Тип урока: урок введения нового знания. Урок-праздник.
Цель урока: рассмотреть роль окончаний слов в русском языке; учить изменять форму слова; формировать умение выделять в слове окончание.
Задачи:
Предметные:
- Усвоить, что окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов.
- Познакомить с особенностями оформления окончаний на письме.
- Учиться писать поздравления.
Личностные:
- Воспитывать доброту, ответственность, душевность, уважение к людям.
Метапредметные:
- Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
- Отвечать на вопросы учителя.
- Сравнивать предметы, находить общее и различие.
- Умение применять полученные знания.
- Регулятивные УУД:
- Под руководством учителя организовать своё рабочее место, сформулировать задание, определить цель, поставить учебные задачи.
- Дать самооценку.
- Коммуникативные УУД:
- Формирование умения слушать и понимать других.
- Читать про себя и вслух тексты, понимать прочитанное.
- Умение создавать письменное поздравление.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Технология: деятельностный подход, проблемное обучение, карта понятий по Бершадскому М.Е. (кандидату пед. наук, доценту, профессору АПК и ППРО, г. Москва).
Дидактические средства и материалы:
Для учителя:
- учебник «Русский язык» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, 2 класс;
- ЦОР;
- фонограмма музыки для физминутки;
- карточки со словами – понятиями;
- искусственная ёлочка.
Для учащихся:
- учебник «Русский язык» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, 2 класс;
- рабочие тетради;
- бумажные кружки трёх цветов: Красного, жёлтого, зелёного на каждого ученика(оценить себя и украсить ёлочку).
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Мотивация к деятельности. Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
||
– Здравствуйте ребята! Совсем скоро начнётся наш урок. Пусть этот урок, который мы проведём с вами вместе, позволит открыть много нового. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения! |
Соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваются. Организуют своё рабочее место под руководством учителя |
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Цель: Повторение изученного материала. |
||
– Ребята, вы, наверное, догадались, почему я предстала перед вами в роли Снегурочки? – Верно. Скоро Новый год. Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока зелёной ручкой: «Скоро Новый год!» – Давайте договоримся, что мы сегодня будем оценивать. – Чтобы получить высокий уровень, как нужно писать? – Скоро Новый год! Это предложение? – А какое оно по цели? – А по интонации? – Ребята, обратите внимание, что название праздника это имя собственное, и оно пишется с большой буквы, запомните, пожалуйста. – А какие эмоции у вас возникают в этот праздник? – Предлагаю на минутке чистописания эти слова прописать красиво и правильно. Подчеркните орфограммы зелёной ручкой. – Кто желает назвать орфограммы? – Молодцы! |
Да, скоро Новый год! Записывают число, классная работа, тему урока в тетради. Чертят шкалу оценки в тетради. (Этот приём описан в книге М.А. Пинской, И.М. Улановской «Новые формы оценивания».) Чисто, аккуратно. Да. Нам понятно, о чём в нём говорится. Повествовательное, потому что оно сообщает нам о празднике. Восклицательное, так как произносится с особым чувством. Счастье, радость, смех, веселье. Прописывают в тетради. – Ча-ща,- ст-,.. |
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД Познавательные УУД |
3. Открытие нового знания. Работа с учебником. Цель: Обсуждение затруднений. Постановка учебных задач. |
||
– Ой, к нам кажется кто-то стучится. Да это же почтальон! – Спасибо большое! – Ребята, давайте же скорее его прочитаем. Письмо. Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам ваш американский друг. Я хотел бы вас поздравить с Новый год! Желаю, чтобы перед Новый год вы написали хорошо контрольные работы. Желаю, чтобы к Новый год вы все успели загадать ваши самые заветные желания. Ведь до Новый год осталось совсем немного, всего 2 недели. Ну а после Новый год, чтобы вы хорошо отдохнули на каникулах. До свидания! Ваш друг, Майкл. – Ребята, правильно ли составил поздравление наш иностранный друг? – Что не так? – Давайте поработаем корректорами и поправим нашего друга. (У учителя это письмо на экране. Дети находят ошибки, учитель исправляет на ноутбуке другим цветом.) – Ребята, в какой части слова вы исправили ошибки? – Верно. Эта часть слова и называется окончание. – Давайте поставим учебные задачи. (Поместить на доске) – А сейчас вы что-нибудь можете рассказать об окончании? – Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 16. Упр. № 302 |
В класс входит подготовленный ученик 6 класса в костюме почтальона. Почтальон: – Здравствуйте, дети. Вам письмо от вашего американского друга, Майкла.
Почтальон уходит.
– Нет. Слова Новый год надо по-другому писать.
В окончании.
Часть слова, которая находится в конце слова. Читают сначала про себя, затем вслух. |
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД Познавательные УУД |
4. Работа в тетради. Цель: Обсуждение и решение поставленных учебных задач. |
||
– А теперь предлагаю выписать из письма в столбик сочетания слов Новый год со словами-помощниками (с предлогами). Выделим окончания, подчеркнём предлоги. |
Работают в тетради и на доске. |
Познавательные УУД |
5. Физминутка. Цель: Релаксация. |
||
Учитель показывает движения. |
Дети повторяют движения за учителем. |
Регулятивные УУД |
6. Включение нового знания в систему знания и повторения. Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
||
– А вам хотелось бы поздравить кого-нибудь с Новым годом? Кого? Из каких частей обычно состоит поздравление? – Обдумайте своё поздравление, сделайте его добрым, тёплым, а потом напишите. Помните об окошках. В поздравлении вам поможет памятка на странице 17 (голубая рамочка) и слова, которые мы писали на минутке чистописания. Итак, приступим!? Я тоже буду работать - напишу поздравление у себя в ноутбуке. Дорогие ребята! Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Желаю праздничного настроения, весёлых и радостных дней, исполнения желаний в Новом году! Будьте счастливы! Ваша Елена Николаевна! |
Ребята пишут поздравление у себя в тетради. Читают по желанию поздравления. |
Коммуникативные УУД
Личностные УУД |
7. Итог урока. Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности. |
||
Мы с вами хорошо сегодня поработали. Узнали новое о словах. Давайте добавим в карту понятия новое понятие. (В учебнике по русскому языку идёт целый раздел темы «Размышляем о словах». С каждой новой темой, мы дополняем карту понятий новым понятием. – Сегодня мы познакомились с окончанием. Кто может рассказать о новом понятии? Зачем нам нужно это знать, где пригодится в жизни? Поднимите свои кружки, оцените свою работу на уроке. Не забудьте отметить уровень на шкале аккуратности. – Ребята, а какой же Новый год без Ёлки!? Ёлку в класс! Предлагаю украсить лесную красавицу игрушками - нашими кружками. Если вам урок понравился, вам всё понятно –вешаем зелёные кружки, было что-то непонятно, сложно – жёлтые, не понравился урок- красные кружочки. |
Учащиеся говорят, что они знают о слове, учитель фиксирует на доске. Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов. Обозначается квадратиком или прямоугольником. Пригодится для того, чтобы правильно писать тексты, предложения. |
Регулятивные УУД Познавательные УУД |
8. Домашнее задание. |
||
Предлагаю дома поздравление написать и красиво оформить на отдельном листочке. Мне приносить его не обязательно. Вы можете подарить его, сделать приятное близким людям. Спасибо, вам ребята, за урок. |
|
Коммуникативные УУД Личностные УУД |