Урок на тему "Разносклоняемые имена существительные"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (911 кБ)


Цель урока: познакомить учащихся с разносклоняемыми именами существительными.

Задачи урока: закрепить умения определять род и склонение имён существительных, формировать умение: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе, развивать творческую инициативу.

Ход урока

Орг момент. Слайд 1. Приветствие.

- Сядет тот, кто определит падеж существительного в словосочетании, которое я назову:

  • Идем по улице (Д.П.), приедем на трамвае (П.П.),
  • идти через рожь (В.П.), постареть от времени (Р.П.),
  • находиться в вестибюле (П.П.), стоять у знамени (Р.П.),
  • отвечать по истории (Д.П.), интересоваться картиной (Т.П.),
  • видеть сухой камыш (В.П.), побывать в планетарии (П.П.), остановиться перед опасностью (Т.П.), жить в доме (П.П.), освободиться от бремени (Р.П.), налить в стакан (В.П.), участвовать в экспедиции (П.П.)

- Запишите число. Классная работа.

2. Расследование 1. Повторение изученного. Актуализация прежних знаний.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы - детективное агентство.

- Чем занимаются в детективных агентствах? (Проводят расследования)

- Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование.

Конверт № 1.

- Неизвестное лицо прислало нам материал для расследования. Давайте посмотрим, что находится в конвертах? В конверте №1 карточки с номерами и задания к ним. Это зашифрованное письмо. (Карточки вывешиваются на доску. На обратной стороне карточек написано “Разн о склон яем ые су щест ви тель ные”)

- Чтобы расшифровать это письмо, нужно вспомнить известные вам сведения. Продолжите предложение: Слайд 2.

1. Морфология – это...
2. Существительное – это...
3. Существительные изменяются ....
4. Имена собственные – это..
5. Одушевлённые существительные – это...
6. Сколько склонений у существительных?
7. Какие существительные относятся к 1 склонению?
8. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
9. Какие существительные относятся к 3 склонению?
10. Какую роль выполняют существительные в предложении?

(На доске постепенно открывается запись “Разносклоняемые существительные”)

- Молодцы первое письмо вы расшифровали. Запишите: Разносклоняемые существительные.

- Как вы думаете, какие существительные называются разносклоняемыми?

- Прочитайте внимательно название существительных, выделите в нем корни, определите от каких слов образовано это название. (По-разному склоняются)

- Чтобы узнать о каких существительных идет речь, проведем расследование №2.

3. Расследование 2. Знакомство с новым материалом.

- В конверте 2 пять букв и три задания. (Вывешивается на доске полоска с буквами: ЗВПВИ)

- Снова зашифрованное послание. И к ним задания.

Задание 1. Слайд 3.

- Определите склонения слов написанных на слайде:

Плач, знамя, мышь, время, родина, племя, горе, вымя, верность, имя, Ваня

- У всех ли слов удалось определить склонение? Почему? Какая особенность в этих словах? (Эти существительные оканчиваются на -мя и имеют средний род)

- Выпишите эти слова в столбик. Проверьте написанное. Слайд 4.

  • Знамя
  • Время
  • Племя
  • Вымя
  • Имя

- Чем похожи эти слова? Какой вывод можно сделать? (Существительные оканчивающиеся на -МЯ и имеющие средний род называются разносклоняемыми).

Задание 2.

- Докажите, что эти существительные склоняются по-разному.

Просклоняйте по падежам слово “горе” и слово “знамя”. Слайд 5.

И.П горе знамя
Р.П. горя знамени
Д.П. горю знамени
В.П горе знамя
Т.П горем знаменем
П.П горе знамени

- Что вы заметили в окончаниях существительных? Какой вывод можно сделать? (Окончания в существительном “знамя” в Р.П. Д.П. П.П.  имеет окончание 3-го склонения - И, а в Т.П. окончание 2-го склонения -ЕМ)

- Можно ли его назвать разносклоняемым? (Да)

Задание 3. Слайд 6.

- Поставьте выписанные слова в Р.П., Д.П. или П.П.

- Проверим. Слайд 7.

- Чем еще отличаются эти слова? (Добавляется суффикс -ЕН).

- Итак, какие существительные называются разносклоняемыми? (Дети обобщают выводы)

- Что же обозначают буквы, присланные нам в конверте? Догадались? (Это пять разносклоняемых существительных: знамя, время, племя, вымя, имя)

- Молодцы. Вы с успехом провели расследование 2.

4. Расследование 3. Словарная работа.

- Посмотрите, в конверте № 3 еще шесть букв: СПСТБП, и задания к ним.

Задание № 1. Слайд 8-10. Подберите к словам на слайде синонимы, заканчивающиеся на -МЯ.

- Итак, какие слова у вас получились? Догадались, что обозначают буквы, присланные в конверте? Слайд 11.

  • семя,
  • пламя,
  • стремя,
  • темя,
  • бремя и
  • путь (м.р)

- Просклоняйте устно эти слова. Слайд 12.

- Какой вывод мы можем сделать, сколько же всего разносклоняемых существительных? (Разносклоняемых существительных всего 10, и к ним также относится слово “путь”).

5. Физминутка. Песенка про 10 разносклоняемых существительных из радио урока “Веселая грамматика”. Слайд 13. (Отрывок на 4.29 минуте)

 

В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя?
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя.
Над тем, как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков.
Чтоб она получилась полезней
Мы включили в нее десять слов.
Есть в этой песне имя, семя, племя, пламя,
В нее вошли и вымя, стремя, темя, знамя.
А для того, чтоб облегчить учебы бремя
Вы повторяйте эту песенку все время.

6. Расследование 4. Закрепление.

- И последнее расследование в Конверте №4.

Задание 1. Слайд 14.

- Спишите словосочетания. Поставьте разносклоняемые существительные в нужную форму.

  • Занимать много (время) (р.п),
  • в (пламя) (п.п) костра,
  • масло в (семя) (п.п),
  • нога в (стремя) (п.п),
  • звать по (имя) (д.п),
  • подъём (знамя) (р.п),
  • согнуться под тяжелым (бремя) (т.п.),
  • история о (племя) (п.п.).

Задание 2. Слайд 15.

- Расположите фразеологизмы со словом “время” в соответствии с их значением:

До поры до времени (очень мало)
Тянуть время (дело, зависящее от обстоятельств)
Времени в обрез (ничто не вечно, кроме пирамид)
Вопрос времени (до определенного срока)
Всё боится времени, но время боится пирамид (медлить)

Задание 3. Слайд 16.

- Составьте пословицу из данных строк. Запишите.

- Молодцы. Проверим. Слайд 17.

Никто не может заменить вас самих на пути к знанию.

7. Итог урока. Слайд 18.

- О каких существительных вы уЗнали на уроке? (О разносклоняемых существительных)

- Какие Умения приобрели? (Научились склонять разносклоняемые существительные)

- Чему еще Научились? (Научились употреблять разносклоняемые существительные в предложении)

- Сегодня хорошо проводили расследование...

8. Домашнее задание. Слайд 19

с. 138 Орфограмма № 31, упражнение № 259.