Роль учебного проектирования в формировании личности школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Содержание.

  1. Актуальность учебного проектирования.
  2. Проектные уроки.
  3. Наблюдения психолога. Применение теста цветового восприятия М. Люшера.
  4. Заключение.
  5. Литература.

Актуальность учебного проектирования.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в настоящее время происходят качественные изменения в практике приобретения и усвоения школьных знаний. В первую очередь изменения нацелены на развитие личности каждого ребенка. Именно поэтому проектное обучение так востребовано в образовательных учреждениях. Хочу поделиться своими наблюдениями занятий по учебному проектированию во втором классе.

Проектные уроки.

Занятия у нас проводились в учебное время, занимались один урок еженедельно.

«Однако от традиционных уроков они отличались большей степенью самостоятельности учеников, деятельностной основой организационной формы и нацеленностью на освоение способов действий и деятельностей. Урок стоится из нескольких составных частей: фронтально-интерактивную, деятельносно-групповыю и презентативную. Каждый урок строится на основу задания» [1].

Сначала ребята работали в бригадах. Далее, набираясь опыта в новом для них деле, получив определенные навыки и став более самостоятельными, объеденились в пары.

Хочу заметить, что темы предлагаемые второклассником были интересны. Ребята брались за работу с удовольствием. Тим более что занятия имели соревновательный характер между бригадами и парами, что обеспечивало дополнительную мотивацию, качественные реализации проектного замысла. Отметка в конце урока не ставилась, но желание работать над проектами из-за этого меньше не становилось. Дети всегда ждали урок учебного проектирования как праздника.

Конечно не одним только продуктом, то есть стремлением к цели важна данная деятельность. На мой взгляд, важен сам процесс распределения обязанностей, т. е (кто и чем в бригаде или паре будет заниматься). И это не только технический процесс, но и процесс психологический, причем очень сложный. Именно на этом этапе происходит на учение взаимодействию детей. Ребята учатся вниманию друг к другу, со временем понимают, у кого что получается лучше (кто аккуратнее обводит, вырезает, наклеивает) и кому доверить тот или иной участок работы. Ребята учатся "чувствовать" время, распределять его, что бы успеть выполнить задание к концу урока.

На этом этапе бывает больше всего разногласий, а в начале года даже ссор.

Со временем распределение обязанностей происходит четче и продуктивнее.

Еще один сложный этап, это подготовка к презентации, т.к и тут нужно договориться между собой кто и о чем будет рассказывать. И здесь в начале года было много трудностей. Теперь выходя к доске, для презентации продукта ребята часто говорят: «Мы работали дружно». И это успех. Я наблюдала, как дети учатся взаимодействовать, идти на компромисс, приходить к общему мнению.

Через два три занятия в бригадах выявляются лидеры. Конфликтные дети начинают вести себя спокойнее, стараются согласовать свои действия с другими ребятами.

Я заметила, что настоящий соревновательный эффект появляется примерно после пятого занятия, дети стараются выполнить задание быстрее и лучше.

Наблюдения психолога. Применение теста цветового восприятия М. Люшера.

Очень важен психологический климат в бригадах, т.к. менять их состав считается не целесообразным. Поэтому задачи педагога - психолога помочь обеспечить нормальный психологический климат. Для меня было важно следить за состоянием каждого ребенка. Психолог может подойти к учащемуся, если он расстроен или слишком активен. Так же до и после урока я применяла тест М. Люшера, что бы определить (как дополнительный фактор основное -наблюдение) настроение детей, их текущее психологическое состояние. Тест Люшера также основан на предположение о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность.

Методика Люшера характерна тем, что может за короткое время дать глубокую свободную от сознания испытуемого характеристику его психологического состояния.

Если взять общее данные на начало и конец года, то прослеживается тенденция к улучшению настроения, инициативности, самостоятельности, т.е. дети выбирают другие, чем в начале года" оптимистичные цвета".

Приведу несколько примеров:

  1. Девочка в сентябре постоянно выбирала серый цвет. В конце года красные и зеленые цвета.
  2. Мальчик, пришел в нашу школу в этом году. Астеничный, плаксивый, боязливый, утомляемый ребенок. В начале года показывал коричневый цвет, к концу учебы желтый. У ребенка снизился уровень тревожности как во время проектной деятельности так и вне ее.
  3. Девочка начинала с выбора фиолетового цвета. Занятия очень увлекли ее и, вскоре, она стала занимать лидерские позиции в бригаде. Предпочтение стала отдавать желтому цвету.
  4. Девочка спокойная, вдумчивая с синего в начале года" перешла" к красному и зеленому.

Несмотря на высокую валидность данного теста, нельзя забывать, что существуют люди с устойчивым восприятием цвета. Здесь могут играть роль семейные традиции, ассоциации,воспитание.

Приведу пример:

Девочка в течение года (до и после занятий) устойчиво выбирала синий цвет. Другая девочка фиолетовый. Зная это, определять их психологическое состояние при помощи этого теста нельзя.

При применении данного теста необходимо учитывать состояние ребенка, что происходит в семье, что было до урока проектной деятельности и пр.

Конкретный пример.

Девочка – лидер, серьезна, добросовестна. При сложившийся сложной ситуации в семье (тяжело болела мать), именно в этот период, показывает черные и серые цвета, хотя очень увлеченно занимается проектной деятельностью.

Вот еще пример настроения изменения настроения.

Бригада выполнила работу, но представить свой продукт до конца урока не успела. Мальчик до занятия показал зеленый, после черный цвет.

Как правила, к концу урока синие серые и коричневые, меняются на красные, желтые и зеленые. В большинстве случаев, концу учебного года, выполнив программу учебного проектирования для второго класса, вышеуказанные цвета дети выбирают как до, так и после занятия.

Заключение.

К концу учебного года заметно, что дети стали активнее, коммуникабельные умеют договориться между собой, не только задавать вопросы и отвечать на них, но и бесконфликтно аргументировать свою позицию и мнение,слушать товарищей и учитывать их интересы.

Заметны такие качества как предприимчивость, самостоятельность.

И это радует и вселяет надежду, что наши дети смогут реализовать свой внутренний, личностный потенциал для достижения поставленных целей. Ведь в этом и есть главная задача педагога.

Смотря на наших повзрослевших детей, мы видим, как влияет курс проектной деятельности на социализацию личности.

Литература:
  1. Н.Ю. Пахомова. «Программа курса «Проектная деятельность» 2-4 классы» – Москва: Изд. «Русское слово», 2013.
  2. Тюнина. ФГОС ООО «Что изменится для детей и их родителей». Программа профессиональной переподготовки. – Казань: Из-во «Образование и Педагогика», 2016.
  3. М. Люшер. «Тест цветового восприятия». Википедия.