцам, Б) древнерусским образцам, В) католическим образцам
Ответы 1.а, 2 а – Филарет, 3в – Никон, 4 б- Аввакум, 5 в –церковный собор, 6 б, 7 – а,в, 8- б,г, 9-а
Рефлексия.
Каждый из вас участвовал в ходе урока.
Задача группы - выставить оценку каждому учащемуся, соотнося степень участия в работе.
Поднимите руки
- у кого оценка «5»
- оценка «4»
- оценка «3»
Молодцы!
А теперь сами оцените свою работу, ответьте на 3 вопроса:
1. Как я усвоил (а) материал?
- Усвоил весь материал - 9-10 баллов
- Частично усвоил материал - 7 – 8 баллов
- Мало что понял - 4 – 6 баллов
2. Как я работал (а)?
- Со всеми заданиями справился – 9-10 баллов
- Допустил ошибки - 7- 8 баллов
- Не справился - 4-6 баллов
3. Как работала группа?
- Совместно выполняли задания - 9-10 баллов
- Не все были активны - 7- 8 баллов
- Работа была непродуктивная - 4- 6 баллов
Продолжите предложение:
- Я удивился…
- Я задумался …
- Я понял…
Домашнее задание: параграф 24.
- 1 уровень - ответить на вопросы после параграфа.
- 2 уровень - Как вы думаете, кто был прав в религиозных спорах о вере и обрядах Никон или Аввакум?