Влияние взрослых на развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли...» Культура поведения – неотъемлемая часть культуры человеческого общества. Выполнение каждым членом общества действующих в нем норм поведения, основанных на принципе: уважай общество и сограждан, считайся с ними и веди себя так, как хочешь, чтобы другие так же вели себя с тобой. Усвоение этого принципа особенно важно для тех молодых людей, которые выбрали профессию педагога, воспитателя. Ведь именно им придется обучать дошкольников культуре речи и правилам этикета [1].

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами, родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь частью общечеловеческой, отражает состояние общественного развития и вместе с тем оказывает на него серьезное влияние. Само понятие поведенческой культуры весьма разносторонне и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды.

«Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире» [2]. Начинать обучение правилам и нормам этикета желательно в дошкольном возрасте. В целях эффективности этой работы воспитателю самому надо знать содержание и сущность этикета, владеть методикой его обучения.

Самыми первыми и важными учителями ребенка являются отец и мать. Первая его школа – дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на то, «чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец».

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.

Культура поведения для взрослых является необходимым качеством: без этого формировать культуру у детей невозможно.

Современный детский сад – это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от их национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образовательного уровня, поролевых установок. Соблюдение этикета дает воспитателю возможность учесть все эти различия и повести себя в каждом конкретном случае таким образом, чтобы наиболее эффективно влиять на воспитание детей. Знание этикета помогает понять, как целесообразнее вести себя среди людей определенной социальной группы, как поступить в сложившейся ситуации, как строить отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми.

Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями. В.А. Сухомлинский, отмечая огромное значение слова педагога, писал, что «искусство воспитания включает в себя прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» [3].

Чувство такта – это умение вести себя в различной обстановке в соответствии с общими правилами поведения, но и так, чтобы удовлетворять эстетическим и этическим требованиям, уметь предупредить ситуации, создающие неловкость.

Чтобы развить чувство такта, нужно чаще ставить себя на место другого человека. Прежде чем осуждать людей и их поведение, нужно уметь критически относиться к себе. Например, призывая к порядку ребенка, мы не должны делать это в грубой форме, с издевкой, насмешкой, поскольку это нередко имеет обратное действие. Справедливое наказание предполагает обязательное уважение к человеческому достоинству. Тактичность, руководимая чувствами и разумом, проявляется как в поступках, так и в словах.

Самое важное – чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Часто мы не замечаем, как держимся дома, но еще хуже, когда мы совершенно невоспитанно ведем себя с нашими детьми, забывая говорить малышу «спасибо» и «пожалуйста», перебивая его в разговоре, разговаривая с ним иным тоном наедине, чем при гостях, и др. Не только на специальных занятиях в детском саду или индивидуально дома, но и в повседневной жизни детям нужно подавать хороший пример, стараясь привить хорошие манеры как бы случайно, незаметно, не спеша, терпеливо. Лучше лишний раз напомнить ребенку, как нужно себя вести, чем кричать на него за то, что он не так поступил. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать. Нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса (особенно с детьми).

Но, к сожалению, на практике, общение родителей с детьми – воспитанниками детского сада имеет прямо противоположный характер: зачастую можно услышать возгласы «Вау!», «Супер!», «Блин!», «Классно!», «Ни фига себе!» и прочие сленговые, жаргонные, а порой и нецензурные выражения.

Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет такие слова-паразиты, как «понимаешь», «вот», «между прочим», не говоря уже о неприличных словах. Убогим выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого», «э-э-э». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение.

Для ребенка взрослый является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за ним. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Иногда приходится слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.

Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но и через них способствует развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

Наилучших результатов можно достичь только в совместной работе родителей и воспитателей по формированию первичных представлений о речевом этикете.

Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Самый лучший способ привить детям хорошие манеры — постоянно показывать им пример.

Воспитание культуры речевого общения предполагает совместную работу воспитателя и родителей: первый как профессионал дает ориентиры формирования этикетного поведения, второй ежедневно практически организует, контролирует, подправляет деятельность ребенка по самовоспитанию. Первый больше работает с детским коллективом, второй – с отдельным ребенком. Родители, а также бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях. Они не только наблюдают за своими детьми, но и помогают воспитателю, вооружаются теми правилами, которыми овладевают дети.

Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, не следует ставить перед собой задачу обучения родителей правилам этикета. Помня, что взрослого человека надо учить осторожно и ненавязчиво, воспитатель знакомит родителей со своими методами работы с детьми, стараясь как можно реже говорить родителям такие слова, как «вы должны», «вы обязаны», заменяя их словами «разумно», «желательно», «целесообразно», «лучше для вашего ребенка».

Цель воспитателя – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного этикета.

На родительских собраниях важно соблюдать уважение к личности ребенка и его родителям, нежелательно говорить плохо о ребенке, тем более в присутствии посторонних для него людей.

На собраниях лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать при индивидуальной беседе. Каждый родитель хочет слышать от воспитателя конкретные рекомендации, касающиеся его ребенка.

Выводы:

Таким образом, дошкольный возраст является важным этапом в становлении личности, именно в этот период закладываются основы речевого развития ребенка, в том числе и навыки речевого общения. Большое место при этом отводится целенаправленному воздействию со стороны семьи и дошкольных образовательных учреждений.

Развитие детей правилам речевого этикета происходит постоянно в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты.

Список литературы:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2002.
  2. Курочкина И.Н. Современный этикет: методическое пособие для преподавателей курса. – М.: Академия, 1993.
  3. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Академия, 1990.