Технологическая карта урока русского языка на тему " Скоро Новый год! Составление поздравлений". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок введения нового знания. Урок-праздник.

Цель урока: рассмотреть роль окончаний слов в русском языке; учить изменять форму слова; формировать умение выделять в слове окончание.

Задачи:

Предметные:

  • Усвоить, что окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов.
  • Познакомить с особенностями оформления окончаний на письме.
  • Учиться писать поздравления.

Личностные:

  • Воспитывать доброту, ответственность, душевность, уважение к людям.

Метапредметные:

  1. Познавательные УУД:
    • Ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
    • Отвечать на вопросы учителя.
    • Сравнивать предметы, находить общее и различие.
    • Умение применять полученные знания.
  2. Регулятивные УУД:
    • Под руководством учителя организовать своё рабочее место, сформулировать задание, определить цель, поставить учебные задачи.
    • Дать самооценку.
  3. Коммуникативные УУД:
    • Формирование умения слушать и понимать других.
    • Читать про себя и вслух тексты, понимать прочитанное.
    • Умение создавать письменное поздравление.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Технология: деятельностный подход, проблемное обучение, карта понятий по Бершадскому М.Е. (кандидату пед. наук, доценту, профессору АПК и ППРО, г. Москва).

Дидактические средства и материалы:

Для учителя:

  1. учебник «Русский язык» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, 2 класс;
  2. ЦОР;
  3. фонограмма музыки для физминутки;
  4. карточки со словами – понятиями;
  5. искусственная ёлочка.

Для учащихся:

  1. учебник «Русский язык» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, 2 класс;
  2. рабочие тетради;
  3. бумажные кружки трёх цветов: Красного, жёлтого, зелёного на каждого ученика(оценить себя и украсить ёлочку).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к деятельности.

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

– Здравствуйте ребята! Совсем скоро начнётся наш урок.

Пусть этот урок, который мы проведём с вами вместе, позволит открыть много нового. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения!

Соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваются.

Организуют своё рабочее место под руководством учителя

Коммуникативные УУД 

Регулятивные УУД

2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

Цель: Повторение изученного материала.

– Ребята, вы, наверное, догадались, почему я предстала перед вами в роли Снегурочки?

– Верно. Скоро Новый год. Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока зелёной ручкой: «Скоро Новый год!»

– Давайте договоримся, что мы сегодня будем оценивать.

– Чтобы получить высокий уровень, как нужно писать?

– Скоро Новый год! Это предложение?

– А какое оно по цели?

– А по интонации?

– Ребята, обратите внимание, что название праздника это имя собственное, и оно пишется с большой буквы, запомните, пожалуйста.

– А какие эмоции у вас возникают в этот праздник?

– Предлагаю на минутке чистописания эти слова прописать красиво и правильно. Подчеркните орфограммы зелёной ручкой.

– Кто желает назвать орфограммы?

– Молодцы!

Да, скоро Новый год!

Записывают число, классная работа, тему урока в тетради.

Чертят шкалу оценки в тетради. (Этот приём описан в книге М.А. Пинской, И.М. Улановской «Новые формы оценивания».)

Чисто, аккуратно.

Да. Нам понятно, о чём в нём говорится.

Повествовательное, потому что оно сообщает нам о празднике.

Восклицательное, так как произносится с особым чувством.

Счастье, радость, смех, веселье.

Прописывают в тетради.

– Ча-ща,- ст-,..

 

 

 

 Регулятивные УУД

 

 

Познавательные УУД

 

 

Личностные УУД

Познавательные УУД

3. Открытие нового знания. Работа с учебником.

Цель: Обсуждение затруднений. Постановка учебных задач.

– Ой, к нам кажется кто-то стучится. Да это же почтальон!

– Спасибо большое!

– Ребята, давайте же скорее его прочитаем.

Письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам ваш американский друг. Я хотел бы вас поздравить с Новый год! Желаю, чтобы перед Новый год вы написали хорошо контрольные работы. Желаю, чтобы к Новый год вы все успели загадать ваши самые заветные желания. Ведь до Новый год осталось совсем немного, всего 2 недели. Ну а после Новый год, чтобы вы хорошо отдохнули на каникулах.

До свидания!

Ваш друг, Майкл.

– Ребята, правильно ли составил поздравление наш иностранный друг?

– Что не так?

– Давайте поработаем корректорами и поправим нашего друга.

(У учителя это письмо на экране. Дети находят ошибки, учитель исправляет на ноутбуке другим цветом.)

– Ребята, в какой части слова вы исправили ошибки?

– Верно. Эта часть слова и называется окончание.

– Давайте поставим учебные задачи.

(Поместить на доске)

– А сейчас вы что-нибудь можете рассказать об окончании?

– Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 16. Упр. № 302

В класс входит подготовленный ученик 6 класса в костюме почтальона.

Почтальон:

– Здравствуйте, дети. Вам письмо от вашего американского друга, Майкла.

 

Почтальон уходит.

 

 

 

– Нет.

Слова Новый год надо по-другому писать.

 

В окончании.

 

  1. Что такое окончание?
  2. Для чего служит?
  3. Как выделяется на письме?

Часть слова, которая находится в конце слова.

Читают сначала про себя, затем вслух.

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

Личностные УУД

 

 

 

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

4. Работа в тетради.

Цель: Обсуждение и решение поставленных учебных задач.

– А теперь предлагаю выписать из письма в столбик сочетания слов Новый год со словами-помощниками (с предлогами). Выделим окончания, подчеркнём предлоги.

Работают в тетради и на доске.

Познавательные УУД

5. Физминутка.

Цель: Релаксация.

Учитель показывает движения.

Дети повторяют движения за учителем.

Регулятивные УУД

6. Включение нового знания в систему знания и повторения.

Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

– А вам хотелось бы поздравить кого-нибудь с Новым годом? Кого? Из каких частей обычно состоит поздравление?

– Обдумайте своё поздравление, сделайте его добрым, тёплым, а потом напишите. Помните об окошках. В поздравлении вам поможет памятка на странице 17 (голубая рамочка) и слова, которые мы писали на минутке чистописания. Итак, приступим!? Я тоже буду работать - напишу поздравление у себя в ноутбуке.

Дорогие ребята!

Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Желаю праздничного настроения, весёлых и радостных дней, исполнения желаний в Новом году! Будьте счастливы!

Ваша Елена Николаевна!

  1. Обращение (!)
  2. Сообщение (.)
  3. Прощание (.)
  4. Подпись (.) 

Ребята пишут поздравление у себя в тетради.

Читают по желанию поздравления.

Коммуникативные УУД

 

Личностные УУД

7. Итог урока. Рефлексия.

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности.

Мы с вами хорошо сегодня поработали. Узнали новое о словах. Давайте добавим в карту понятия новое понятие. (В учебнике по русскому языку идёт целый раздел темы «Размышляем о словах». С каждой новой темой, мы дополняем карту понятий новым понятием.   

– Сегодня мы познакомились с окончанием. Кто может рассказать о новом понятии? Зачем нам нужно это знать, где пригодится в жизни? Поднимите свои кружки, оцените свою работу на уроке. Не забудьте отметить уровень на шкале аккуратности.

– Ребята, а какой же Новый год без Ёлки!? Ёлку в класс! Предлагаю украсить лесную красавицу игрушками - нашими кружками. Если вам урок понравился, вам всё понятно –вешаем зелёные кружки, было что-то непонятно, сложно – жёлтые, не понравился урок- красные кружочки.

Учащиеся говорят, что они знают о слове, учитель фиксирует на доске.

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов. Обозначается квадратиком или прямоугольником.

Пригодится для того, чтобы правильно писать тексты, предложения.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

8. Домашнее задание.

Предлагаю дома поздравление написать и красиво оформить на отдельном листочке. Мне приносить его не обязательно. Вы можете подарить его, сделать приятное близким людям. Спасибо, вам ребята, за урок.

 

Коммуникативные УУД

Личностные УУД