Урок истории "Жители Древнего Египта"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 5

Цель урока: сформировать у учащихся представление о сущности государства и его роли в жизни египтян .

Задачи урока:

  • дать представление о понятиях “налоги”, “шадуф”, “писцы”, “вельможи”, “амулет”;
  • познакомить учащихся с разными видами ремесел на территории Древнего Египта;
  • развивать умение видеть проблему и намечать пути её решения;
  • формировать навыки анализа, сопоставления, сравнения через работу с текстом учебника, с историческим документом;
  • способствовать развитию критического мышления, речи, внимания, памяти учащихся;
  • создать условия для развития и совершенствования информационной, коммуникативной и рефлексивной компетентностей;
  • воспитывать уважение к государству;
  • способствовать формированию уважительного отношения к чужой точке зрения.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

  • работать с разного рода заданиями, рассчитывая на собственные силы;
  • объяснять и применять изученные понятия и термины по теме (предметные умения);
  • давать характеристику занятий жителей Древнего Египта, составлять схему, анализируя информацию, полученную на уроке (предметные и познавательные);
  • описывать условия жизни земледельцев и ремесленников;
  • осуществлять целеполагание (регулятивные);
  • работать в парах, участвовать в обсуждениях (коммуникативные умения);
  • выражать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, проводить рефлексию своей деятельности (личностные)

Тип урока: урок “открытия нового знания”.

Преобладающие формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Технологии, используемые на уроке:

  • ИКТ-технология;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • здоровьесберегающая технология, направленная на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (физкультминутка);
  • технология критического мышления.

Приемы и методы: эвристическая фронтальная беседа, задания с учетом темы предыдущего урока, дискуссия, проблемный диалог, обсуждение, информационный поиск, элементы исследовательской деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, рабочие листы.

Содержание урока:

I.Организационный момент.

II. Модуль актуализации и закрепления изученного материала.

III. Мотивационный модуль урока. Сообщение темы урока, целеполагание, определение круга вопросов, создание позитивного настроя.

IV. Модуль изучения нового материала

V. Модуль закрепления изученного материала. Рефлексия

VI. Домашнее задание.

Структура урока

Структурные компоненты урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент 1. Определение готовности учащихся к уроку. Знакомство с особенностями проведения данного урока. Подготавливают рабочее место, настраиваются на работу
II. Модуль актуализации и закрепления изученного материала 1. Организация учебной деятельности с рабочим листом (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).

2.Дифференцированные задания (Задание №1 – “подчеркните фактические ошибки в тексте и исправьте их”. Задание №2 – “Подберите пару, вставив пропущенные буквы”).

3. Проверка выполнения задания (коллективно)

Слушают.

Выполняют задание по своему выбору

Осуществляют самопроверку, анализируя правильность выполнения задания

III. Мотивационный модуль 1. Вступительное слово учителя

Ребята, мы продолжаем с вами путешествие по страницам истории. Сегодняшний урок позволит нам побывать в “Та – меху” (“Стране болот и папируса”, пройти по “дешрет” и “кемет” (“по красной и чёрной” земле). О каком государстве идёт речь?

Кто является творцом истории Древнего Египта? Формулирование темы урока (запись темы урока)

2. Целеполагание.

Сегодня вы выступаете моими ближайшими помощниками – исследователями, которые по крупинкам собирают исторические знания. Чтобы начать нашу работу, предлагаю обозначить цель урока, сформулировать вопросы (эталон вопросов на доске:

1. Кто жил в Древнем Египте?

2. Чем занимались жители Древнего Египта?

3. В каких условиях жили?).

1. Слушают. Формулируют тему урока. Записывают её в рабочий лист.

2.Совместно с учителем определяют цели и главные вопросы для организации работы на уроке

IV. Модуль изучения нового материала 1. Беседа

- Какие основные занятия египтян Вам известны?

- Кто составлял важную часть жителей страны?

2. Определение групп жителей Древнего Египта в соответствии с родом деятельности (фараон, жрецы, вельможи, воины, писцы, земледельцы, ремесленники) (Презентационное сопровождение)

3. Физкультминутка

4. Беседа. Организация самостоятельной работы.

Как вы считаете, кому жилось труднее, земледельцам или ремесленникам?

Предлагаю найти доказательства своей точки зрения. Для этого каждый из вас выступит в роли историка.

1 группа

Задание: прочитать пункт “Труд земледельцев” (стр. 38-39), выписать ключевые слова, которые помогают нам понять труд земледельцев (эталон ответа: орошение, насыпи, пахота, каналы, шадуф, орудия труда (плуг, серп), опасность”.

Сделать вывод, используя свои записи и древнеегипетские настенные росписи на стр. 39 (первый рисунок)

2 группа

Задание: Выписать виды ремёсел, работая с историческим источником. Сделать вывод о труде ремесленников.

3 группа

Прочитать пункт 5 “Писцы собирают налоги” (стр. 41).Выделить из текста основные занятия писцов.

1. Вступают в диалог с учителем, отвечая на вопросы беседы.

2. Используя данную учителем характеристику особенностей вида деятельности, определяют категории населения, проживавшие в Древнем Египте.

3. Участвуют в физкультминутке. Выполняют упражнения, настраиваясь на дальнейшую учебную деятельность.

4. Слушают учителя. Самостоятельно выполняют задание из рабочего листа в соответствии с делением на группы.

5. Обобщение полученных знаний (коллективная работа).

Налог – обязательный платеж в пользу государства

6. Создание проблемной ситуации.

В Древнем Египте было много мастеров своего дела и среди крестьян-земледельцев, и среди ремесленников. А еще там жили фараоны, вельможи, воины, писцы. Каждый из них нуждался в продуктах питания, одежде, орудиях труда... как всё это можно было получить?

Обмен – самый простой вид торговли.

Как оценить свой товар, если нет денег?

5. Участвуют в обсуждении. Обобщают полученные знания. Записывают определение (“налог”)

6. Предлагают своё решение проблемной ситуации, выясняя, что обмен являлся самым простым видом торговли.

7. “В гости к египтянину”.

Мы многое сегодня узнали. Пришла пора побывать в гостях. В гостях у египтянина.

Работа с иллюстрациями (стр. 40, 41 – “Дом земледельца”, “Строительство дома”).

Пища. Одежда.

Амулеты – мелкие фигурки, которые защищают от злых духов и несчастий

7. Рассматривают рисунки. Анализируют, делают выводы, высказывают своё мнение.
V. Модуль закрепления изученного материала. Рефлексия 1. Беседа по вопросам.

Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам её достичь?

2. Игра по карточкам (налог, шадуф, писцы, вельможи, амулет).

Вызывается один из учеников, который стоит перед классом. Учитель показывает табличку с термином. Ученики формулируют вопрос, а ученик отвечает, о каком понятии идёт речь.

3.Выскажите своё мнение относительно сегодняшнего урока, используя оценочное дерево на вашем рабочем листе.

Отвечают на вопросы, анализируя собственную деятельность во время урока. Выставляют оценки в рабочие листы. Заполняют оценочное дерево, проговаривая перед классом сложные моменты урока, то, чему удалось научиться.
VI. Модуль домашнего задания Уровни домашнего задания:

1) “Необычная обычность” - параграф 7 (пересказ), выучить термины.

2) “Особое задание”* (задание №1 стр. 42 “Опишите”)

3) Идеальное задание* (составить рассказ от имени земледельца (письменно)

Фиксируют домашнее задание в дневниках. Творчески применяют полученные на уроке знания.

Список литературы

  1. Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред.А.А. Искендерова.-М.: Просвещение, 2012
  2. Смородина Е.В. История древнего мира. Закрепление и проверка знаний учащихся: Учебно-методическое пособие для учителей. - СПб.: Детство-пресс, 2009
  3. Чернова М.Н. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. В 2 частях. Ч 1: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина и др. “Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс” ФГОС (к новому учебнику)/М.Н. Чернова. - М.: Издательство “Экзамен”, 2015