Внеклассное мероприятие по математике "Экологический десант"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


2017 год в России объявлен годом экологии и особо охраняемых объектов. Поэтому во многих городах России, том числе, и в нашей республике проводятся мероприятия, посвящённые, экологии и путей решения её проблемам. Природа нашего края удивительна. Актуальность обращения к данной теме продиктована необходимостью решения экологических проблем. Формированию у учащихся бережного отношения к представителям флоры и фауны, воспитанию любви к родному краю. Данную проблему, мне захотелось, затронуть и на этом внеклассном мероприятии по математике.

Это внеклассное мероприятие можно провести с учащимися 5-6-х классов. Так как здесь рассматриваются обыкновенные дроби. В частности правильные, неправильные дроби. Сравнение. Применение основного свойства дроби, все действия с дробями. Необходимо учесть авторов, содержание учебников, изучаемых учащимися. Мероприятие рассчитано на 45 минут.

План внеклассного мероприятия по математике «Экологический десант» состоял из следующих этапов:

1 этап (подготовительный):

  • Составление плана мероприятия;
  • подбор материалов; подготовка конкурсов; видеофильма.

2 этап (основной):

  • Проведение внеклассного мероприятия «Экологический десант».

3 этап (заключительный):

  • Анализ результатов.

Проведение внеклассного мероприятия позволило повысить интерес учащихся к изучению экологии, биологии и природы родного края. Вспомнить дроби. Это мероприятие учащимся очень понравилось. Так как, содержание не ограничивается рамками учебной программы по математике, а значительно выходит за его пределы.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня мы с вами проведём внеклассное мероприятие «Экологический десант». (Слайд 1).

Цели:

  • закрепить практические умения и навыки действий с дробями познакомить учащихся с экологическими проблемами и нахождением путей решения этих проблем через язык математики;
  • развивать познавательный интерес и творческую деятельность учащихся;
  • воспитывать интерес к деятельности по улучшению окружающей среды, воспитывать экологическую культуру, отрицательное отношение к вредным привычкам.

Задачи:

1. Общеобразовательные:

а) формировать представление об экологии, как о науке о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания;
б) выявить основные пути загрязнения природы;
в) формировать коммуникативную компетентность: умение анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

2. Развивающие:

а) расширять кругозор детей о природе;
б) развивать логическое мышление;
в) развивать познавательный интерес к предмету, к изучению местного природного окружения.

3. Воспитывающие:

а) воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание, бережное отношение к природе;
б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом, дом всегда нужно беречь и защищать». (Слайд 2)

Оборудование: проектор, экран.

Плакаты, раздаточный материал, клей, бумага, фломастеры.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Учитель:

Наша планета хрупка и ранима,
Все ли мы помним об этом, друзья?
Мир наш беречь просто необходимо
От наших с вами следов бытия.
Что мы потомкам желаем оставить?
Грязные реки? Отравленный лес?
Может, не поздно ещё нам исправить
Действия монстра по кличке Прогресс?
(Б. Поляков)

Умение уважать и любить мир, в котором мы все живём и от состояния которого зависит наше здоровье – важное качество современного человека. Я думаю, что наша сегодняшнее мероприятие поможет нам задуматься над некоторыми цифрами и выработать некоторые нормы поведения в быту, на отдыхе, обеспечивающие бережное отношение к природе. Вы узнаете о науке, которая связывает человека и природу, эту науку надо уважать и слушаться её сигналов. Сегодня мы совершим путешествие по стране экология, а знания математики помогут вам познакомиться с увлекательным миром природы.

Вопрос учащимся.

  1. Какая наука связывает человека и природу?
  2. Год чего объявлен 2017 в России? Как вы думаете, почему назрела экологическая проблема?

(слайд3)

(В мероприятии участвует три команды по 5-6 человек в каждой. Команды рассаживаются за разными столами.)

Учитель: Дорогие ребята, наш экологический десант будет состоят из трёх команд. Назовите команды, выберите капитана. У каждой команды на столе сигнальная карточка. Командам задаются вопросы, и та из команд, которая первой поднимет сигнальную карточку, дает ответ на поставленный вопрос. За каждый правильный ответ команда получает баллы.(В качестве баллов: вырезанные из цветной бумаги листья, бабочки, цветы, птицы. Каждой команде выдается плакат силуэтом леса, реки, дерева. В течение мероприятия, после каждого конкурса они клеят плакат изображениями цветов, птиц)

Чтобы удачно сложилось в пути, нам необходимо будет вспомнить правильные ,неправильные дроби. Основное свойство дроби, сравнение дробей, все действия с дробями.

Отравляется на первый объект. Пусть девиз нашего мероприятия звучит так:

Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Работать – доказательно!
И всё будет у нас – замечательно! (Слайд 4)

Для выполнения 1 задания нам надо вспомнить какие дроби называются правильными, а какие – неправильными? Как можно сравнить дроби? Приложение 1 (слайд 5)

ИТАК наш экологический десант высадились на свалках, оврагах ,улицах ,дворах...

МУСОР. Проблема экологии – это в первую очередь, проблема уменьшения выбросов в окружающую среду различных загрязнителей. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, фильтра от сигареты – до 100 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет или бумагу. (слайд6)

Задание Приложение 2 (слайд 7)

СБРОСЫ. А знаете вы, сколько воды мы потребляем в сутки? В городах развитых стран (г. Москва, Нью-Йорк) на свои бытовые нужды человек потребляет до 500 литров. Хотя, по расчётам специалистов для одного человека требуются не более 250 литров.

Каждый из вас может подсчитать, сколько воды тратит ваша семья за сутки. Для упрощения счёта используйте цифры приблизительного расхода воды:

  • душ – 20 литров в минуту;
  • принятие ванны – 100 литров;
  • открытый кран на кухне – 15 л в минуту.

Таким образом можно подсчитать, сколько тратит воды вся семья; всё село.

Неэкономное использование воды промышленными, сельскохозяйственными предприятиями, людьми, неудовлетворительное состояние водопроводных сетей, небрежная эксплуатация их могут привести к тому, что к 2100 году человечество исчерпает весь естественный запас пресной воды.

В РОССИИ С ЗАГРЯЗНЕННЫМИ СТОКАМИ ЗА ГОД СБРАСЫВАЕТСЯ 6 ТЫС.ТОНН НЕФТЕПРОДУКТОВ, 600 ТЫС.Т ВЗВЕШЕННЫХ ВЕЩЕСТВ,10 ТЫС.ТОНН СОЕДИНЕНИЙ МЕДИ ЖЕЛЕЗА, ЦИНКА. Каждый год в мире от заболеваний, вызванных загрязнением воды, умирает более 5 млн. человек, среди них – 4 млн. детей.(слайд 8)

ВСПОМНИМ КАК НАЙТИ СУММУ, РАЗНОСТЬ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЧАСТНОЕ ДРОБЕЙ

Учащиеся должны последовательно выполнить вычисления десяти выражений и посмотреть, какой букве соответствует полученный результат. После верного заполнения букв будет расшифрованы слова Приложение 3

(При заполнении должны получиться следующие результаты.)

(слайд 10)

Некоторые факты:

  • 63% всех сельскохозяйственных земель планеты подвержено эрозии.
  • 1000 литров воды требуется, чтобы вырастить килограмм пшеницы.
  • ежегодно с лица Земли исчезает около 30 000 видов живых организмов
  • Каждый год на Земле умирает 10 миллионов детей, 200 миллионов детей младше 5 лет имеют отставание в развитии, 800 миллионов человек каждую ночь засыпает голодными, 1,5 миллиарда человек не имеет постоянного доступа к чистой питьевой воде.
  • Чтобы вырастить 1 килограмм картофеля нужно затратить 100 литров воды, -1 килограмм риса – 4000 литров воды, 1 килограмм говядины – 13000 литров воды.
  • Ежегодно с лица Земли исчезает 13 миллионов гектаров леса
  • Средняя температура за последние 15 лет достигла самой высокой отметки.
  • Ежегодно в мире на свалку выбрасывается около 125 миллионов работоспособных телефонов, которые попросту надоели своим хозяевам.
  • Ежегодно в мире на свалку выбрасывается около 125 миллионов работоспособных телефонов, которые попросту надоели своим хозяевам.
  • В ходе последних исследований установлено, что 40% смертей по всему миру связано с загрязнением воздуха, воды и почвы. (слайд 11)

Учитель: Каковы пути решения экологических проблем? После ответов учащихся, учитель обобщает.

  • Правовые. Они включают в себя создание законов об охране окружающей среды
  • Экономические. Ликвидация последствий техногенного воздействия на природу требует серьезных финансовых вливаний.
  • Технологического. В этой области есть, где разойтись изобретателям и рационализатора. Применение новых технологий в добывающей, металлургической и транспортной отрасли промышленности, позволит свести до минимума загрязнение окружающей среды. Основной задачей является создание экологически чистых источников энергии.
  • Архитектурные. Целесообразно озеленять большие и малые населенные пункты, делить их территорию на зоны с помощью насаждений. Немаловажное значение имеет высадка насаждений вокруг предприятий и вдоль дорог.
  • Наиболее популярны такие направления деятельности
  • Уменьшение бытовых и производственных отходов
  • Очистка сточных вод; Переход к чистым источникам энергии
  • Охрана и восстановление земель и лесов. Проводится высаживание новых лесов в местах вырубок. Осуществляются мероприятия по осушению земель, защите их от эрозии.
  • Постоянная агитация в пользу экологии, меняет взгляды людей на эту проблему, склоняя их к бережному отношению к окружающей среде. (слайд 12)

Все экологические проблемы служат для исчезновения редких животных, растений.

Красная книга – это книга тревоги, предупреждения. В неё включены растения, которые находятся под угрозой исчезновения. Назовите растения, которые исчезают с лица Земли. (пион степной, прострел раскрытый, ландыш майский, венерин башмачок) Назовите животных, исчезнувших с лица Земли (лошадь Пржевальского, стеллерова корова, странствующий голубь); животных, находящихся на грани исчезновения (амурский тигр). Для учёта и охраны редких и исчезающих видов растений и животных, а также уникальных природных объектов, биогеоценозов, природных наследий учреждена Красная книга. (слайд 13)

Ребята, назовите особо охраняемые объекты в вашей республике, вашем районе?

В районе имеется 1 государственный природный заказник «Сорминский» и 2 памятника природы республиканского значения– озеро Тени и памятник природы «Илгышевский».

(слайд 14)

Изображение этих мест, мы получим играя «Математическое лото».Я называю вопросы, вы ищете правильные ответы, покрывая , карточками. Приложение 4 (слайд 15) (Шаблон делится на клетки ,вписываются ответы на вопросы. В результате получаются изображения.

Команды получили озеро «Тени», памятник природы «Ильгышевский», заказник «Сорминский».

(слайд 16-18)

В нашей школе, где я работаю тоже есть музей природы и экологии посмотрим сюжет. (Видеоролик «Музей природы и экологии). Приложение 6. Итак вопрос что за птица. Задания для капитанов. Конкурс «Найди лишнее». Приложение 5. (слайд 19).

Ястреб-тетеревятник (слайд 20)

Итог занятия.

Каждая команда в течении пяти минут должна составить обращение к человечеству с призывом о сохранении Планеты, о необходимости учить математику. Команды выступают с манифестом, с плакатом, которые они украшали после каждого конкурса.

Презентация у автора.