Изменения в связи с введением Федеральных государственных стандартов, в связи с новыми требованиями к преподаванию требуют нетрадиционных источников образования, утверждающих приоритет общечеловеческих ценностей.
Одним из путей реализации такого подхода к образованию и воспитанию детей является олимпизм.
Олимпизм, согласно Олимпийской Хартии, представляет собой “жизненную философию, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума" (Олимпийская Хартия, 1996, с.7). Известно, что Пьер де Кубертен, французский гуманист и основатель олимпийского движения современности, связывал олимпизм с идеей совершенствования человека, человеческих отношений и общества на основе использования спорта, спортивных соревнований и подготовки к ним. Важную задачу олимпизма он усматривал в предотвращении разрыва между физическим и духовным развитием человека, в содействии его разностороннему и гармоничному становлению.
Нас, учителей физического воспитания, олимпизм привлекает тем, что соединяет спорт с культурой и образованием, создает образ жизни, основанный “на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам”
В России под “олимпийским воспитанием” понимается трансляция определённых, закреплённых в олимпизме отношений, ценностей, а также мотивация использовать эти знания и отношения в своей жизни
Данные ценности созвучны основной цели
программы по физической культуре под редакцией Б.Б. Егорова, Ю.Е. Пересадиной, которая реализуется в 1-4 классах гимназии № 44.Это - формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Таким образом, ставя перед собой цель формирования физической культуры личности в учебно-воспитательном процессе, мы находим, что приобщение к философии олимпизма оказывает содействие ее решению.
В своей гимназии мы включились в работу по данному направлению и установили следующую структуру деятельности:
1 блок
Теоретические уроки олимпийского образования в рамках уроков физической культуры (согласно программы и тематического планирования).
2 блок
Уроки физической культуры, на которых основным является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью.
3 блок
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению:
- работа спортивных секций (баскетбол, рукопашный бой, волейбол, футбол)
- спортивных мероприятия в ходе “ Дней здоровья и спорта", классных и гимназических мероприятий;
- использование возможностей муниципальных спортивных центров.
1 блок. Теоретические уроки проводятся с помощью учебно-методического комплекса образовательной системы “ Школа 2100”
Особенности построения учебного материала (материал с сайта “Система “Школа 2100” раздел “Работа с учебниками “Физическая культура”)
“Учебники “Физическая культура” состоят из двух книг и четырёх частей. Книга первая, часть 1 – “Школьник и физкультура” (12 тем и приложение) – посвящена не просто знакомству ученика с образовательной областью “Физическая культура”, но и подводит его к выводу, что двигательная деятельность занимает очень важное место в жизни человека. С помощью рисунков и вопросов к ним ученик, рассуждая, самостоятельно находит ответы на вопросы: “Зачем нужно двигаться?” (с. 8), “Зачем нужен режим дня?” (с.12), “Как выполнять зарядку и физкультминутки?” (с. 14-17). В первой части учебника предлагается провести в классе соревнования “Мама, папа, я – спортивная семья”, а также выполнить вместе с близкими проект “Спортивный фотоальбом”. Выполняя этот проект, ребёнок знакомится с видами спорта, которыми увлекаются члены его семьи.
Книга первая, часть 2 – “Как стать чемпионом” (13 тем и приложение) – посвящена знакомству учеников с основными физическими качествами человека и основными видами движений. В рамках проблемного обучения ученикам предлагается чёткий план работы, алгоритм, с помощью которого он сможет самостоятельно познакомиться с физическими качествами человека и с видами движений, ответить на вопросы, зачем они необходимы человеку и как их развить. Во второй части учебника также предлагается занимательный материал, помеченный заголовком “Для любознательных”, который помогает расширению кругозора и формированию у ученика целостной картины мира. Для взаимодействия с родителями предлагается проект “Я, мой папа (мама) – чемпионы!”.
Книга вторая, часть 3 – “Ты и спорт” (13 тем и приложение) – посвящена истории развития физической культуры и спорта, показывает тесную связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. С помощью проблемных ситуаций, созданных в учебнике, ученик отвечает на вопросы: “Как появились физические упражнения?”, “Каким должен быть защитник Родины?”, “Откуда появились Олимпийские игры?” и др. Знакомясь с историей физической культуры и спорта нашей страны, ученик узнает, что такое ГТО и ДОСААФ, какую роль они сыграли в истории государства и почему достижения спортсменов – это гордость страны. Знакомясь с видами спорта и спортивными играми, дети узнают, в чём их отличие. Несколько тем под общим названием “Путешествуя, играем” не просто знакомят учеников с играми народов мира и России, но и выстраивают тесную связь с большим разделом предметной области “Окружающий мир”. Для совместной работы ребёнка и семьи в третьей части предлагаются два проекта “Спортивное генеалогическое древо моей семьи” и “Во что играли наши бабушки”
Учебники “Физическая культура” помогают также решать и такие глобальные задачи, как формирование здорового образа жизни и развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Конечно, мы не заставляем младших школьников просиживать за партами во время уроков физкультуры. Учебники данной линии позволяют учащимся работать самостоятельно. Кроме того, для решения этих задач учебники “Физическая культура” реализуют деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС через ряд деятельностно ориентированных принципов
Основное, что заложено в учебниках данной линии: “Бессмысленно пытаться рассказывать ученику незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом. Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать учащимся осмысливать свой двигательный опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно возникают вопросы, которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего двигательного опыта. В этом случае учащийся может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.”
2 блок Уроки
В силу особенностей организации учебного процесса в гимназии 3 часа программы реализуется следующим образом: учителя физического воспитания проводят 2 часа в неделю, а раздел “Подвижные игры”, что составляет 34 часа в год, находится в ведении учителей начальных классов. Требование к данному разделу - большая часть занятий должна проводиться на открытом воздухе. При корректировке программы учителями физического воспитания было увеличено количество часов на подвижные игры и национальные виды спорта народов России
3 блок - внеурочная деятельность содержит спортивные состязания. Они являются наиболее массовыми, зрелищными и эмоциональными мероприятиями и являются реализацией идей олимпизма. Существует ряд обязательных требований к проведению данных мероприятий: наличие олимпийской атрибутики, зрелищность, наглядность; соответствие соревновательных упражнений возрасту и физической подготовленности учащихся; объективность оценки результатов соревнований; соблюдение торжественных церемониалов.
Мероприятия в течение года проводятся по отдельному плану.
Результатом освоения предмета физической подготовки становится формирование ключевых универсальных действии, которые созвучны основным ценностям олимпизма : планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Вне гимназии учащиеся развивают спортивные навыки, занимаясь в различных секциях и спортивных школах, совершенствуют их и добиваются признания уже на уровне города и области. Учителя физвоспитания рады, что основы физического совершенства были заложены еще в младших классах на наших уроках.